25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Общество В России

Нет причин сомневаться в эффективности "Нерпы", - Андрей Фролов

Очередная громкая история. К сожалению, трагичная. 8 ноября на ходовые испытания в Японском море вышла АПЛ "Нерпа" (класс "Щука-Б"). Неожиданно сработала система пожаротушения, начавшая подавать газ фреон в первый и второй отсеки. Задохнулись 20 человек. По факту завели дело. Задержали одного матроса из экипажа. В СКП заявили, что матрос во всем признался. Это вызвало скептическую реакцию со стороны его сослуживцев и военных специалистов. О том, почему произошла авария на "Нерпе", повлияет ли трагедия на экспорт российских вооружений и примут ли лодку в состав флота в интервью Накануне.RU рассказал научный сотрудник Центра АСТ Андрей Фролов.
Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: На Ваш взгляд, почему с "Нерпой" случилось то, что случилось?

Андрей Фролов: Я думаю, ответ довольно простой. Неисправность или халатность - следствия работы любой сложной конструкции, в частности - ПЛ. Мне кажется, ситуация не является признаком недостатка системы или недостатка проекта. По аналогичному проекту построены 14 лодок. Они с 1986 года несут службу на советском и российском флоте. Случай с "Нерпой" - несчастный, трагический, но не являющийся симптомом деградации российского флота или российской промышленности. Хотя, безусловно, для более точного анализа нужно дождаться окончательных результатов расследования.

Вопрос: Одного матроса уже практически объявили виновным. Это у нас традиция такая – в первую очередь находить "крайних"?

Андрей Фролов: Вполне может быть, что данный матрос допустил какую-то оплошность, связанную с обеспечением противопожарной системы. Но сейчас давать однозначные оценки нельзя. Уголовное дело ведется. Рассматривается не только сам факт – нажал конкретный человек конкретную кнопку или нет, - рассматривается, что привело к данному развитию событий. Если матрос не был достаточно обучен, или не уследил за системой, то вопрос нужно адресовать командованию и тем, кто готовил испытания.

Вопрос: Уже заявлено, что аварийную лодку примут в состав флота. С чем это связано?

Андрей Фролов: К основным системам ПЛ серьезных претензий в ходе испытаний не предъявлено. После выяснения причин срабатывания системы будут приняты меры. Технические, организационные недоработки исправимы. Я думаю, действительно в начале следующего года, после прохождения всех этапов испытаний, сдачи всех систем, лодка вполне может быть введена в состав флота.

Вопрос: На российский оружейный экспорт этот случай как-то повлияет?

Андрей Фролов: ЧП случаются не только на российском флоте, но и за рубежом. Военно-техническое сотрудничество – не всегда в первую очередь техника. Иногда это политика, экономика. С учетом того, что сейчас у Рособоронэкспорта заказов как минимум больше чем на 20 миллиардов долларов история на положение не повлияет. Если выяснится, что дело в человеческом факторе, то техника вообще не при чем. Нет причин сомневаться в эффективности "Нерпы", как системы вооружений. Кроме того, остается открытым вопрос – действительно ли она должна передаваться индийцам. Наконец, не надо забывать, что в российском экспорте вооружений основную долю занимают самолеты, военно-воздушная техника, системы ПВО. Ситуация с "Нерпой" не скажется на основном массиве российского экспорта. А с теми же индийцами у нас идет длительный контракт по авианосцу, другой контракт - на строительство фрегатов в Калининграде. Дело запущено и к лодке отношения не имеет.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: С учетом произошедшего как бы Вы могли оценить состояние современного российского подводного флота?

Андрей Фролов: По сравнению с эпохой "Курска" больше внимания стали уделять человеческому фактору, условиям для проживания офицеров. В частности, на Дальнем Востоке построен вилючинский мини-город с улучшенной инфраструктурой. В начале года в Северодвинске закончился капитальный ремонт лодки "Пантера". Она прошла тот же цикл испытаний, что и "Нерпа". На том же Дальнем Востоке после ремонта сдана однотипная "Курску" лодка. Улучшилась ситуация со спасательными средствами. Были закуплены системы подводного поиска. Произведен ремонт спускаемого аппарата "Приз". На заводе-изготовителе "Красное Сормово" (в Нижнем Новгороде) ремонтируется однотипный с ним аппарат. Спущен на воду "Юрий Долгорукий". После капремонта - "Дмитрий Донской". Спущена на воду ДПЛ "Санкт-Петербург", хотя ее пока довести не могут. Заложены две лодки, однотипные "Долгорукому". Худо-бедно, но подплав финансируют. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС