Обвинения в адрес Гуцериева — попытка нового передела нефтянки?
Известный российский миллиардер Михаил Гуцериев назвал провокацией появившуюся в СМИ и телеграм-каналах информацию об обысках в собственном доме и офисах. "Нет, это не правда. Это провокация", — заявил предприниматель телеканалу РЕН ТВ.
Между тем, по данным Mash, претензии якобы связаны с деятельностью его компании "РуссНефть", которая входит в группу "Сафмар". По данным следствия, все аффилированные структуры семьи якобы нелегально перегнали за границу свыше 130 тыс. тонн нефти. Утверждается, что сумма ущерба по возбужденному уголовному делу — более 2 млрд руб.
Гуцериев около 10 лет назад уже открыто заявлял о давлении на себя со стороны российских властей. Летом 2007 года он объявил о продаже компании "РуссНефть" холдингу Олега Дерипаски "Базовый элемент". В том же 2007 году Тверской суд столицы заочно арестовал Гуцериева, бизнесмена объявили в международный розыск. На момент решения суда миллиардер был в Лондоне — на его счету было около $3 млрд, полученных от Дерипаски за продажу "РуссНефти". В 2013 году Гуцериев вернул "РуссНефть". Теперь в составе холдинга "Сафмар" ему принадлежат нефтяные активы в ХМАО, Тюменской области и Пермском крае (в том числе через холдинг "РуссНефть"), угольнодобывающие активы в Сибири.
При этом в федеральных информагентствах информации об обысках у Гуцериева нет, они также отмечают, что о них не в курсе и Кремль.
Как сообщил Накануне.RU ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, "наезды" на Гуцериева идут на протяжении всего 2019 года, возможно, вбросами его вынуждают продать бизнес.
"По моему мнению, этот кейс надо рассматривать в свете общих процессов, которые происходят в нефтяной отрасли. Наезды на Гуцериева идут на протяжении всего 2019 года. Летом был такой же вброс информации о том, что он уже убежал из России и что против него возбуждено уголовное дело. Тогда все опровергли. Ему пришлось лично отбивать эти информационные атаки. Я думаю, что Гуцериева пытаются некими информационными атаками вынудить продать свой бизнес. Здесь вопрос — насколько оперативно и обоснованно он сможет донести свою позицию до руководства страны и есть ли причины для реального преследования в плане какой-то контрабандной поставки нефти. Тем более, что он и раньше тоже подвергался подобным нападкам", — отметил Юшков.
По его словам, в российской нефтяной отрасли у крупных игроков аппетиты к поглощению сохраняются, а объектов для поглощения практически не остается. "От этого и возникают конфликты: одни хотят укрупняться, другие — не хотят продавать свой бизнес", — прокомментировал Игорь Юшков.
Также он отметил, что если реальные обвинения и будут, то они, скорее, коснутся неправильного оформления бумаг — к примеру, перевозил бензин, а оформил его как дизель или мазут. "Там могут быть разные экспортные пошлины и так далее. То есть, не то, что он в канистру залил нефтепродуктов и перебегал с ними через лес. Я думаю, что если и будут обвинения, то по этой линии", — выразил мнение эксперт.
По данным Mash, якобы есть основания полагать, что деятели из "Фортеинвеста" заливали нефть в битумные цистерны и перегоняли за границу. "Фортеинвест" — нефтяное предприятие, также принадлежащее семье Гуцериевых, его возглавляет Саид Гуцериев. Возможно, согласно данным того же Mash, эту компанию (среди прочих) использовали для контрабанды нефти в Европу.
Телеграм-канал "Незыгарь" называет произошедшее "последним сигналом для Минска", указывая, будто Гуцириев "крышевал бизнесы" белорусского президента Александра Лукашенко. Подобные слухи появились в тот же день, что и информация о компромиссе по компенсации Минску за налоговый маневр Москвы, напрямую влияющий на стоимость нефти для партнера по Союзному государству. Однако, как считает политолог Максим Жаров, происходящее вряд ли связано с белорусским сюжетом.
"Эти меры никаким образом не смогут умерить его [Лукашенко] строптивость на переговорах с Россией. Александр Григорьевич такой политик, такой человек, который давлению, особенно публичному, не поддаётся. Он такой человек, который начинает, что называется, закусывать удила и дерзить партнёру по переговорам ещё больше", — отметил Максим Жаров в беседе с Накануне.RU.