Экономить на учителях и при этом ждать прорыва в развитии страны абсурдно
Нерадостные данные перед началом учебного года приходят о положении дел в образовании. По некоторым оценкам, которые приводит профсоюз "Учитель", дефицит кадров достигает от 50 тыс. до 250 тыс. сотрудников. Преподаватели уходят из сферы начального и среднего образования из-за постоянно вводимых новых требований, произвольно меняющихся образовательных программ и низких зарплат.
При этом официально нехватка кадров оценивалась Минпросвещения годом ранее в 11 тыс. человек, а впоследствии, уже в этом году, министр отчитывался о снижении вакантных должностей на 19%. Реальная же нехватка кадров, которую скрывает тотальная переработка, может быть куда больше. Например, в статистике не учитываются размеры классов, которые достигают 40 человек, также работа на 2-3 ставки ведет к падению эффективности преподавания по причине чрезмерной нагрузки на учителя. Количество объявлений на платформах по поиску работы для учителей (вопреки данным Минпроса) также говорит о росте дефицита кадров.
Разочаровавшиеся в условиях труда учителя и выпускники пединститутов уходят в репетиторство и частные школы, где зарабатывают в разы больше, а то и вовсе меняют профессиональную сферу.
О ситуации с учителями, их нагрузкой и зарплатой Накануне.RU рассказал первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин.
— Минпросвещения сообщило, что нехватка учителей в этом году сократилась на 19%, в то время как площадки по поиску работы говорят обратное — нехватка учителей увеличилась в два раза по сравнению с прошлым годом. У вас какие данные как у депутата профильного комитета?
Вообще, все зависит от того, как мы считаем нагрузку учителя. Вот, например, есть такой центр непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте. Подчёркиваю, по его данным, при нормальной нагрузке не хватало бы 250 тыс. учителей. Как-то, беседуя с Татьяной Алексеевной Голиковой в узком кругу, и услышав, что у нас с учителями все более-менее в порядке, я позволил себе заметить, что, если бы все учителя работали на одну ставку, у нас не хватало бы полмиллиона учителей. Если всех учителей заставить работать на две с половиной ставки, то можно ещё полмиллиона уволить. Сейчас у нас учителей примерно 1 млн 250 тыс.
Так вот говорю конкретные данные по моей родной Омской области, когда был издан указ президента № 597 от 7 мая 2012 года, средняя нагрузка омского учителя составляла 1,3 ставки, то есть была близка к норме. Примерно такая же нагрузка была и в советский период: 22-24 часа, это не значит, что 22 или 24 часа учитель работал, это значит, что столько было уроков. Плюс, помножьте на подготовку примерно столько же, плюс работа с детьми, плюс работа над собой и так далее. В настоящее же время в Омской области средняя нагрузка учителя составляет уже 1,9 ставки, в городе Омске более 2 ставок, а скорее 2,1 ставки.
Поэтому, если считается, что это нормально, то, конечно, у нас кадрового кризиса в образовании нет. Но я, как учитель по первой специальности, берусь утверждать, что это абсолютно не нормально. В своё время мне довелось вести полторы ставки молодым парнем — это нелегко. Как женщины постбальзаковского возраста ведут по 36 уроков в неделю — а я знаю учительницу иностранного языка, которая ведёт 50, — я себе представить не могу. Тут вариантов немного — либо человек вообще не живёт, либо он перестал готовиться к занятиям и не работает над собой. И, соответственно, качество образования неизбежно падает.
— Сообщают, что применяют различные уловки для имитации сокращения нехватки учителей, например, увеличивая размер классов до 40 человек. Как вы оцениваете это?
— У меня официальной статистики по этому поводу нет, но действительно, в большинстве регионов Российской Федерации норма 25 человек в классе не выполняется, в большинстве регионов Российской Федерации. Это мы прекрасно понимаем. Увеличение классов — один из путей к искусственному сокращению дефицита педагогов, поэтому думаю, что информация достоверна, не по всей стране, но по ряду регионов.
— Некоторые трактуют данные Росстата как отсутствие роста зарплат учителей, и наоборот, повышение переработок и неэффективность преподавания. Так ли это?
— Рост заработной платы учителей отстаёт от роста средней заработной платы по Российской Федерации очень сильно, в последнее время мы знаем, что в связи с кадровым дефицитом заработные платы растут гораздо быстрее, чем прежде. А заработные платы педагогов, во-первых, сброшены на регионы. Во-вторых, федеральный бюджет выделяет на эти цели, как в 2018 году, около 100 млрд руб., но не только на учителей, а на учителей, врачей, работников культуры. И средняя заработная плата в образовании по-прежнему значительно ниже средней заработной платы по стране.
Давайте вспомним то, что недавно говорил министр науки и высшего образования. Это, правда, относится к вузовским преподавателям. По официальным данным правительственного доклада, в прошлом году у нас не выполнен указ президента по заработной плате преподавателей высшего образования только в 15 регионах, отклонение не более 5%. А вот данные Высшей школы экономики — это данные официальной статистики – в 2022 году средняя заработная плата преподавателей составляла 128%, а должно быть 200% от средней по региону и Российской Федерации. Понятна разница.
Так что чудеса статистики у нас наблюдаются. Как сказал когда-то Андрей Макаров, председатель бюджетного комитета Госдумы: "После того, как мы Росстат подчинили Минэкономразвития, нам по плечу любые показатели".
— Также СМИ обращают внимание на то, что нет прозрачной системы начисления зарплат: оклад даже в Подмосковье 20-25 тыс., остальное — надбавки по непонятным критериям. Как можете оценить?
— Дело в том, что существует фактически своя система оплаты труда чуть не в каждой школе. В своё время в нескольких регионах проводился эксперимент по упорядочиванию этой системы, но сейчас в указе президента №309 написано, что эксперимент должен быть проведён аж в 2026 году, а новая система оплаты труда вводится в 2027. Без увеличения вложений в образование из федерального бюджета решить проблему невозможно. Некоторые думают, что можно только по-другому деньги поделить, но это будет тришкин кафтан. Соответственно, полы отрезали рукава — надставили, и наоборот.
К сожалению, российская политическая элита не осознала того, что понятно, я думаю, большинству российского населения. Напомню, что недавно было два опроса. Один проводил "Суперджоб", а другой "Хедхантер". В одном случае спрашивали: люди каких профессий получают самые низкие заработные платы? Учитель оказался среди самых низкооплачиваемых наряду с дворником. Как вы думаете, может страна рассчитывать в таком случае на высокое качество образования? В другом случае спрашивали, какие профессии самые недооценённые в материальном смысле. Первое место занял учитель, второе — врач.
Политическая элита России не хочет понимать, что сейчас формирование человеческого потенциала, который превращается в человеческий капитал, занимает то место, которое когда-то занимало тяжёлое машиностроение, то есть ключевое место в развитии экономики. Зато это понимают даже бизнесмены. Когда российский Союз промышленников и предпринимателей спрашивал, какая самая острая проблема, 70% ответили — кадры. Я недавно встречался с омским союзом предпринимателей, и руководитель союза меня спросил, когда вы отмените ЕГЭ? Я говорю, ну слушайте, а вам-то что ЕГЭ, у вас ремонт автомобилей, вроде бы, бизнес-то какой? Он говорит, мне нужны люди, которые способны принимать самостоятельные решения, а не те, которые умеют только действовать стандартно в стандартных ситуациях. Я думаю, в этой формуле есть изрядная доля правды.
Нельзя экономить на профессии учителя и думать, что мы получим экономический прорыв, так не бывает. Так не было нигде. Кстати, об экономике. Мировой опыт показывает, что ни одна страна не произвела модернизации, не затрачивая на образование меньше 7% от валового внутреннего продукта. Так было в Советском союзе, в тридцатые годы открыли 25 тыс. школ, после Великой Отечественной войны ещё 20 тыс. отремонтировали или восстановили, а вот, начиная с 1990-х годов, закрыли более 30 тыс. школ. Причём, самое интересное — в лихие девяностые немногим более тысячи, остальное в "благополучные" двухтысячные. То есть дело не в деньгах, а в приоритетах, которые ставит страна. Соответственно, современная Россия уже много лет затрачивает на образование около 3,5% от валового внутреннего продукта, то есть вдвое меньше, чем необходимо для модернизации. Пока политическая элита этого не осознает, к сожалению, ждать экономического прорыва нам очень и очень трудно.
Меня когда спрашивают, почему ты так за твоих учителей — я не за моих учителей, я за ваших детей и внуков, уважаемые читатели и зрители. Пока мы не создадим нормальные условия учителю, мы не создадим нормальное образование для ученика.
Поэтому сейчас, к сожалению, место учителя все больше занимает репетитор. 70% всех старшеклассников готовятся к ЕГЭ с репетиторами, в крупных городах 90%. Я тут как-то был в хорошей, подчёркиваю, хорошей московской школе, передовой. Человек 150 ребят спрашиваю, кто готовится или будет собирается готовиться к ЕГЭ с репетиторами — 100% поднимают руки. Вот ведь о чем идёт речь. Мы заменяем настоящее образование, как процесс, где личность формирует личность, теми самыми образовательными услугами, которые оказывают репетиторы, если хотите, дрессировкой. Конечно, хороший репетитор тоже старается превратить себя в педагога, но вообще роль репетитора — это, конечно, дрессировка.
Заканчивая, я хочу сказать, что у нас в Государственной думе находится на рассмотрении большой, я бы сказал фундаментальный проект закона об образовании для всех в течение всей жизни, подготовленный мною, подписанный лидерами фракции КПРФ, в том числе, и на эту осеннюю сессию назначено его рассмотрение, и я совсем не уверен, что он будет принят партией "ЕР", но там в отношении учителей предполагаются следующие позиции.
1. Учитель должен получать то, что ему положено по указу президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, то есть не ниже средней по региону при работе на 1 ставку, а не на полторы-две, как сейчас, и то большинство учителей даже этого не получает.
2. Должно быть восстановлено в полном объёме право учителя на досрочную пенсию. Напоминаю, что учитель от закона о повышении пенсионного возраста пострадал дважды. Каждый гражданин России при современной пенсии где-то в 23 тыс. потеряет за 5 лет [при повышении пенсионного возраста] более 1 млн 200 тыс., легко посчитать. Соответственно, учитель сверх того потеряет ещё 5 лет, поскольку, когда он выработает стаж в 25 лет, ему ещё придётся 5 лет ждать досрочной пенсии, которая уже не такая уж и досрочная. Мы требуем вернуть всё на круги своя.
3. Мы предлагаем вернуть в прямом виде двадцатипятипроцентную надбавку для сельского учителя. Там особенно острый дефицит кадров. Мы предлагаем в полном объёме вернуть коммунальные льготы для сельского учителя, то есть компенсацию за оплату жилья, коммунальных услуг, которая была при царях, при генсеках, но почему-то свёрнута до очень маленького уровня при президентах РФ.
В общем, повышение статуса учителя — это один из главных ключей к повышению качества нашего образования, а значит, к модернизации страны.
Давайте поблагодарим российских учителей за то, что результаты их работы по-прежнему значительно лучше, чем финансирование и уровень оплаты труда, и поздравим всех с общенародным праздником — Днём знаний. Спасибо.