25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

"Это лишение перспектив". Семь уральских моногородов отрежут от федерального финансирования

Минэкономразвития РФ разработало проект поправок к критериям определения моногородов. Ведомство предлагает существенно ужесточить требования, в результате чего их перечень может сократиться вдвое. По словам разработчиков документа, это позволит сконцентрировать средства в наиболее нуждающихся территориях. Однако постановление может привести к тому, что только в УрФО из списка моногородов будет исключено семь муниципалитетов, которые в дальнейшем потеряют федеральную поддержку. Эксперты уже называют инициативу следствием политики оптимизации институтов развития, начатой премьером Михаилом Мишустиным и обусловленной отсутствием эффекта от многомиллиардных вливаний бюджета. Подробности – в материале Накануне.RU.

Как следует из проекта постановления, предлагается внести изменения в критерии моногородов в части удаленности муниципального образования от регионального центра. Изменение исключит из перечня моногородов города-спутники, имеющие развитую миграционную связь со столицей субъекта федерации. В документе говорится, что удаленность менее чем на 50 км от административного центра позволяет жителям моногородов, с учетом развития дорожной сети и сети пассажирского транспорта, в течение часа добраться до работы в региональном центре, в связи с чем напряженность на рынке труда моногорода нивелируется за счет агломерационного эффекта.

"Внесение изменений в критерии и категории позволит сконцентрировать механизмы поддержки на муниципальных образованиях с наиболее сложным социально-экономическим положением. Так, общее количество моногородов и муниципальных образований предварительно сократится почти на половину – с 321 до 163. При этом ранее принятые некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов" обязательства в тех моногородах, которые будут исключены из перечня, будут исполнены Фондом в полном объеме", – говорится в проекте постановления.

Отметим, что в УрФО монопрофильные муниципальные образования сосредоточены в основном в Челябинской и Свердловской областях. Сейчас их количество составляет 16 и 17 соответственно. Еще четыре моногорода находятся в Курганской области. С учетом введения критерия удаленности, в Свердловской области сразу шесть муниципалитетов могут потерять статус моногородов: Верхняя Салда, Верхняя Пышма, Верхняя Тура, Первоуральск, Ревда и Полевской. В Курганской области под удар попадут только Варгаши, а в Челябинской области все моногорода удалены на расстояние более 50 км от регионального центра.

Однако речь идет не только о занятости населения, но и дополнительном финансировании социальных проектов в таких территориях. Например, Фонд моногородов мог предоставить муниципалитетам льготные кредиты для реализации проектов в сферах ЖКХ и социальной инфраструктуры. В случае исключения из перечня возможность такой поддержки будет утрачена. В то же время среди основных проблем градообразующих предприятий эксперты выделяют сокращение продаж из-за снижения покупательской способности, падение выручки за отгруженную продукцию и рост дебиторской задолженности, сбои в поставках оборудования и комплектующих, а также увеличение их стоимости, убытки по кредитным обязательствам и сокращение экспорта продукции.

Депутат Госдумы седьмого созыва от Челябинской и Курганской областей Виталий Пашин отметил, что фонд ранее оказывал существенную поддержку моногородам, а ее лишение приведет к негативным социальным последствиям. "Градообразующие предприятия в монопрофильных территориях и так пострадали от пандемии, поэтому закручивать гайки сейчас неправильно. По сути, эти муниципалитеты лишили ожидаемых перспектив", – отметил депутат.

Экономист Андрей Песоцкий добавил, что сокращение количества моногородов укладывается в федеральный тренд по оптимизации институтов развития, анонсированный год назад премьер-министром Михаилом Мишустиным.

"Государство стремится сократить расходы, и в этом есть своя логика. Но есть и очевидные риски, так как, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких центров, города живут довольно скверно. Я не уверен, что такая модель сработает, так как центры, которые рассматриваются как привлекательные, тоже испытывают сложности. А для моногородов это может спровоцировать ухудшение качества жизни и отток населения", – считает эксперт.

Печальная участь на днях постигла другой институт развития – госкорпорацию "Роснано", которой грозит дефолт, и вполне вероятно, что спасать ее будут бюджетными деньгами. И таких примеров, когда мегапроекты закрываются, а от них остается лишь "дырка от бублика", хватает и на Урале. Одним из них является АО "Корпорация развития" (бывший проект "Урал промышленный - Урал Полярный"), которая финансировалась за счет бюджетов Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. В этом году было объявлено о закрытии корпорации, которая за время существования "съела" 30 млрд руб. своих акционеров. Депутат Тюменской облдумы Тамара Казанцева напомнила, что за время работы структура так и не смогла реализовать ни одного крупного проекта, при этом акционеры регулярно вскрывали неоправданно высокие расходы менеджмента.

Так что, с одной стороны, в работе институтов развития явно не хватает персональной ответственности, когда за неэффективное "освоение" средств практически никогда и никого не спрашивают. В то же время, как указывают представители бизнес-сообщества, у государства есть значительные ресурсы, которые можно было бы направить на развитие территорий, однако приоритет отдается наполнению Фонда национального благосостояния. По данным на 1 сентября этого года, в фонде уже было более 14 трлн руб., а к 2024 году сумма должна вырасти до 23,3 трлн.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС