24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBf4CT
Тонары в аренду на http://perevozki.youdo.com/arenda/tonar/.
Услуги по отделке стен - http://remont.youdo.com/facing/walls/, заказать сейчас.
Услуги профессионалов: http://perevozki.youdo.com/city/dlv/izmskvspb/, подробное описание.
youdo.com


Аналитика все материалы

В тихом омуте

В то время как российскую гражданскую авиацию "штормит", авиакомпании объявляют дефолты, керосин то дорожает, то дешевеет, а билеты – только дорожают, когда производство российских самолетов ничтожно, а иностранные ввозить не позволяет почти 50-процентная пошлина, кажется, что аэропорты могут и должны стать для перевозчиков и надежной опорой, и "отчим домом". Поэтому Накануне.RU решило посмотреть, что происходит с аэропортами Уральского федерального округа, готовы ли они помочь авиакомпаниям или же им самим нужна помощь. Сегодня – аэропорт Нового Уренгоя. Как оказалось, в "тихом омуте" иногда могут происходить совершенно необычные вещи. Очевидное невероятное – в нашей первой публикации.

ОАО "Новоуренгойский объединенный авиаотряд" – именно так официально называется структура, имеющая в своем составе не только аэропортовый комплекс, но также авиакомпанию (по данным с сайта НОА – 19 вертолетов Ми-8 в собственности, основной заказчик услуг – ОАО "Газпром" и его "дочки") и агентство воздушных сообщений. Собственно аэропорт стабильно входит в 20-ку крупнейших в России по объемам перевозок на внутренних линиях. Так, в 2007 г. пассажиропоток составил более 469 тыс. человек. Из аэропорта регулярные рейсы совершают более 15 авиакомпаний в более чем 10 городов.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RUВообще, ситуация с НОА очень типична как в целом для региональных аэропортов страны, так и для северных авиапредприятий в частности. Начало истории у всех одинаковое: преобразование унитарного предприятия в ОАО и планы по продаже с молотка. Некоторые из аэропортов (в т.ч. и новоуренгойский) были включены в план по приватизации госимущества еще в самом начале 2000-х. И так до сих пор и не проданы. Почему? Потому что не являются привлекательным активом в глазах частных инвесторов. Региональные же власти рады бы купить, можно сказать, свое детище, которое, если говорить по справедливости, действительно должно им принадлежать, но у них нет денег.

Да и сейчас любители защищать рыночные законы скажут, что, мол, это неправильно, аукцион на то и аукцион, чтобы собственником стал самый эффективный инвестор, под руководством которого компания будет приносить самую большую прибыль. Но дело в том, что российский Север – это как раз та территория, где господдержка и госхозяйствование – порой единственный способ выжить, точно так же как на Дальнем Востоке. Кстати, там уже начались некоторые подвижки – совсем недавно Президент России Дмитрий Медведев пообещал дотации на льготников компаниям, работающим в регионе. Нечто подобное существует в региональном масштабе и на Ямале. Например, в 2008 г. предприятия, совершающие социально значимые межмуниципальные рейсы по регулируемым тарифам, получили за счет программы "Сотрудничество" порядка 123 млн руб. Всего же на поддержку воздушного транспорта округа было выделено около 170 млн руб. К сожалению, уже в этом году знаменитая программа трех регионов Большой Тюмени может быть сокращена, и, возможно, одним из пунктов, которые попадут под сокращение, будут именно авиапредприятия.

Не слишком симпатичен, как уже говорилось выше, аэропорт и для теоретических частных инвесторов. Авиакомпании – может и не против, но уж слишком много сложностей. Во-первых, и у "ЮтЭйра", и у "Ямала" – основных северных перевозчиков, уже есть базовые аэропорты, в остальных же местах, как доказало недавнее обращение "ЮтЭйра" в ФАС по поводу салехардского аэропорта, вполне можно добиться равноправия и без вхождения в актив. Во-вторых, пресловутый кризис. За новоуренгойский аэропорт Росимущество будет просить 1 млрд 260 млн 750 тыс. руб. И это только стартовая цена. Правда, аукцион уже перенесли на три месяца, причины переноса в Росимуществе не уточнили.

федеральная антимонопольная служба фас рф табличка | Фото: Николай Галкин www.itogi.ruНу и третья причина, которая заслуживает не то что отдельного внимания – она, собственно, и является краеугольным камнем в истории приватизации северных (да и не только северных) аэропортов. Это теоретический запрет на приобретение авиакомпаниями аэропортов и разделение авиаотрядов (теоретически – на стадии акционирования) на аэропортовое предприятие и авиакомпанию. Почему все это теоретически? Потому что на практике выходит совсем иначе. Каждый раз по-разному.

Во-первых, все мы знаем случаи преобретения авиакомпаниями (частично или полностью) аэропортов. Как правило, через аффилированные компании, а иногда и напрямую. Распространенный вариант – объединенная компания вообще идет на конфликт с контролирующими органами вроде ФАС и всеми правдами и неправдами оттягивает разделение. Пример – ФГУП "Оренбургские авиалинии". И перевозчик, и владелец аэропорта. Было время, когда ФАС только и успевало принимать жалобы от авиакомпаний на подобные предприятия, препятствовавшие их деятельности. Им не выделяли слоты, не обслуживали и т.д. Но все же северные аэропорты немного отличаются от аэропортов федерального значения, где пассажир от роста конкуренции авиакомпаний только выигрывает.

Северные авиаотряды даже с приходом рыночной экономики сохранили советский механизм жизнедеятельности. Иначе им было просто не выжить. За сохранение целостности авиаотрядов не раз ратовали власти северных регионов. Но власти федеральные, к сожалению, очень часто любят грести под одну гребенку. И если вице-премьер Иванов сказал "всех разъединить", значит нужно всех разъединить. Так, в целом здравая и правильная мысль в наложении на некоторые регионы со своими особенностями привела к жуткой "пробуксовке". Наверное, лучшей иллюстрацией к ситуации будет комментарий одного из посетителей нашего сайта на информацию о том, что, по идее, НОА уже давно должны были разъединить. "Осталось чуть ли не одно из последних нормально функционирующих авиапредприятий в РФ, так вы и его порвите и задушите!". Эмоционально, грубо, зато передает все отчаяние и боль за северные аэропорты.

Тем не менее, закон есть закон. Аэропорты надо было разделить на стадии акционирования и потом продавать по отдельности. Если авиаотряд продается неразделенным, по закону его будет практически невозможно приобрести, поскольку тогда покупатель автоматически становится монополистом, что запрещено. И как в таких условиях искать покупателей?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Похоже, в Росимуществе знают ответ. Возможно, его знают и в самом НОА, но нам комментировать эту тему представители в авиаотряде отказались. Как, впрочем, и антимонопольной службе, в которую Накануне.RU сделало запрос. И вот какой ответ мы получили: "26.06.2007 г. было вынесено решение о принудительной реорганизации указанного лица (ОАО "Новоуренгойский объединенный авиаотряд" – прим. Накануне.RU). Зам. генерального директора по общим вопросам от комментариев о результатах исполнения данного решения отказался, пояснив только, что компания включена в план приватизации. В настоящее время ФАС России поручает Ямало-Ненецкому УФАС России провести оперативную проверку исполнения указанного решения и принять соответствующие меры в случае его неисполнения либо ненадлежащего исполнения". В управлении ФАС по ЯНАО пока отказываются от каких-либо комментариев, отмечая при этом, что как только информация о проверке появится, она сразу же будет опубликована.

Создается ощущение, что аэропорт выставлен на продажу с нарушением не одного правила. Тем не менее, то, чего не может быть в принципе, сегодня является фактом. Очевидное невероятное.

Накануне.RU продолжит следить за развитием событий с НОА, а также с другими аэропортами УрФО. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС