24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Общество В России

Минздрав предупреждает или табаку - труба

Cлучилось. Россия в скором времени присоединится к 170-и странам и ратифицирует рамочную Конвенцию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака. Накануне российское правительство приняло такое решение. Самым ярким пунктом этой Конвенции, который может вызвать больше всего недовольства у производителей табака, является полный запрет на рекламу сигарет. Идеологи законопроекта о присоединении к Конвенции ВОЗ называют тот факт, что его одобрило правительство страны, знаковым. Производители табака считают, что никакой революции не произошло и в ближайшее время ничего принципиально не изменится.

Конвенция была принята 21 мая 2003 года на 56-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. На сегодняшний день к ней присоединились около 170-и стран. Россия же, занимающая первое (!) место в мире по потреблению табака на душу населения, ратифицировать конвенцию не спешила, но сейчас, в предвыборный период, есть надежда, что соответствующий законопроект новая Дума примет в ближайшее время. Каких-либо разногласий, которые могли бы затянуть принятие этого законопроекта, быть не должно.

В частности, как рассказал Накануне.RU заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы РФ Николай Герасименко, проект закона о присоединении к Конвенции очень короткий – всего две строчки. Но ратификация рамочной Конвенции еще полдела: после того, как Дума примет закон, а Президент поставит под ним свою подпись, будут внесены изменения в законы о табаке и рекламе, а также в Кодекс об административных правонарушениях.

Конвенцией предусмотрено увеличение размеров надписей на пачках, предупреждающих о вреде курения. Сейчас они занимают 4%, а должны не менее 30%, во многих странах эти надписи занимают полпачки. Кроме того, в сигаретах уменьшится содержание никотина и смол. Кроме того, что табачные изделия нигде и никак нельзя будет рекламировать, станет запрещено делать игрушки, жевательные резинки в виде сигарет.

Производители табака к присоединению к Конвенции относятся спокойно и уверены, что революции не произошло. Генеральный директор Ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром" Вадим Желнин отметил в разговоре с Накануне.RU, что табличка, курить, запрещено, курение(2019)|Фото: Фото:Накануне.RU ничего принципиально нового Конвенция не несет, это, скорее, формальное присоединение к некоторым принципам, которые в России действуют и так.

Так, Конвенция, не называя конкретных цифр, призывает увеличивать налоговую нагрузку на табачную индустрию. В России же, начиная с нынешнего года, ежегодно будет увеличиваться акциз примерно на 20%. Запрет о рекламе также поэтапно вводится. Например, с 1 января 2007 года вступил в силу закон о запрете наружной рекламы, и уже подготовлен и лежит в Госдуме запрет на рекламу в метро.

Не за горами и принятие законопроекта о размере надписи на пачке, он уже практически готов ко второму чтению и в ближайшие месяцы будет принят технический регламент на табачные изделия. "Вопрос только в правильном прочтении конвенции и введении сроков ограничений", - считает Вадим Желнин. Кстати, конкретных сроков, когда все эти принципы, давно уже табличка, курить, запрещено, курение(2019)|Фото: Фото:Накануне.RU действующие в развитых странах, будут введены в России, пока никто назвать не может, да и Конвенция на этот счет дает довольно-таки туманные рекомендации. Так, норма о полном запрете рекламы табака должна быть выполнена в течение пяти лет.

"Индустрия с пониманием относится к ратификации Конвенции. Но мы бы все-таки хотели зафиксировать один принцип: табак – это легально производимый продукт. Возможность контакта между производителем и взрослым курильщиком мы считаем важным принципом. Если человек взрослый и он курит, то должен иметь возможность получать информацию о продуктах, которые присутствуют на рынке. Наш рынок развивается. На старых сформировавшихся рынках реклама менее необходима, чем на развивающихся", - уверен генеральный директор Ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром".

Таким образом, от продвижения той или иной марки табака никто отказываться не будет, просто способы станут другими, к примеру, промоуторские акции и так далее. Бытует мнение, что полный запрет рекламы сигарет крайне выгоден транснациональным компаниям, которые и лоббируют принятие законопроекта о ратификации Конвенции. Якобы менее крупные табачные производители не смогут продвигать свой продукт, и в результате люди по привычке будут покупать сигареты раскрученных брендов. Однако конкурентная борьба на табачном рынке очень острая, и крупнейшие международные компании на российском рынке также серьезно остро конкурируют, поэтому запрет на рекламу не может быть выгоден каким-либо производителям.

После запрета конкурентная борьба изменит, и уже сейчас меняет свое русло. Вадим Желнин рассказал, что все крупнейшие игроки табачного рынка ведут разработки принципиально новых сигарет с пониженным вредом. "Такой прорыв можно ожидать в обозримом будущем, но пока никто не вправе говорить, что что-то придумал и сделал менее вредное табачное изделие", - отмечает гендиректор Ассоциации производителей табачной продукции. Что интересно, параллельно с производителями табака способ снизить вред от сигарет ищут и ученые.

Недавно специалисты университета Окленда в Новой Зеландии разработали электронную сигарету, которая, как они уверяют, позволяет курильщику получать никотин без губительных для организма последствий табакокурения. Электронная сигарета похожа на обычную, вставленную в короткий мундштук. Для придания реалистичности на ее кончике размещен светодиод, который "тлеет" при затяжке. В прибор вставляется 16-миллиграммовый сменный никотиновый картридж. В процессе "курения" он подогревается и доза никотина в виде пара через рот попадает в организм курильщика. Работает устройство от обычной пальчиковой батарейки.



Конечно, если повсеместно исчезнет реклама табака, количество желающих бросить курить не увеличится, но на детей и подростков, которые особенно подвержены воздействию рекламы, это может повлиять, также, как и если на пачке сигарет будут нарисованы устрашающие картинки. "Реклама, конечно, должна быть полностью убрана, потому что это пропаганда курения. На картинках нарисованы красивые люди, красивое небо, и создается иллюзия, что вреда нет. А просто увеличение надписи на пачке о вреде курения, думаю, уже мало работает. Но если там, как в зарубежных странах, разместить угрожающие картинки, то это будет работать, в первую очередь, на детей, поскольку у них образное мышление", - высказала свое мнение Накануне.RU заведующая Московским городским центром по профилактике и лечению табакокурения Ольга Ермолова.

По ее словам, количество курильщиков увеличивается как раз за счет детей и подростков и молодых женщин, многие из которых не отказываются от вредной привычки даже во время беременности. По данным заместителя председателя комитета по охране здоровья Госдумы РФ Николая Герасименко, средний возраст начала курения в нашей стране - восемь лет. Еще пять лет назад в России потреблялось 275 млрд штук сигарет в год. К 2007 году потребление уже выросло до 400 млрд штук сигарет в год.


Впрочем, как отметил гендиректор Ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром" Вадим Желнин, в течение этих пяти лет уровень производства в России табака, он же и уровень потребления, практически не изменяется, не изменится он и в ближайшие годы. Также как и с пивом, реклама сигарет сделало свое дело. Запрещай – не запрещай, уже выросло не только пивное, но и "табачное" поколение. Следующее, скорее всего, будет таким же, поскольку дети перенимают поведение родителей. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

табличка, курить, запрещено, курение(2019)|Фото: Фото:Накануне.RU Справка: Табачный дым содержит около 4 тыс. известных химических веществ, из которых более 50 являются канцерогенными. Вдыхание вторичного табачного дыма приводит к развитию болезней сердца и многих серьезных респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний, которые могут повлечь за собой преждевременную смерть взрослых людей. Оно также приводит к болезням и ухудшает состояние при уже имеющихся болезнях, таких как астма, у детей.

200 тыс. человек ежегодно умирает в результате воздействия на них табачного дыма на работе. По оценкам ВОЗ, около 700 млн детей, или почти половина всех детей в мире, вдыхает воздух, загрязненный табачный дымом, в частности, дома.

Потребление табака является ведущей причиной смерти во всем мире, приводящей более чем к 5 млн случаев смерти в год. Масштабы потребления табака в развивающихся странах продолжают быстро расти. В этих странах в настоящее время происходит половина всех случаев смерти, связанных с табаком. При сохранении нынешних тенденций к 2030 году восемь из каждых десяти случаев смерти, связанных с табаком, будут происходить в развивающихся странах.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС