14 Мая 2024
search

О деле замминистра обороны Иванова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Критические тарифы для районок

Проблемой, которую давно не понаслышке знают редакции городских и районных газет, озаботились в кабинетах власти. Комитет Госдумы по информационной политике и Общественной палата наконец-то признали, что подписка находится в критическом состоянии, количество подписчиков неуклонно сокращается. Виной этому, как посчитали депутаты и члены Общественной палаты, стали высокие тарифы на доставку, которые устанавливает почта. Для почтовиков же, в свою очередь, доставка тоже не является сверхдоходным видом деятельности, поэтому понижать тарифа они не могут, наоборот, только повышать. Вопрос – на сколько? Накануне подписной кампании СМИ встревожила новость, что почта увеличивает тарифы почти на 40%. При таком раскладе многие небогатые жители маленьких городов и деревень просто отказались бы от подписки. К счастью, на высшем уровне все изменилось, и тарифы на самом деле оказались повышены, но не на обещанные 40%, а лишь на 4%.

Тем не менее, почтовики, пусть и не по своей вине, продемонстрировали, что в какой-нибудь самый неподходящий момент тарифы могут быть повышены, а альтернативы у городских и районных газет нет. Значит, ее необходимо создавать. Можно, конечно, надеяться, что государство выделит почтовикам дотации и, соответственно, тарифы на доставку повышены не будут. Но когда появятся эти дотации и появятся ли, неизвестно.

Перед началом подписки на второе полугодие многие городские и районные СМИ охватила легкая паника. Почтовики заявили, что отныне стоимость их услуг по доставке будет стоить на 40% больше. Но затем представители почты пошли навстречу газетам и решили так сильно тарифы не повышать. "Подписка на нашу газеты на полгода стоит 105 руб., почтовики предложили нам 140 руб., мы отказались, и тогда повысили до 108 руб.", - рассказала Накануне.RU главный редактор газеты "Качканарский четверг" Людмила Лаптева.

На первоначальное решение почтовиков о повышении тарифов на 40% повлияло предписание антимонопольного комитета. Как пояснила Накануне.RU пресс-секретарь свердловского филиала "Почты России" Анна Балан, цена на доставку федеральных изданий и районных изданий разная. Она зависит от тиража газеты. Подход к федеральной и районной прессе, был различным. Как правило, районным газетам за доставку приходилось платить меньше, чем федеральным.

Все было хорошо до тех пор, пока со стороны антимонопольного органа в адрес почтовиков не пришли предписания, что пора бы начать пересмотр тарифов и, соответственно, увеличивать стоимость доставки районных газет.

"Тем не менее, Почта России не идет на такие меры. Второе полугодие началось с того, что первоначально районные СМИ возмутились тем, что увеличение цен произойдет, якобы, на 39%. Однако, следуя из письма, которое пришло из департамента подписки ФГУП "Почта России", увеличение цены доставки составило 3,9%", - рассказала Анна Балан. По ее словам, на следующее полугодие также ожидается небольшое увеличение, но оно не ударит по бюджетам небольших газет. "Понимание того, что потребности читать районную периодику есть у местного населения, что эти потребности должны быть приведены в гармонию со средствами, которые есть, есть у руководства Почты России. Сегодня необоснованно завышать цены никто не собирается", - подчеркнула пресс-секретарь УФПС Свердловской области.

Несмотря на то, что тарифы на доставку сильно повышены не будут, региональным СМИ не стоит расслабляться. Они прекрасно понимают, что в зависимости от почты нет ничего хорошего, и может настать тот день, когда почтальоны откажутся разносить газеты по прежним ценам.

Единственным вариантом не быть зависимыми от почтовых тарифов является организация собственной службы доставки. На Среднем Урале уже об этом задумались. Как сообщила Накануне.RU главный редактор газеты "Качканарский Четверг" Людмила Лаптева, не исключено, что когда-нибудь доставка газеты будет осуществляться без участия почтовиков. "Опасность резкого повышения тарифов на доставку, конечно, существует. Всем редакциям давно уже пора создавать альтернативные способы доставки, то есть создавать свою службу распространения. Все реально, главное грамотно подойти к этому вопросу", - считает Людмила Лаптева.

Кстати, в этом деле газета не будет первопроходцем. Например, в Удмуртии есть газета "Красное знамя", которая организовала собственную доставку, набрала в штат почтальонов. Своя доставка есть и у газеты "Городской ритм" города Троицк Московской области.

"В компактных городах те редакции, которые озаботились вопросом доставки, могут или полностью или частично отказаться от услуг почты. Для редакции построить свою систему доставки затратно, но это потом окупается, поскольку редакции начинают брать на себя функции не только распространителей своей газеты", - заявил Накануне.RU руководитель образовательной программы Фонда развития информационной политики Владимир Касютин.

Для создания собственной системы распространения нужно найти людей, которые согласятся этим заниматься, причем, наверняка, за очень небольшую зарплату, выделить помещение, где газеты будет храниться. Но все это полдела. Самое главное – не потерять своих читателей. "Вся база данных сегодня у почты, газеты часто не знают, кто их читатели, чаще всего почтовики этой информацией не делятся", - подчеркивает Владимир Касютин. Люди по привычке идут подписываться на почту, там им отвечают, что газету выписать больше нельзя. Мало кто самостоятельно пойдет в редакцию, чтобы подписаться на газету. Только, если она интересная.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото: www.ural-chel.ru

Существует способ распространения газет через розницу, что также может стать альтернативой почтовой доставке. Правда, не полноценной, а частичной – полностью отказаться от подписки вряд ли кто сможет. "Самые активные редакторы давно уже поняли, что нельзя все ставить только на подписку, нужно заниматься розницей, развозить по тем местам, где могут купить. Редакции применяют разные способы. Например, развозят по домам культуры. Часть тиража можно реализовывать самостоятельно", - говорит руководитель образовательной программы Фонда развития информационной политики.

Все это оправдано для городских и районных газет, но совершенно неприменимо для областных и республиканских, ведь Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU создать такому изданию собственную сеть распространения почти нереально – территория доставки не та, что у городских. Поэтому областные и республиканские газеты медленно, но верно, умирают, если, конечно, не обладают поддержкой властей. Ведь деньги, которые редакции получают за подписку, моментально съедаются расходами, самыми главными из которых являются затраты на доставку.

На сегодняшний день доля районных газет составляет чуть более 30%, и с каждым годом увеличивается на 1-2%. Еще около 30% - федеральная пресса и оставшиеся 30% - региональная. Их доля постоянно падает.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС