25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Экономика В России

Поддержка поневоле

Кризис сыграл на руку крупнейшему российскому производителю легковых автомобилей "АвтоВАЗу". Для того, чтобы поддержать отечественный автопром, правительство существенно повысило таможенные пошлины на иностранные автомобили. Страсти вокруг этого разгорелись нешуточные: акции протеста по всей стране, противостояние ОМОНа и жителей Владивостока, для многих из которых автомобили – хлеб насущный. Плюс отставка руководителя приморского отделения "Единой России". Но в любом случае пошлины уже повышены, а отменять принятое решение вряд ли кто-то будет. Вот только поможет ли такая "драконовская" мера "АвтоВАЗу"?

Новые таможенные тарифы вступят в силу уже после праздников. На новые иномарки таможенные пошлины возрастут до 30%, а на подержанные (ими теперь считаются автомобили старше пяти лет, тогда как раньше – старше семи) пошлины увеличатся чуть ли не в два раза. Так что сопоставимые по цене с российскими автомобилями бюджетные иномарки теперь станут далеко не такими доступными как раньше. И это без учета кризиса, снизившего платежеспособность населения, которое и так стало отдавать предпочтение в пользу автомобилей "АвтоВАЗа".

Как заявил Накануне.RU заместитель директора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов, по данным за ноябрь-декабрь доля отечественного автогиганта на рынке составила 27%, тогда как еще в октябре она была 23%. "В предыдущие годы доля "АвтоВАЗа" снижалась, а сейчас начала расти", - подчеркнул Сергей Удалов. Заслуги автоконцерна в этом нет, просто ВАЗы дешевле иномарок в обслуживании и за редким исключением в цене. И сейчас многие, когда их сокращают на работе, урезают зарплаты или не повышают их, стремятся экономить. В том числе и на машинах.

При всем этом, общий объем проданных автомобилей, как иностранных, так и отечественных, конечно же, уменьшается. По итогам года в России будет продано порядка 2,8 млн новых автомобилей, тогда как в 2009 году, по прогнозам, - 2 млн авто. То есть продажи упадут почти что на треть. С учетом мер, предпринимаемых правительством, доля "АвтоВАЗа" на рынке, по данным билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU замдиректора аналитического агентства "Автостат", может составить 30-35%, а иномарок, собираемых в России, - 35-36% (по итогам года этот показатель 21%).

Впрочем, организатор Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, напротив считает, что повышение пошлин не сильно поможет отечественному автопрому. "Люди, которые поездили на иномарках, вряд ли пересядут на продукцию "АвтоВАЗа" и "ГАЗа". Тех же, кто покупает автомобиль впервые, не так много", - заявил Накануне.RU Виктор Похмелкин.

Доля же подержанных иномарок расти не будет, они и сейчас невелика. Из 1,57 млн легковых автомобилей, ввезенных в Россию за девять месяцев нынешнего года, подержанные – лишь 300 тыс. штук. Таким образом, доля старой техники в импорте, по оценкам аналитиков компании "Автостат", составляет всего порядка 20%.

"В следующем году доля подержанных автомобилей не будет расти из-за пошлин, ведь в нынешнем году подержанные автомобили, в основном, ввозились в возрасте от пяти до семи лет. Сейчас же на такие машины фактически Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU заградительные пошлины, они составляют около половины стоимости самого автомобиля", - подчеркивает Сергей Удалов.

Выходит, что высокие таможенные пошлины в итоге окажут поддержку российскому автопрому, но, вопрос, какой ценой? Очевидно, что, как минимум, непопулярностью среди части населения, что доказывают многочисленные акции протеста, которые прошли не только в Приморье, где на улицы вышли тысячи. Протестующих поддержало и местное отделение "Единой России", направив обращение в правительство по поводу отмены пошлин на иномарки. В обращении отмечалось, что повышение пошлин может привести к безработице в регионе, где многие предприятия связаны с продажей и обслуживанием иномарок. В итоге секретарь приморского регионального политсовета партии Петр Савчук подал заявление об уходе.

Акции протеста прошли и в таких далеких от Владивостока городах, как Челябинск и Екатеринбург. Конечно, размах акций протеста был вовсе не "приморским", и здесь свое недовольство пошлинами выразили лишь десятки автомобилистов.

Как считает исполнительный директор совета "Независимая ассоциация содействия автомобилистов" Василий Белопашенцев, повышение пошлин коснется всех, ведь, из-за отсутствия конкуренции, "АвтоВАЗ" может поднять цены на свою продукцию. "Приток дешевых иномарок являлся сдерживающим фактором для российского автопрома. "Лада Приора" максимальной комплектации по цене сопоставима с "Хундай Акцент". Люди голосовали рублем против отечественных автомобилей", - заявил Накануне.RU Василий Белопашенцев. Теперь же, по его словам, эта возможность исчезает.

С тем, что "АвтоВАЗ" воспользуется сложившейся ситуацией и увеличит стоимость автомобилей, согласен и организатор Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Он напомнил, что так уже было, когда повышались пошлины на иномарки, которые старше семи лет. "После этого подросли цены на продукцию нашего автопрома", - добавил Похмелкин. Он также подчеркнул, что все действия правительства сейчас направлены на то, чтобы вытеснить с рынка японские автомобили с правым билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU рулем, ограничить потребителя в его правах и возможностях, нацелив на покупку отечественного автомобиля. "Увы, это не получится", - уверен организатор Движения автомобилистов России.

Отечественный автопром, то, чем гордятся азиатские и европейские страны, и то, за что краснеют россияне, ласково называя российские автомобили "тазиками", сделанными на коленке, поддерживать, без сомнения, нужно. Особенно в условиях кризиса, когда даже фундаментально крепкие иностранные автогиганты ходят по лезвию ножа. Но в данном случае хороши далеко не все средства. Например, не так много говорится о другой инициативе правительства – субсидировании выплаты 8,6% (две трети ставки рефинансирования ЦБ) ставки по кредиту, если он взят на покупку отечественного автомобиля. То есть человек сам решает, либо покупать иномарку и выплачивать кредит с процентами самому, либо остановить свой выбор на продукции "АвтоВАЗа" или "ГАЗа", а государство заплатит часть процентов.

"Вот это адекватная мера. Я считаю, что за рыночную экономику нужно бороться рыночными методами", - говорит исполнительный директор совета "Независимая ассоциация содействия автомобилистов" Василий Белопашенцев. "Я думаю, что поддерживать нужно отечественного потребителя, чтобы он мог купить то, что считает нужным. А производители пусть соревнуются, конкурируют. Это самая разумная политика", - также подчеркивает организатор Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

Сегодня власть в части политики по поводу российского автопрома действует методом кнута (повышение пошлин) и пряника (субсидирование кредита). Вот только размеры первого и второго несопоставимы. Скорее, пряник призван лишь чуть-чуть подсластить горькую пилюлю повышения пошлин. А вообще, последние изменения вполне вписываются в общий тренд поддержки системообразующих банков, стратегических предприятий, крупных компаний. Вот только за это кому-то все равно придется платить. В данном случае – автомобилистам. Это они своим кошельком поневоле будут поддерживать отечественного производителя. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС