Готовность бюджета к присоединению новых территорий вызывает много вопросов
Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что новым регионам предстоит напряженный процесс адаптации в правовую среду. Такое заявлении было озвучено в контексте выборов в Госдуму депутатов от этих регионов, но если заглянуть немного дальше, то становится очевидным вопрос адаптации не только законодательства и выборного процесса, но и вопросы рынка труда, пенсий, зарплат и прочих социально-экономических вопросов.
По словам вице-президента Конфедерации труда РФ Олега Шеина, процесс адаптации Крыма и Севастополя длится до сих пор, хотя прошло уже 8 лет. И скорее всего, с Луганской, Донецкой народными республиками, а также с Запорожской и Херсонской областями процесс будет таким же длительным, если не дольше, учитывая последние обстоятельства на фронтах. Об этом Олег Шеин рассказал в беседе с Накануне.RU.
– На ваш взгляд, с какими трудностями могут столкнуться новые регионы в плане зарплат, пенсий, рынка труда?
– Тут нужно начать с другого. В 2014 году я как эксперт участвовал в разработке предложений по адаптации крымского законодательства к российскому. За прошедшие три десятилетия страны шли разными путями и не только есть какие-то отличия, например, в заработных платах, хотя и не самые показательные, потому что заработная плата должна восприниматься в контексте более широком, в том числе включая стоимость базовых продуктов и товаров. Но в первую очередь радикально отличается все остальное законодательство – законодательство, касающееся финансирования здравоохранения или коммунального сектора, законодательство, касающееся выборов, потому что на Украине, например, избирательные комиссии по принципу: один кандидат – один член избиркома. Также отличаются вопросы, касающиеся демографического законодательства. И этих отличий невероятно много.
– Проще сказать, в чем отличия, чем схожесть?
– Да, потому что законодательная, практическая, социокультурная базы и прочие процессы шли разными дорогами и в России, и на Украине. Поэтому действительно труднее будет сказать, в чем заключаются общности, чем ответить на вопрос, в чем заключаются различия.
– Сколько может понадобиться времени на такую адаптацию?
– По Крыму, насколько я понимаю, до сих пор этот процесс не закончился, то есть адаптация продолжается, сказать, что он приобрел какой-то завершенный характер, нельзя. Кроме того, хочу обратить внимание, что по Крыму работают отдельные программы финансирования из федерального бюджета, они применительно к Крыму и Севастополю на следующий год составляют около 150 млрд руб., и это отдельные программы, вне обычных моделей финансирования между регионами и федеральными территориями. И в этом контексте, наверное, будет правильным сказать, что эта история не может быть по определению быстрой.
– А бюджет России готов к таким нагрузкам, ведь там все-таки несколько миллионов человек?
– Если мы говорим про бюджет России, то это отдельная история. Я внимательно смотрю на то, что сейчас происходит с федеральным бюджетом, и хочу сказать, что у меня не возникает ощущения, что федеральный бюджет является неким осмысленным с точки зрения его внутренней непротиворечивости.
Базовые доходы федерального бюджета – это два кита: нефтегазовый комплекс в самых разных моментах, будь то таможенные отчисления, НДПИ и прочее; и второй кит – налог на добавленную стоимость. Применительно к теме нефтегазовых компаний в бюджете вшито несколько разноплановых позиций. Во-первых, там указано, что объемы поставок будут сокращаться, будет довольно серьезное сокращение экспорта российской нефти за рубеж. Во-вторых, написано, что сама стоимость сырья будет существенно меньше, чем сегодня. Но налог на добычу полезных ископаемых предполагается увеличить, и при этом ежегодно предполагается изымать у госкорпораций, в первую очередь у "Роснефти" и "Газпрома", триллион рублей дивидендных платежей. Для меня нет очевидного ответа на вопрос, как одно сочетается с другим.
– При этом ВВП тоже будет снижаться…
– Предполагается снижение объемов ВВП РФ в следующем году, но при этом следующие годы предполагается опережающий, причем чуть ли не на 20% в год, рост налога на добавленную стоимость. И тут тоже нет очевидного ответа на вопрос, как одно сочетается с другим.
То есть, отвечая на вопрос, готов ли бюджет к изменениям, наверное, надо посмотреть, каким будет корректировка бюджета ко второму чтению – я думаю, она будет заметной – и особенно по итогам первого полугодия 2023 года.