24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Наука уйдет в комиссию

Геополитическое значение науки, ложь Парижского соглашения по климату, водородная энергетика и кто и что "утащил" из "Росатома"?

Прошедшее на неделе заседание Совета по науке и образованию под председательством Владимира Путина, безусловно, стало одним из важнейших внутриполитических событий. Казалось бы, дежурное и даже праздничное мероприятие (проводилось в День российской науки) с положенными в таких случаях речами и здравицами тем не менее превратилось в серьезный разговор о будущем страны, не говоря уже о том, что отдельные представители властной иерархии, видимо, нащупали по итогам новые точки приложения своих сил. Наиболее заметные и важные идеи прошедшего заседания – в материале Накануне.RU.

Зарплаты и токомаки

Конечно же, большинство СМИ уже, как говорится, "оттоптались" на теме низких заработных плат научных сотрудников, на невыполнении указов президента в соответствующей части, на критике действий финансового блока Правительства и манипуляциях с цифрами на местах организаторов науки. Мы также рассказывали об этом.

Сказать, что случилось что-то прямо из ряда вон выходящее – нельзя, более того, осмелимся предположить, что о реальном положении дел с зарплатами молодых и не очень ученых президенту, конечно же, известно давно. На то есть закрытые опросы, проводимые ФСО и Администрацией президента, еще целым рядом структур, так что информацию Путин черпает точно не из телевизора и газет, но это к слову. Ровно такие же проблемы у медиков и учителей, так что выглядело все со стороны, извините, откровенное постановкой, но таковы законы телевизионного жанра общения "Главного" с нерадивым начальством на местах…

Гораздо интереснее посмотреть на предложения реальных организаторов российской науки и практиков, руководителей ведущих институтов и целых научных школ, людей, многие из которых считаются "близкими" к Путину и даже якобы входят в ближний круг общения.

Михаил Ковальчук (Курчатовский институт) вместе с главой "Росатома" Алексеем Лихачёвым, как известно, дали старт долгожданному проекту по запуску высокоточного реактора "ПИК" в Гатчине. Говорим "долгожданный", потому что в силу разных проблем, включая финансовые, пару десятилетий российские ученые не могли приблизиться к этому событию и вот теперь наконец получили собственный высокотехнологичный инструмент для новых этапов исследований. Это – действительно прорыв для таких научных сфер, как физика, ядерная медицина и для многого другого.

"Дальше у нас подготовлена NICA (коллайдер в Дубне, – прим. Накануне.RU), которая двигается тоже к запуску, и в этом смысле у нас грядёт масса событий", – продолжал генерировать приятные новости Ковальчук, заметив, что дело идет и к запуску в России первого токомака, реактора нового типа на новых принципах работы и т.д. Принципы эти известны еще с 50-х годов прошлого века, а вот соответствующих технологий и материалов долгое время не было, не только в России, но и во всем мире.

В приподнятом настроении Путин даже пошутил и "подколол" главу "Росатома" Лихачева – мол, хватит обижаться на коллегу Ковальчука и выяснять, кто и что "утащил" из научного багажа, дело-то одно делаете!

Михаил Ковальчук (брат совладельца банка "Россия" Юрия Ковальчука, они с президентом знакомы еще по питерскому периоду работы Путина) с гордостью признался, что благодаря таким проектам, как "ПИК", Россия по-прежнему остается в закрытом элитарном клубе стран, располагающих подобными технологиями. США, Франция, в какой-то степени Великобритания, Германия и Россия остаются на острие этих процессов, но в затылок уже дышат и Китай, и Индия и еще пара-тройка развивающихся стран.

Михаил Ковальчук на саммите GMIS-2019(2019)|Фото: Накануне.RU

И это, конечно же, не преувеличение – бесконечно ссылаться на прошлые достижения советских атомщиков времен Курчатова и Берии невозможно без результатов дня сегодняшнего. И научную школу нельзя создать на пустом месте, несмотря ни на какие деньги и средства, необходим задел – об этом собственно и сказал Ковальчук, он был 8 февраля как бы именинником.

Кто будет "рулить" климатом?

Дальше пошло еще интереснее, то есть перешли к проблемам, глобальным проблемам, но не забыли, как сказано, и о людях. Много прозвучало претензий ученых о неэффективной работе министерств и ведомств, у которых наука оказалась прямо по пословице о семи няньках. Президент согласился – необходимо оставить ведомственные согласования и бесконечные "дрязги" и начать заниматься реальным развитием.

Глава федеральной территории "Сириус" Елена Шмелева, получив слово, немного, как говорится, "приземлила" приподнятое настроение участников. Основной посыл – наука в стране сегодня движется порой разнонаправленно из-за отсутствия единого центра координации, из-за дублирования функций, излишней бюрократизации, Правительство, а тем более отдельные министерства и ведомства не в состоянии обеспечить координацию для достижения поставленных целей. И еще немаловажный момент, отмеченный Шмелевой – ресурсное обеспечение передовых исследований в России по-прежнему невозможно без западных инструментов, приборов и материалов.

"Более 90% оборудования нашего лабораторного комплекса – импортное", – призналась глава "Сириуса". Отсюда, само собой вытекает множество проблем, начиная от закупки оборудования и ввоза его в Россию и заканчивая пресловутыми санкциями.

Так что вопрос о "сдерживании" России, в том числе технологическом – это не выдумки "кремлевской пропаганды", что бы там кто из либерально настроенных граждан не орал на площадях и митингах. Сдерживание идет реально по многим областям и направлениям, пока, к счастью, сотрудничество научных центров, университетов и школ все-таки не перешло к стадии времен Холодной войны. Но сигналы и попытки в этом ключе приходят недвусмысленные: например, корпорация "Майкрософт" вдруг неожиданно отказывает в продлении лицензий программного оборудования для компьютеров русского МФТИ и т.д. и т.п.

Ректор Горного университета в Санкт-Петербурге Владимир Литвиненко сосредоточился в своем выступлении на геополитических аспектах и развитии минерально-сырьевой базы страны, причем развитие это касается территорий как внутри России, так и за её пределами, скажем, в Антарктике, что, естественно, не нравится многим нашим "партнерам" на Западе. И даже, возможно, в Китае.

"Наш минерально-сырьевой потенциал, комплекс – это серьёзный геополитический инструмент, и это ресурс, который нужно защищать военным и, естественно, нам работать. Но он, надо обратить внимание, с учётом того, что в той же Америке и в других странах многие ресурсы, уже более 40%, являются фактически остродефицитными, интерес к нашим особо интересный, он является, надо чётко понимать, только лишь таким инертным", – обозначил приоритеты ректор. Он настаивает, что пока положение дел с финансированием мероприятий по данному направлению в России просто аховое – все деньги на проведение новых исследований и организацию экспедиций в целом по стране… в пять раз меньше, нежели те же средства, но выделяемые собственно бюджетом Горного университета!

"Сегодня я не хочу называть цифру, это просто смешно", – прокомментировал Литвиненко объемы финансирования, которые идут по линии Академии наук на эти цели и задачи. Кто виноват в отсутствии денег? Разумеется, не ученые, они как раз открыто и честно заявляют об этом, ресурсный потенциал открытых еще в СССР месторождений и запасов истощается, рано или поздно это приведет к нехватке. А денег на новые открытия выделяется недостаточно, но Литвиненко заговорил и о других угрозах, геополитического порядка.

"Могу сказать, что сегодня надуманы проблемы Парижского соглашения по климату (из которого, напомним, бизнес-президент Трамп вышел, как только встал у руля США, и немедленно вернулся Байден), такие как: отношение к стабильности ледового покрытия Антарктиды, второе – реальное понимание, насколько антропогенные факторы влияют на карбонизацию мировой экономики, такие как CO2, оттеснение в пещеру углеводородов, в том числе наших, затем идёт водород как глобальный энергетик. Это домыслы", – уточнил позицию ректор.

Заметим, что переговорщиком по этим спорным и даже сомнительным темам от России назначен в декабре не кто-нибудь, а Анатолий Чубайс и назначен он не кем-нибудь, а именно что Путиным. Несмотря на всю сомнительность, повторимся, тем "зеленой энергетики", "энергоперехода" и прочих заумных идей в стиле Греты Тунберг, которые справедливо критикуются и ставятся под сомнение целым рядом ученых, практиков и имеющих смелость заявить об этой фальсификации политиков.

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU

По сути Литвиненко и сказал об этом – не надо идти на поводу у красивых теорий, пришедших как обычно с Запада, надо развивать собственную науку и технологии, борьба за ресурсы на Земле переходит в острую фазу и военные должны защищать российские интересы на этом фронте.

Литвиненко добавил, что вопросы с финансированием научных изысканий давно перезрели. "Потому что сегодня два буровика живыми остались из многочисленной команды в Горном институте… Это проблема, которая является актуальной для нашей общественности", – обозначил масштаб Литвиненко.

На эти слова Путин, поблагодарив выступающего, ответил, что "пометил для себя" проблему…

Президент пригласил к разговору и своего заместителя в Совете безопасности России Дмитрия Медведева, что показалось нам знаковым и по-особенному иллюстративным. Поясним, почему.

В свое время, в период президентства, развитие нанотехнологий и организация с "нуля" научного центра "Сколково" были для Медведева этакой идеей фикс. Чего в реальности удалось достичь, а что не получилось совсем, дело другое, понятно, что русской Кремниевой долины не вышло. Но заговорил на таком уровне (президент!) и что-то реально попытался создать именно Медведев в свое время, об том тоже необходимо помнить. Экс-глава Правительства честно признался, что пока не знает, что именно и как должно измениться в структуре управления наукой в России – будет ли это создание неких межведомственных центров или должна появиться какая-то другая управленческая форма?

Поиск решения продолжается и, очень вероятно, что президент в принципе пришел на разговор с учеными с уже подготовленными предложениями от своего имени.

Первое – создается особая комиссия при Правительстве РФ по научно-технологическому развитию. Состав и персоналии в этой комиссии, её функции будет определены лично Владимиром Путиным в специальном указе, который готовят Администрация президента и чиновники Правительства Михаила Мишустина.

В состав этого нового органа обязательно, помимо ученых и разработчиков, должны быть включены члены Совбеза и сотрудники прочих ведомств, работающих с документами под грифами "секретно", "совершенно секретно" и "особой важности". В буквальном смысле образуется некий новый орган власти с широчайшими полномочиями для отстаивания национальных интересов в обозначенных сферах, это очень близко к идеям выступавшего ректора Горного университета Литвиненко. И даже, возможно, еще больше, нежели эти идеи.

Для нас здесь показалось особенно важным участие в работе именно Дмитрия Медведева, а также отсутствие в этот день в Москве Михаила Мишустина, тот был с визитами в некоторых регионах Южного федерального округа. Казалось бы, очень логично участие главы Правительства в подобного рода заседании и уж тем более логичным выглядело бы мнение главы кабинета, тем более что комиссия создается при Правительстве! Но Мишустин, повторимся, 8 декабря был занят распределением денег на школы, помощью бедным регионам и прочими не менее увлекательными вещами.

Премьерный гамбит

Разумеется, мы не возьмем на себя дерзость комментировать, даже с привлечением экспертов, пути и цели развития высокой науки в стране, все, что было сказано, заявили и заявляют ученые с мировыми именами. Но нас заинтересовал в том числе и политологический аспект и в связи с ним – возможная расстановка сил в элитах.

"Я думаю, что некая подспудная конкурентная борьба между Мишустиным как премьером и тем человеком, который занимал эту должность до него, то есть Медведевым, имеет место. И дело тут не в обидах каких-то личных и еще чем-нибудь, это другое. Пока сохраняется неопределенность, скажем, в важнейшем вопросе – кто поведет "Единую Россию" на выборы в парламент осенью и кто будет отвечать за её успех? Или, наоборот, за провал партии, у меня, как и многих, допустим, нет четкого понимания", – обращает внимание Константин Калачёв, руководитель "Политической экспертной группы".

Собеседник отмечает, что получается довольно неожиданный расклад с четко обозначенными функциями каждого, если Мишустин – это практик, нацеленный на решение конкретных тактических задач, то Медведев в такой конфигурации может связываться со стратегической задачей, с "образом будущего". При этом экс-премьер пока остается распорядителем такого важного политического ресурса, как "ЕР". Но это пока и все может измениться очень скоро. И как ни крути, свои команды (а значит, и интересы!) наличествуют у обеих сторон, так что подобный взгляд на происходящее вполне себе допустим.

"Медведев снова в повестке, в игре, так что посмотрим", – добавляет Калачёв.

"Ну, не хочется в конспирологию совсем погружаться, я лучше о другом. Многие действительно сегодня обращают внимание на поиск компромиссной фигуры в предстоящем транзите, фигуры, которая с одной стороны должна быть известна, с другой – не очень сильна", – высказывается Павел Салин, руководитель Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве. Процессы активизировались в феврале, поиски такой фигуры продолжаются, рассуждает политолог.

От себя добавим, что если Медведев получит какой-то новый пост в создающейся комиссии, или даже возглавит её, безусловно, это будет для него еще одной ступенькой вверх в аппаратной борьбе. "Ступенькой" не только красивой, но и важной – в мире действительно давно идет не гонка вооружений как таковых, а соревнование технологий, научных прорывов и того, что англосаксы называют "инсайтами"-озарениями. Лучшей повестки для будущего преемника и не представить…


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС