Начинай сначала? Пенсионеры новых регионов нивелировали для власти эффект от "реформы"
В 2023 году на территории России в ее "прежних" границах почти никто не выйдет на пенсию, что обусловлено переходным периодом, который ввели в пенсионной "реформе" 2018 года. Однако на новых территориях — в Запорожской, Херсонской областях, ДНР и ЛНР — пенсионная история только начинается, в этом году тамошние пенсионеры пополнят ряды пожилых граждан РФ. И вот тут приходится изобретать еще более новый велосипед, чем тот, что изобрели в 2018 году – часть граждан, которые ранее уже получали пенсии по старости, будут продолжать их получать, однако для приведения всех пенсионеров в "общему знаменателю", власти решили ввести на новых территориях так же переходный период в 10 лет – с 2023 по 2032 годы. За это время пожилые граждане должны привыкнуть (а точнее, свыкнуться) к новой системе, а ПФР, правительство и социальные фонды сделать несколько социально-экономических кульбитов. Как это скажется на пенсионной системе и не придется ли проводить еще одно повышение пенсионного возраста — разбиралось Накануне.RU.
Основная проблема, которая стоит сейчас перед правительством и профильным министерствами, — правильный расчет всех пенсионеров и назначение правильных выплат. Дело в том, что по украинскому законодательству, которое действовало ранее на территории Херсонской и Запорожской областей, пожилые граждане могут выходить на пенсию в 60 лет, имея 30-летний трудовой стаж, в 63 года при стаже 20-30 лет, или в 65 лет за 15-20 лет стажа. В ДНР и ЛНР ситуация иная — там фиксированный возраст выхода на пенсию составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Таким образом, для всех этих категорий в скором времени будут введены общероссийские правила назначения выплат по старости. И если другие "блага" граждане новых территорий встретили, мягко говоря, без особого восторга — а это мизерный прожиточный минимум, возросшие тарифы ЖКХ и цены в магазинах, то что же будет теперь, с пенсионной "реформой"?
Как напоминает председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы РФ Ярослав Нилов, пока базы данных по новым пожилым гражданам и их трудовому стажу у социальных фондов РФ нет или почти нет ("почти", потому что в ЛНР и ДНР все-таки пенсионная система работала, списки пенсионеров остались). Да и в дальнейшем придется учесть еще множество факторов: порядок определения размеров пенсий, доплат к пенсиям, размер страховых взносов, порядок определения стажа, порядок конвертации гривны и так далее.
"С 1 марта в течение одного года они смогут обращаться в представительства нового социального фонда, чтобы им назначали пенсию по тем основаниям, которые есть, с учетом подтверждающих документов. Если документов нет, такие случаи тоже предусмотрены — создаются специальные комиссии по рассмотрению таких ситуаций", — объяснил Нилов в беседе с Накануне.RU.
Пока же, как напомнил депутат, правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов, которые и должны начать регулировать все эти вопросы. До 1 марта 2023 года они должны пройти все ступени согласования — три чтения в Госдуме, Совет Федерации, подпись президента и опубликование — и уже начать действовать. Однако, насколько хорошо и быстро бюрократическая машина будет действовать на новых территориях в столь сжатые сроки — вопрос открытый.
Как бы там ни было, получается, что присоединение областей нарушило планы финансовых властей по "экономии" на россиянах, ведь пенсионная "реформа" вводилась с целью уменьшения нагрузки на пенсионный фонд путем уменьшения количества пенсионеров, а за счет этого увеличения сумм самих выплат. Мало того, что суммы особо не поменялись — в абсолютном количестве они, конечно, выросли, но если учитывать инфляцию, то как минимум остались прежними, если не сократились. Так теперь и пенсионная система пополнится еще почти 2 млн пожилых граждан, о чем сказано в законопроектах правительства, — ежемесячные пенсионные выплаты будут пересчитаны для почти 1,73 млн человек, из которых для 1,61 млн человек будет установлена страховая пенсия и для 0,12 млн граждан — пенсия по государственному пенсионному обеспечению. На все это в 2023 году понадобится 307,4 млрд руб., в 2024 году — 385,9 млрд, в 2025 году — 405,8 млрд.
Основная часть будет покрываться за счет ПФР, но и бюджету придется поучаствовать в этом — правительство рассчитывает на ассигнования федерального бюджета в 2023 году в сумме 13,9 млрд, в 2024 году — 17,4 млрд, в 2025 году — 18,3 млрд. И это при том, что на территории "старых" субъектов РФ количество пенсионеров ежегодно сокращается и за счет естественной убыли населения, и за счет переходного периода пенсионной "реформы", как напоминает вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин, в этом году без учета новых областей число пенсионеров сократится почти на миллион человек:
"В 2023 году число пенсионеров сократится на 870 тыс. человек, это общее число. А по некоторым другим данным, надо понимать, что есть пенсионеры, которые становятся таковыми в 45 лет в силовых и прочих ведомствах, поэтому, если мы возьмем пенсионеров по старости, тех, кто работает в реальном секторе экономики, то в текущем году это количество пенсионеров сократится на 940 тыс. человек. Фактически на миллион".
В прошлом году сокращение числа пенсионеров тоже составило около 1 млн, таким образом, "экономия" для властей нивелируется пенсионерами с новых территорий.
Впрочем, Россия и так отстает от развитых стран по степени пенсионной нагрузки на бюджет. Если даже в первые переходные годы после повышения пенсионного возраста нагрузка пенсионной системы к ВВП страны была 8%, то в 2022 году она стала уже 7%, в то время как в Западной Европе эти цифры составляют 12-14% от ВВП. И даже повышение возраста на два года в той же Франции вызывает многомиллионный митинги. По словам Шеина, если бы в России распределение создаваемого национального продукта было бы таким же, как в Польше, Чехии или Франции, то общий объем пенсий в России был бы на 5-6 трлн руб. выше. Значит, с очевидными изменениями по самому размеру пенсии, она была бы не 15-20 тыс. руб., а около 30-35 тыс.
"Даже до спецоперации не было никакого роста, более того, мы в предшествующий период наблюдали, что так называемый коэффициент замещения — соотношение между средней пенсией и средней заработной платой — ухудшался. Есть международная конвенция, по которой средний коэффициент замещения должен быть около 40%. То есть если человек получает зарплату 30 тыс., значит, пенсия должна быть не менее 12 тыс. Но реальный коэффициент замещения в России на пике был около 33-35%, сейчас он приближается к 30%, и это ухудшение ситуации с коэффициентом замещения происходило и после пенсионной "реформы". То есть она нисколько эти процессы не сдержала", — добавил Олег Шеин.
Таким образом, пенсионная "реформа" не только ничего не исправила на территории страны, никак не улучшила положение стариков, размеры пенсий или условия жизни, наоборот — государство постепенно снимает с себя обязательства по поддержке пожилых граждан. А теперь в эту буксующую систему придут еще 1,7 млн новых пенсионеров, которые ожидают, что о них будут заботиться, а не высчитывать некие страховые баллы, за которые они смогут или вообще даже не смогут получать выплаты. И если так продолжится и дальше, то пробуксовка начнется и на новых территориях, а за этим последует и новое повышение пенсионного возраста.
"Если будет так называемая стабильность, где стабильно только одно — обогащение верхушки и бесправие и нищета всех остальных, то мы однозначно в 2028 году получим повышение пенсионного возраста, поскольку сама идеология такова: для того, чтобы обеспечить индексацию пенсий, то есть сохранение пенсий на текущем уровне, надо сокращать число самих пенсионеров. Стало быть, как только этот "хворост", с точки зрения Минфина, будет исчерпан через пять лет, потребуется новый "хворост" бросать в ту же самую топку, то есть потребуется этим господам проводить следующее повышение пенсионного возраста", — резюмирует Олег Шеин в беседе с Накануне.RU.