Ставка за капремонт в Свердловской области может вскоре приблизиться к московской
Свердловскому Фонду капитального ремонта снова не хватает средств. Несмотря на заявления руководства регионального оператора о росте собираемости платежей с населения, повышение стоимости строительных материалов привело к необходимости переносить часть работ. При этом правительство Свердловской области отказывается напрямую субсидировать фонд, как это делают, например, в Тюменской области. Чиновники на Среднем Урале рассматривают возможность в очередной раз повысить ставку на капремонт, которую уже проиндексировали почти в полтора раза с 2023 года. По предварительным оценкам, плата увеличится минимум на 15%, однако, учитывая, что рост тарифов фонда капремонтов законодательно не ограничивается, в отличие от коммунальных услуг, то очередная индексация может быть гораздо выше. Подробности — в материале Накануне.RU.
Руководитель фонда капремонта в Свердловской области Станислав Суханов выступил с отчетом перед депутатами профильного комитета регионального заксобрания. В первую очередь менеджер озвучил позитивные тенденции. Так, по его словам, региональный оператор начал сокращать объем дебиторской задолженности за счет роста собираемости платежей. Если по итогам 2022 года в фонд поступило только 96,5% от начисленных счетов, то в 2023 году этот показатель увеличился до 101,4% с учетом взысканных в судебном порядке 700 млн руб. Задолженность потребителей перед фондом оценивается примерно в 3,8 млрд руб., что почти сопоставимо с половиной годового объема работ.
Впрочем, в натуральном выражении динамика выглядит не столь позитивной. Так, недоплата за год составила почти 300 млн руб. Если в 2022 году 22 239 многоквартирных дома внесли 6,36 млрд руб., то в 2023 году сборы с 21 719 домов составили 8,35 млрд руб., с учетом роста ставки за капремонт на 41%. Около 1,64 млрд руб. фонд потерял из-за перехода 126 домов на спецсчета, а часть объектов была исключена из программы в связи с признанием ветхими.
Несмотря на рост платежей, темпы капитального ремонта в Свердловской области стремительно падают. Как следует из отчета Станислава Суханова, в 2021 году работы проводились на 1044 объектах, а к 2024 году их число сократилось до 1008. По словам директора организации, даже при учете увеличения ставки фонд нуждается в субсидировании из областного бюджета. Финансовая потребность оценивается почти в 2 млрд руб. Однако пока региональный минфин отказывает в предоставлении средств, хотя прямая поддержка могла бы сдержать рост тарифы на капремонт. Причем, такая практика не является новшеством. К примеру, к этому прибегает Тюменская область, что позволяет держать ставку неизменной с 2014 года на уровне 7,50 руб. за кв.м, и это в два (!) раза меньше расценок в Свердловской области.
Вместо этого руководство фонда капремонта поднимает вопрос об увеличении платежей для граждан. Причиной такой необходимости традиционно называют увеличение стоимости строительных материалов и работ. Только по предварительным оценкам удорожание составило 15% и как минимум на эту же величину будет проиндексирована плата для жителей Свердловской области.
Последний раз плату за капремонт под этим же предлогом подняли с 2023 года, причем, сразу на 41%. В итоге, сейчас жители Среднего Урала платят 14,81 руб. за квадратный метр, а с 2025 года, вероятнее всего, ставка превысит 17 руб., приблизившись к московским расценкам в 20,99 руб.
Стоимость услуг фонда капремонта в Свердловской области всегда была на порядок выше, чем у соседей. Если в Тюменской области тариф минимален, то в других регионах УрФО он отличается в большую сторону, хотя по-прежнему существенно ниже свердловского, даже в северных автономиях. Так, в ХМАО жители платят 11,11 руб., а в ЯНАО всего 10,50. В Курганской и Челябинской областях ставка составляет 10,30 и 11,80 соответственно. При этом стоимость стройматериалов выросла везде, а проведение работ в условиях Крайнего Севера по определению всегда выше, а сроки их проведения ограничены коротким теплым временем года.
В связи с этим закономерно встает вопрос эффективности расходования средств фондом капремонта. Так, претензии к прозрачности деятельности фонда и курирующего министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области в начале 2024 года озвучило Свердловское УФАС. Антимонопольщики обнаружили картельный сговор на рынке подрядчиков фонда. Подозрения антимонопольной службы в нарушении законодательства о конкуренции возникли после прослушивания записей телефонных переговоров между подрядчиками. Информацию о выявлении картельного сговора УФАС по Свердловской области обнародовало в августе 2022 года, однако в феврале 2023 года суд признал решение службы неправомерным, хотя участники предполагаемого сговора, по оценкам управления, заняли 17% рынка.