20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Общество В России

Иван Фролов: Арктику просто так не поднять. Надо перестраивать всю Россию!

Накануне Совбез утвердил "Основы государственной политики России в Арктике до 2020 года". К 1 декабря должны быть представлены меры по реализации. Но сначала предполагается доработать и принять закон "О южной границе Арктической зоны". В частности, планируется уточнить территории, относящиеся к Крайнему Северу. Кроме того, нужно обосновать расширение экономической зоны в Ледовитом океане и доказать права на часть его шельфа. Соответствующую заявку хотят подать в 2011 году в ООН. О проблемах освоения региона и полярной инфраструктуре в интервью Накануне.RU рассказал директор Арктического и Антарктического НИИ Иван Фролов.

Документ(2022)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Совбез утвердил "Основы госполитики в Арктике". На Ваш взгляд, насколько документ соотносится с реальными возможностями?

Иван Фролов: Президент поручил правительству до 1 декабря разработать план мер по реализации "Основ". Многое зависит от того, насколько план будет разумно сбалансирован, согласован и разными министерствами выполнен. Пока это декларация. На сегодняшний день есть ряд федеральных целевых программ, которые вроде бы занимаются Арктикой. А с другой стороны, "вымарывают" ее отовсюду, говоря, что есть специальная программа. Словом, координации нет. Есть одни несклеенные фрагменты. Может быть, "Основа" позволит консолидировать усилия. Но как это у нас реализуют – не могу сказать.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Проблема в бюрократизации?

Иван Фролов: Конечно. От этого зависят потоки средств, и то, как наука станет работать. Без науки не обойтись. На самом деле, наука подразумевается, но нигде не прописывается, что нужна соответствующая программа. Комплексной программы нет. Бьемся, бьемся, предложения даем… Но для того, чтобы обосновать право на шельф или обеспечить нормальное и сбалансированное освоение ресурсов обязательно нужна наука о природной среде, о том, как это будет влиять на население, на экологию. Мы говорим, пишем докладные в разные министерства. Но почему-то все пока не проходит. А декларация хорошая. На самом деле давно пора было ее принять. Арктика разрушилась, люди оттуда уходят… Сейчас опять заговорили о Северном морском пути. Наш институт получил в свое время орден Ленина именно за развитие СМП. Но ледоколов практически нет. Транзита практически нет. Нужно государственное регулирование и привлечение бизнеса. Подождем 1 декабря, когда разработают план. Тогда будет видно – реально что-то сделать или нет. А то у нас же в России деньги огромные выделяют, а потом говорят: "Они куда-то делись".

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Что предлагает институт?

Иван Фролов: Мы предлагаем в различные проекты включать арктическую исследовательскую часть. Институт занимается природной средой. Наш НИИ – единственный в России, отвечающий за исследования и в Арктике, и в Антарктике. Координируем действия с Академией Наук. Но опять-таки нет единого научно-исследовательского проекта. Здесь все связано с экспедициями. А экспедиции – дорогие. На "Академике Федорове" они не первый год проводятся, но обязательно присутствует большая комплексность – геологи, люди из академических институтов, из МПР. Мы делаем исследования и пытаемся проводить хорошие эксперименты. А они тоже стоят денег. Сейчас продолжается Международный полярный год. Он заканчивается в марте 2009-го. Правительство выделило небольшие по общим меркам деньги – 250 млн руб. на проведение работ в Арктике и Антарктике под данное событие. Скоро это финансирование завершится. И мы боремся за наследие "полярного года", дабы полученные результаты можно было хорошо обработать. Но пока все это подвисает.
Фото: Накануне.ru
Вопрос: Начатые в минувшем году работы по дальнейшему изучению шельфа продолжаются?

Иван Фролов: Это была не наша экспедиция. Артур Чилингаров сам придумал ее, но взял на две недели наше судно, привлек его для спуска "Миров". Средства он взял внебюджетные. Скорее, это политическая, а не научная акция. Хотя и "Героя" он получил. Это был подвиг, технологический прорыв. Но для науки ничего не дало. Пробы грунта с полюса брали и в 50-х годах с дрейфующих станций, и позже, и не только мы. Сейчас геологи работают в рамках программы МПР, посвященной внешней границе континентального шельфа. Она действует несколько лет. Геологи планируют и дальше проводить эксперименты. Иногда совместно с нами. Если у нас есть возможность, используем "Федорова". В прошлом году они на атомном ледоколе организовали большую экспедицию – исследовали состав грунта в том месте, где шельф заканчивается. А мы заодно природу изучали. Мы и дальше будем изучать воды, климат, а они – границу шельфа. Планируется подавать новую заявку в ООН. Но чем это закончится – трудно сказать.

Фото: www.un.org

Вопрос: Каковы усилия России в изучении Арктики по сравнению с другими странами?

Иван Фролов: Сегодня в период Международного полярного года мы достойно проводим экспедицию. Хотя, конечно, хромает приборная база…У нас почти ни одного завода не осталось. И мы вынуждены закупать измерительные приборы, измерительную технику за границей. Проблемы с автоматическими станциями. Все завязано на ремонтную базу, не только на головы, но и на технологические возможности. Со спутниками плохо. Используем спутниковую информацию зарубежных стран. Вроде бы все на выходе. ГЛОНАСС скоро появится не только на ошейнике у собак, но и у нас, в Арктике. Но инфраструктуры нет, нет конечных пользовательских станций, ничего не развито. Нужны целые заводы, не только военные. Вот если будет хорошая координация, то в Арктике станет лучше. Если нет – деньги уйдут в лед, в снег, в песок.

Вопрос: Одна из главных "загвоздок" – состояние инфраструктуры?

Иван Фролов: Да. Все надо делать разумно. В период СССР на мысе Челюскин, на самой северной точке, поставили гидрометеостанцию, потом обсерваторию, потом детсады. В таких условиях - сумасшедшие деньги. Теперь надо применять вахтовый метод, "автоматы" внедрять. Это не одного дня задача. Нужна инфраструктура в самой России – по производству и доставке приборов, оборудования, спутниковых систем. Решить проблемы Арктики без решения проблем страны невозможно.

Вопрос: Есть версия, что спор вокруг шельфа возник не из-за полезных ископаемых, а потому, что в условиях якобы наступающего глобального потепления может полностью открыться Северный морской путь, и возникет вопрос -  являются ли его проливы международными.

Иван Фролов: Мы не совсем уверены, что глобальное потепление будет продолжаться вечно. Его причиной считаются, в большей степени, естественные колебания, которые имели место в прошлом и сейчас существуют. Многие ученые показывают, что в Антарктиде в последние десятилетия не теплеет, а холодает. Много льдов в морях. В Арктике в нынешнем году тоже немало льдов осталось. В истоках борьбы - полезные ископаемые. Но если технологически кто-то созреет, тот и будет первым их добывать. Политики свои решения должны базировать на научных исследованиях, а не на эмоциях. Я оптимист, надеюсь на лучшее. Главное, что заговорили об Арктике. Погружение Артура Чилингарова сыграло роль – в качестве пиара, в качестве привлечения внимания к сложностям, которых очень много. Повторяю, Арктику просто так не поднять. Надо перестраивать всю Россию. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС