25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Политика За рубежом

Саммит в Глазго: Запад подталкивает весь мир к ускорению энергоперехода?

Россия, Китай, Индия и Саудовская Аравия отказываются от этого

Зелёный переход мировой энергетики явно начал пробуксовывать. Ещё пару лет назад отовсюду слышались доводы о том, что уголь отжил своё, а нефть и газ скоро окажутся никому не нужны. Пустыни покрывалась сетью солнечных электростанций, ветряки выносились всё дальше в моря, неуклонно повышался КПД новых источников энергии. Сомневавшихся в немедленном успехе ВИЭ считали ретроградами, а отрицание связи глобального потепления с выбросами углеводорода стало плохим тоном. И вот недавно выяснилось, что все заявлявшие о конце эпохи угля и нефти посрамлены, однако Запад не опускает руки, в Глазго начинается саммит по вопросам изменения климата, на котором США и ЕС будут подстёгивать развивающиеся страны активнее переходить на новые источники энергии. Подробности — в материале Накануне.RU.

Мы уже писали об энергетическом кризисе в Китае, где из-за недостатка угля простаивают значительные промышленные мощности. Противники плановой экономики списали бы всё (собственно, уже списали) на неэффективность системы управления, однако подорожание электроэнергии и одновременно нехватка топлива наблюдается во всех странах. В цитадели капитализма и одном из важнейших оплотов возобновляемой энергетики — США впервые с 2014 г. выросло потребление угля. Как передаёт CNN, рост будет существенным, почти на 22%. Британия планирует строить новые энергоблоки атомных электростанций, а Германия, преодолев сопротивление Вашингтона и не обращая внимания на недовольство Восточной Европы, добилась получения российского газа по второй ветке "Северного потока". Шаги по отказу от угля теперь выходят боком всем экономикам, стало очевидно, что Китай просто раньше и планомернее других стран начал бороться с перекосами в росте обрабатывающей промышленности и возможностях энергетики.

На самом деле, столь резкого шокового падения производства электричества не было со времён Второй мировой войны, указывает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

"Столь резкого обратного роста потребления тоже не было, и тут [влияют] не только Китай, но и Индия, и европейцы. Ситуация в Европе, на мой взгляд, вообще спровоцирована не очень правильной европейской энергетической политикой. Она правильная в тренде, а стратегия исполнения неправильная. Они забыли о том, что любая энергосистема должна быть сбалансированной. Ключевая проблема европейцев в том, что этот зелёный переход задумали политики, и они в целом занимаются там энергетикой. А если бы к этому были допущены технари, то они сказали бы, что любые мощности нужно резервирвовать. Если у вас что-то случилось с мощностями и нет резервов — то вы остаётесь без электроэнергии. А политики об этом не думают, они считают, что ветер и солнце — безграничные ресурсы — вот и получается так, как получается. И это мы говорим только про электроэнергию. А ведь есть ещё отопление, жилищно-коммунальное хозяйство. Я, кроме заявлений, что давайте перейдём на использование водорода для отопления жилищ, пока не видел работающих промышленных технологий для этого", — рассказал Накануне.RU эксперт.

В то же время политики в Европе считают, что всему виной... слишком медленный зелёный переход — мол, если бы было больше экологически чистой энергии, то и газового кризиса удалось бы избежать.

При этом в КНР экстренные закупки угля за рубежом и снабжение ТЭС фактически в режиме спецоперации отнюдь не означают отказа от возобновляемых источников энергии. ТГ-канал РАСПП пишет, что за 2 года в КНР выработка электроэнергии теплостанциями выросла на 2,9%, ГЭС стали производить на 10,6% больше, АЭС – на 5,8% больше, "ветряки" нарастили выработку на 15,4%, а солнечные электростанции – на 4,3%.

По данным издания "Пэнпай синьвэнь", локомотивами потребления зелёной энергии в КНР являются предприятия, производящие продукцию на экспорт, рассчитывающие тем самым повысить экспортную конкурентоспособность своей продукции, а также центры обработки данных, причём с развитием дата-центров спрос на зелёную энергию станет ещё выше. Этот процесс несколько сдерживается тем, что экологически чистая энергия в основном вырабатывается на Северо-Востоке, Севере, Северо-Западе и Юго-Западе КНР, в то время как центры обработки данных в основном сосредоточены в регионе Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, дельте реки Янцзы и дельте реки Чжуцзян. Это усложняет торговлю чистой энергией, но ожидается, что проблема будет решаться в ближайшей перспективе.

Обеспечение безуглеродного экспорта — вопрос не праздный, с 2025 г. планируется введение углеродного налога для поставщиков товаров на европейский рынок. Пока только одна страна не слишком беспокоится о выбросах СО2 — КНДР со своей угольной энергетикой и газогенераторными автомобилями из пятидесятых годов прошлого века сумела провести индустриализацию и сейчас запускает ракеты и строит атомные реакторы. Впрочем, Пхеньян под санкциями уже давно по другим поводам, но вскоре с экономическим давлением Запада столкнётся любая страна, сжигающая, по мнению зарубежных бюрократов, слишком много угля и нефти.

Китай полон решимости перейти к новой энергетике, невзирая ни на какие сложности. В этом позиция Пекина совпадает с западной. Однако лидер КНР Си Цзиньпин стал одним из первых, кто отказался лететь в Глазго на конференцию по изменению климата. Позже стало известно о том, что в Шотландии не стоит ждать и президента России Владимира Путина. Как передаёт ТАСС, его пресс-секретарь Дмитрий Песков назвал проблематику саммита в Глазго "одним из приоритетов российской внешней политики", но Путин в Глазго не полетит.

А главный научный сотрудник ИДВ РАН Владимир Петровский обращает внимание на то, что конференцию проигнорировали также Индия и Саудовская Аравия — страны, которые нельзя назвать союзниками Китая, но на которые приходится значительное количество углеводородных выбросов.

По его словам, США и ЕС хотели бы в очередной раз попытаться убедить развивающиеся страны принять на себя дополнительные меры по сокращению выбросов, сместить сроки. Китай заявил, что достигнет углеродной нейтральности к 2060 г., а страны Запада сами себя подстёгивают завершить переход к 2050 г.

"Крупный западный бизнес настаивает на ускорении зелёного перехода, обещая якобы помощь развивающимся странам, включая Китай. Но эти деньги достанутся транснациональным корпорациям, потому что в их руках технологии. Не лучше ли все эти ресурсы, которые обещаны, потратить просто на адаптацию к изменениям климата с тем, чтобы сохранить и рост экономики, и традиционный уклад жизни, а не вкладывать это всё безоглядно в непонятные технологии, которые непонятно кому принадлежат?" — рассказал эксперт в беседе с Накануне.RU.

Тем не менее, в Глазго может быть и определённая позитивная повестка. Как отмечает Сергей Пикин, там может быть более чётко проговорена роль атомных станций и должна быть дана оценка, что это тоже часть безуглеродной экономики. Кроме того, должны быть учтены природные системы улавливания СО2, такие как леса и болота.

В любом случае, становится понятно, что зелёный переход не будет таким плавным и быстрым, как казалось раньше. Он продолжится, однако вопросы к его масштабам и скорости остаются.

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС