29 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBcm2N
Услуги специалиста: http://remont.youdo.com/repair/flat/price/other/kvm/, подробнее тут.
Услуги на YouDo: http://remont.youdo.com/repair/kitchen/pod-klyuch/, смотреть варианты >>
youdo.com


Аналитика все материалы


Политика За рубежом

Америке предложили "развестись" с Колумбом

Уго Чавес сделал предложение. Обеим Америкам сразу. И Южной, и Северной. Он предложил дамам "развестись" с Колумбом. А именно – призвал больше не праздновать день открытия континентов, объяснив свои слова тем, что колонизаторы уничтожили 95% коренного населения. В самой Венесуэле 12 октября еще шесть лет назад объявили "Днем индейского сопротивления". Впрочем, в США, в Колорадо, индейцы и так проводят ежегодные марши протеста с требованием отменить "праздник". Напомним, 12 октября 1492 года Христофор Колумб высадился на Багамских островах и "открыл" Новый Свет. О том, много ли индейцев осталось в Латинской Америке, могут ли они еще повоевать и где продолжается геноцид в интервью Накануне.RU рассказал научный сотрудник Центра цивилизационных и культурологических исследований Института Латинской Америки РАН Николай Ракуц.

(2005)|Фото: Фото: АР

Вопрос: Как бы Вы оценили заявление Чавеса?

Николай Ракуц: Чистый популизм. Чавес такой же индеец, как мы с вами. Аналогичное требование выдвигали сами индейцы к 500-летию открытия Америки, в 1992 году. Это не новый ход. Наибольшую активность проявляют страны, где индейцев много. Но тут есть одна маленькая загвоздка. Кого сегодня считать индейцем? В том же Перу законодательно запрещено употреблять термин "индеец" как уничижительный. Его заменили на термин "крестьянин". Этническую окраску с него полностью сняли. Но индеец далеко не обязательно крестьянин, и крестьянин далеко не обязательно индеец. Они, по-моему, сами не очень разбираются, кто из них кто. Например, если в Боливии и Эквадоре именно индейское движение достаточно сильное, то в Перу неразбериха полная в данном отношении. Там считают, что индейцев среди них – 30%. Если начинать считать по языковому критерию, то окажется, как минимум, в два раза меньше. В отношении индейских языков установилось следующее воззрение: человек, называющий какой-либо из них родным, относится к низшему слою общества. По принципу "богатый-бедный". Те, кто говорят на индейских языках – самые бедные. Вот скажите, вы при переписи хотите попасть в число самых бедных? Многие скрывают родной язык. Если у них "кухонный" испанский из 300-400 слов, то он может сказать, что его родной испанский. Испанский – это престижно. Лишь бы не считали маргиналом или отщепенцем.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

С другой стороны, существует движение за возрождение индейских языков, за введение их в политику. Доходило до того, что в конгрессе Перу выступали на кечуа. Правда, с переводом, поскольку большинство конгрессменов его не понимают. Определенная индеанизация, по крайней мере – в некоторых районах, происходит. По статистике, в 60-х годах в Южном Перу из местных мэров только один говорил на кечуа. Сегодня на кечуа говорят все десять тамошних мэров. Хотя бы из тех соображений, что иначе их могут не выбрать. Индейский электорат оказывает свое влияние. В свое время Фухимори на нем выехал, Моралес в Боливии выехал на нем же. Если говорить про андские страны, то у Боливии и у Эквадора в этом отношении перспективы более основательные. Большинство населения Боливии – индейцы. А в Эквадоре они хорошо организованы политически. В Перу пока ни того, ни другого. Есть организации, но они носят культурный характер. Однако в Перу, под влиянием Боливии, поставлена задача для всех индейских организаций, существующих в стране, пробивать на ближайшие президентские выборы своего кандидата. Они хотят сделать еще одного Моралеса, только в Перу, а не в Боливии. Получится или нет – другой вопрос.

Сейчас это все цепляется за самую старую и больную тему – борьба за землю. В принципе, законом разрешено продавать индейские земли. Община может сама распорядиться, кому и сколько продать. Даже большинства голосов, в плане согласия, не требуется. Одновременно индейцы появились в городах в результате раскрестьянивания. Под понятие "крестьяне" они не попадают. Далеко не все в свои общины хотя бы периодически возвращаются. Многие с ними вообще порвали. В городе, в конкретной обстановке, все зависит от реальных условий. Индеец может полностью потерять идентичность и стремиться стать метисом. А может быть наоборот. В Лиме 10% населения считают своим родным языком кечуа. Сам испанский язык меняется. На него нахлынула масса, говорящая по-испански весьма относительно. Размывается тот чистый креольский испанский, который считался эталоном. Параллельно сами индейские языки размываются, поскольку очень сильно воздействие испанского.

Вопрос: Возникает своеобразный синтез?

Николай Ракуц: Сейчас такой период - не поймешь, чем все это кончится. Например, о Парагвае всегда говорили, что гуарани – второй государственный язык. Все дело в том, что, по большому счету, это не гуарани. В нем испанской лексики больше половины, а иногда до 90%. Получается гибрид, в котором грамматика гуаранийская, и то не вся. А словарный запас, в основном, уже испанский. Сами парагвайцы считают, что они на гуарани говорят плохо. Тот гуарани, который поддерживался в колониальный период, при иезуитах, ушел. Он пропагандируется, преподается, но в реальной жизни на нем практически никто не говорит.

нефть газ буровая вышка месторождение | Фото: Накануне.ru

Вопрос: Чавес сказал об уничтожении 95% индейцев и о геноциде. Насколько верны данные слова?

Николай Ракуц: Геноцид был, никто не отрицает. Был относительно недавно, а кое-где и сейчас, наверное, продолжается. Одно дело, когда его осуществляли колонизаторы. Сегодня этим занимаются различного рода добывающие корпорации. Если местное население мешает, то самый простой способ – ликвидировать его. Лучше - тихо. Так, чтобы никто не узнал. Это происходило совсем недавно в Колумбии. Я не поручусь, что не происходит сейчас. Не так давно в Бразилии. В том же Эквадоре.

Всегда проще уничтожить чужую культуру, чем узнать и понять ее. Интересует не культура, а земля, которую она занимает. Особенно, если на этой земле есть нефть. А в Амазонии с нефтью во многих местах очень даже хорошо. Поэтому нужно у местного населения эти земли под любым предлогом изъять. Понимаете, старый добрый способ – разбросать какую-нибудь отраву, чтобы население тихо вымерло от эпидемии – никем не забыт. Его всегда можно использовать. Геноцид – понятие очень скользкое. Совершенно необязательно население истреблять – расстреливать и так далее. В некоторых районах США достаточно было небольшого присутствия белых, а болезни уже появлялись. В Луизиане 90% индейского населения вымерло, не имея контактов с белыми. Они погибли от болезней, которые к ним занесли. Потом белые пришли на пустое место. В Южной Америки такие вещи тоже случались. Например, в Венесуэле сейчас только 2% индейцев. Куда делись остальные?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Вот недавно в Штатах индейцы лакота объявили независимость. Вообще, насколько идентичны подобные процессы в Северной и Южной Америках?

Николай Ракуц: Лакота могут говорить все, что угодно. Но реальных последствий это, скорее всего, иметь не будет. Не только потому, что их мало. И не только потому, что они в резервациях. Прежде всего, территориально. Представим, США признают их независимость. И что? Зато есть группа американских социологов, которые вполне обосновано указывают на реальную возможность того, что Боливия и Перу могут оказаться расколоты по этническому принципу. В Боливии индейцы вооружены. Во времена одной из диктатур у них был президент, которому требовалось обеспечить поддержку своих земляков. Он являлся военным и сделал землякам подарок – завез им 100 тыс. американских винтовок. Появилась провинция, вооруженная с ног до головы, оружие в каждом доме. Чуть что, они очень даже не против им пощелкать. Например, у боливийских аймара, влияющих на перуанских, часто поднимают лозунг – "Всех белых на виселицу!". Под белыми они подразумевают не индейцев. Были случаи, когда целые научные экспедиции сворачивались и уезжали, поскольку становилось небезопасно в том или ином районе находиться. Если эту массу людей, доведенных до определенного состояния, доводить дальше, то последствия могут быть самыми-самыми. Южной Америке в этом плане больше повезло чем Северной. Извините меня, но если у вас население страны, как в Боливии, на 60% а то и больше, состоит из индейцев... В Перу, Эквадоре – 30%. Но 30% - тоже немало. Эти проценты сейчас достаточно легко могут вооружиться. Хотя бы продавая кокаин.

Вопрос: Насколько американские ситуации с туземцами правомерно сравнивать с Африкой или Австралией?

Николай Ракуц: Я, честно говоря, побоялся бы такие параллели проводить, потому что Африка не Америка. Строго говоря, где вы в Африке найдете страну, которую можно сравнить, если не со Штатами или Канадой, то с той же Мексикой (где белое или метисное население превалирует, а коренное в меньшинстве)? В ЮАР отменили апартеид. Во что это вылилось, мы все хорошо знаем – в черный расизм. Касаемо Австралии… Оставшихся аборигенов просто закормили, перед ними на каждом шагу извиняются, постоянно дают дотации. Они себя хорошо почувствовали, им даже работать не надо. Является ли это выходом? Не знаю. В конце концов, вспомните СССР – надбавки и дотации малым народам севера. Их тоже закормили и сделали так, что им стало ничего не надо, поскольку, по их понятиям, у них все появилось. Вот они и спились в результате.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС