19 Марта 2024
search

Ставка на МС-21 пока не оправдывается

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Аджар Куртов: Реформы Узбекистана не по нраву местным элитам Каракалпакии

В Каракалпакии, автономной республике Узбекистана, проходят массовые беспорядки. Сообщают, что уже были и нападения на здания государственных ведомств. Есть жертвы среди мирных граждан и сотрудников правоохранительных органов. Введено чрезвычайное положение. Президент Мирзиёев заявил, что это протест против конституционных реформ, цель которого — подорвать территориальную целостность. Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделился политолог Аджар Куртов:

— Каракалпакия длительное время была проблемным регионом для Узбекистана, особенно в постсоветский период. Это было связано с рядом обстоятельств, а прежде всего с тем, что республика расположена в южном Приаралье, это зона экологического бедствия, хотя её нечасто так называют. Дело в том, что во времена советской власти Узбекистан вносил огромное количество, больше, чем во всех остальных регионах Советского Союза, минеральных удобрений на гектар почвы для выращивания хлопчатника. И это приводило к эрозии почв. А когда Аральское море стало усыхать в силу климатических изменений, то на обнажившемся дне эти остатки минеральных удобрений стали разноситься ветром по региону, и прежде всего по Каралапакии. И это приводило к тому, что из сельскохозяйственного оборота выводилось огромное количество земель.

(2006)|Фото: www.photo.uz

Узбекистан — это аграрная республика, и властям этой республики было очень затруднительно создавать продуктивные высокооплачиваемые рабочие места в каких-то других местах, кроме как в сельском хозяйстве. В условиях быстрого роста населения, высокой рождаемости сельское хозяйство обычно абсорбировало излишки населения, а сейчас получалось, что эти обстоятельства вызывали довольно большую безработицу, распространение заболеваний, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой. Ну и как следствие — социальное недовольство населения. Решить эту проблему быстро, я думаю, никакая власть в Центральной Азии не смогла бы, тем более, что Узбекистан был и остаётся прифронтовым государством, на южных его границах происходят события, связанные с гражданской войной в Афганистане. Больших средств выделять эта республика не могла.

Конечно, в этой ситуации оппозиционные центральным властям в Ташкенте силы могли воспользоваться таким неблагополучием и вести соответствующую пропаганду среди населения. Эта пропаганда не имела большого успеха в те времена, когда во главе Узбекистана стоял Ислам Каримов, первый президент этой республики после распада Советского Союза, но когда власть сменилась, новые власти в Ташкенте взяли курс на своеобразную либерализацию — как хозяйственной жизни, так и политической. А либерализация обозначала новые возможности, в том числе и для оппозиции, и они не преминули этим воспользоваться. Непосредственным поводом и явилась, по всей видимости, та идея, которая сейчас реализуется властями Узбекистана — это проведение референдума по конституционной реформе. Среди прочих обстоятельств, в новом проекте Конституции Узбекистана иначе прописываются полномочия некоторых каракалпакских органов власти. Это можно интерпретировать как своеобразное их урезание. В частности, речь идёт о том, чтобы поменять формулировки о возможности выхода Каракалпакии из состава Узбекистана. Вот эти обстоятельства, по всей видимости, и могли спровоцировать нынешние волнения.

Конечно же, за этими волнениями стоят, помимо прочих обстоятельств, интересы местных политических элит. Всё-таки Узбекистан и Каракалпакия в частности — это клановое общество, где очень многое завязано на интересы не населения как такового, а политических элит, и они могли организовать подобного рода выступления. Речь не идёт об обособлении или желании присоединиться к другим странам. Каракалпакия как этнос отличается от узбеков, но они также отличаются и от туркмен, и от казахов. То есть к кому они бы теоретически могли бы присоединиться? Речь идёт о том, что в результате реформы урезаются полномочия. Значит, будет, вполне возможно, перераспределение властных постов, а, соответственно, и собственности. На постсоветском востоке власть это прежде всего то средство, которое позволяет обогащаться политическим элитам, и вот этого перераспределения они как раз и опасаются.

Я полагаю, что всё-таки власть в Ташкенте достаточно сильная и в полицейском, и в военном отношении, и ресурсы у неё есть для того, чтобы какие-то насущные проблемы купировать ещё и методом кнута и пряника.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС