29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Российскому СПГ мешают Катар и отсутствие транспорта 

Госдума намерена рассмотреть законопроект, который расширит экспортную базу СПГ на Ямал и Красноярский край и позволит нарастить производство СПГ до 100 млн тонн в год. Однако эксперты отмечают, что планы российских властей слишком оптимистичны. Первым сдерживающим фактором является отсутствие собственных транспортных судов арктического типа, вторым — высокая конкуренция со стороны других крупных производителей СПГ, в первую очередь, Катара. Подробности — в материале Накануне.RU.

Законопроект предусматривает предоставление исключительного права на экспорт СПГ пользователям участков недр на суше, полностью или частично расположенных севернее 67 градуса северной широты. Норма касается СПГ, производимого из природного или попутного газа, добываемого именно на этих участках.

"Месторождения газа, расположенные севернее 67 градуса северной широты (Красноярский край, Ненецкий, Ямало-Ненецкий автономные округа), значительно удалены от единой системы газоснабжения, в связи с чем монетизация газа с указанных месторождений экономически целесообразна только за счет производства СПГ. Указанная мера позволит монетизировать крупные запасы газа, расположенные на территориях, существенно удаленных от единой системы, и создать условия для увеличения производства и экспорта СПГ с перспективных проектов", — отмечается в пояснительной записке.

По оценкам правительства РФ, запасы в недрах Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа содержат порядка 3 трлн кубометров природного газа. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, в случае принятия изменений в федеральный закон об "Экспорте газа", годовые объемы производства СПГ в России увеличатся до 100 млн тонн в ближайшие семь лет. К прочему, как отметил председатель правительства, это также может положительно повлиять на развитие арктических маршрутов для транспортировки СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сейчас на Ямале существует два основных перспективных производителя СПГ. Первый проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа — "Ямал-СПГ". Он предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью около 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Доказанные и вероятные запасы газа месторождения по стандартам PRMS составляют 926 млрд куб. м. В рамках реализации проекта создается транспортная инфраструктура, включающая морской порт и аэропорт Сабетта.

Второй объект, "Арктик СПГ 2", расположен на Утреннем месторождении на полуострове Гыдан в ЯНАО, примерно в 70 км от проекта "Ямал СПГ". Проект предусматривает строительство трех технологических линий по производству сжиженного природного газа (СПГ) общей мощностью 19,8 млн т в год и стабильного газового конденсата до 1,6 млн т в год.

Однако эксперты пока скептически относятся к амбициозным планам правительства по достижению производства 100 млн тонн СПГ в год. Аналитик "Института энергетики и финансов" Михаил Журавлев назвал два фактора, сдерживающих это направление: спрос и дефицит транспорта.

Ямал СПГ, Сабетта, танкер-газовоз Кристоф де Маржери(2017)|Фото: правительство.янао.рф

"В ближайшие пять лет мы точно не дотянем до озвученного показателя. Во-первых, нет необходимого оборудования. Да, сейчас производители пытаются внедрить "Арктический каскад" (отчественная технология сжижения газа с использованием климата Арктики, — прим. ред.), но пока не очень успешно, и "Новатэк" на это жаловался. Кроме того, узкое место в развитии отрасли — отсутствие достаточного количества СПГ-танкерв ледового класса. Сейчас мы пытаемся строить суда сами, например, на ССК "Звезда", но большинство газовозов все же из Китая и Южной Кореи. Соответственно, если даже мы нарастим объемы производства СПГ, встает вопрос его транспортировки", — отметил Михаил Журавлев.

Кроме того, эксперты видят проблему в рынке сбыта сжиженного газа, хотя он и является гораздо более гибким, чем для трубопроводного. Так, в 2025-2027 годах Катар планирует удвоить производство СПГ и также достичь показателя более 100 млн тонн в год. Соответственно, к этому времени на рынке будет достаточно СПГ, что скажется на его цене. А при себестоимости сжижения газа в Арктике, если не будут предоставлены государственные льготы, его производство может оказаться невыгодным.

""Ямал СПГ" — полезный проект, но создает определенную нагрузку на бюджет из-за льгот. В перспективе цена на СПГ опустится, однако все проекты закладывают стоимость в районе 300 долларов. Дело в том, что на фоне 2021-2022 года все уже забыли, что реальная стоимость газа зимой 500-600 долларов, а летом 300 долларов и ниже", — резюмировал собеседник Накануне.RU.

Согласно данным GIIGNL, в 2021 году мировой объем импорта СПГ составил 372,3 млн тонн, 29,6 млн тонн из которых пришлось на РФ. Таким образом, Россия заняла четвертое место после Австралии, Катара и США. При этом на фоне проблем с поставками и ценой трубопроводного газа, произошел существенный рост импорта российского СПГ в Европу. По данным Еврокомиссии, за неполный 2022 год объемы выросли на 50% и составили 15 млрд тонн. Однако сейчас, с учетом контрактовки серьезных объемов через США, доля российского сжиженного газа в Европе может сократиться. Более того, вероятно, Штаты будут использовать любые попытки нарастить объемы сбыта в Старом Свете.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС