24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Арктика выпадает из бюджета

Государство готово отказаться от будущих доходов шельфовых проектов

На дискуссии Восточного экономического форума об освоении шельфа Арктики главный спор развернулся вокруг финансирования работ в регионе. Сегодня геологоразведочные работы государство и компании (опять же, государственные) ведут вскладчину, но объемы инвестиций таковы, что изученность территории остается минимальной, а сроки работы по выданным лицензиям сдвигаются. Выход чиновники увидели в допуске на шельф частных компаний, которым предложат вкладываться в разведку и строительство инфраструктуры в обмен на льготы. Преференции обсуждаются в рамках подготовки нового арктического законопроекта. Если все они получат одобрение, то бюджет останется без каких-либо доходов от запуска шельфовых проектов. Представители бизнеса говорят, что даже этой поддержки будет недостаточно и просят государство вложиться живыми деньгами.

По последним балансным оценкам, ресурсы углеводородов на шельфовых участков Арктики составляют 12,5 млрд т нефти , 85 трлн кубометров газа, 4,5 млрд т газового конденсата. Запасы категорий B1, С1, B2, C2 : 633,8 млн т нефти, 10,4 трлн "кубов" газа, 112 млн т конденсата. Компаниям выдано 79 лицензий, рассказал первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов, 46 из них - с 2012 г., когда допуск на шельф имели только госкомпании.

"За семь лет на баланс приняты три месторождения: "Победа", Центрально-Ольгинское, Северо-Обское. Прирост запасов с 2012 г. по текущий момент: 210 млн т нефти, 670 млрд кубов газа и 16 млн т конденсата. Изученность незначительно улучшилась, в первую очередь изученность сейсмикой 2D. по которой мы понимаем когда закончилась региональная стадия и можно приступать к бурению. Пока мы не можем зафиксировать завершение региональной стадии", - отметил Храмов.

В последние годы российские недропользователи регулярно обращались в органы власти с инициативой изменения условий лицензий - переноса работ на более поздние сроки. Между тем реализация проектов за горизонтом 2030 г. может сделать их невостребованными рынком, поэтому чиновники задумались над новыми стимулами для компаний.

Восточный экономический форум(2019)|Фото:forumvostok.ru

В первую очередь, речь идет о снятии запрета на работу негосударственных компаний. Привлечение как можно большего объема частных инвестиций заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков назвал единственным способом выполнения задач по освоению недр региона. "Нет в бюджете столько, чтобы залить территории деньгами. Государственная поддержка - не те объемы, за счет которых мы сможем решить поставленные задачи. Мы приняли решение поддерживать нефтегазовые проекты в Арктике, но таким способом, чтобы не обрушить бюджет страны", - сказал он.

Вместе с правовым механизмом, позволяющим частным инвесторам приходить на шельф, министерство предлагает дать стимулы и преференции для проектов. Минфин против, в ведомстве напоминают, что существующий налоговый режим для шельфовых проектов уже предполагает широкий спектр послаблений. Минарктики лоббирует включение всего шельфа Арктики в четвертую категорию сложности участков. Сейчас такие проекты получают пониженную ставку НДПИ (5%) на 15 лет, министерство предлагает сделать ее пожизненной.

"Логика государства должна заключаться в обнулении налогов, иначе проектов не будет. После того, как начнется экономическая активность, к вопросу можно вернуться. Ни к каким выпадающим доходам бюджета преференция не приведет, потому что доходы эти не заложены", - сказал Крутиков.

Дополнительные налоговые бонусы Минарктики предлагает предоставлять индивидуально, и это тоже предмет споров с Минфином. По сути речь идет о том, что отдельные компании станут равнее прочих и получат полное обнуление налогов.

Даже самого мягкого налогового режима для интенсификации работ может оказаться мало. Цена безубыточности российского шельфа – $80-120 за баррель. До обвала нефтяных цен все привлекательные шельфовые проекты имели иностранных инвесторов и технологических партнеров. Теперь их нет, при этом цена безубыточности почти не изменилась, программа импортозамещения несколько снизила себестоимость, но этого недостаточно для того, чтобы условия приблизились к 2014 г. По словам заместителя министра энергетики РФ Павла Сорокина, в России необходимо проработать новые схемы финансирования проектов, чтобы приблизить условия к мировым.

билборд накануне(2007)|Фото: Накануне.RU

"Сегодня компании, которые финансируются, например, в Мексике или в Африке, получают деньги под 2-3%. Наши компании в условиях финансовых ограничений будут вынуждены фондироваться под 8-10% годовых без поддержки государства. Такое не сработает, слишком долгосрочный проект, слишком высокие риски, чтобы фондироваться под такие ставки. Нам предстоит обсудить и представить новые схемы финансирования", - отметил Сорокин.

В контексте дискуссий о работе частных компаний и механизмах финансовой поддержи в России часто вспоминают Норвегию. Однако там государство полностью профинансировало создание изначальной инфраструктуры для шельфа, инвестировало значительные средства в строительство морского нефтедобывающего кластера. Уже после в регион зашли частные компании. Не только Норвегия, но и Бразилия, и Китай выходили на шельф с помощью государства.

"Они получали льготное финансирование для обустройства месторождений и создания инфраструктуры. Для нас это является главным фактором, если мы создадим такой механизм обустройства месторождений после снятия всех неопределенностей, связанных с геологией и получим государственное плечо, то для компаний - недропользователей это будет существенной помощь. Экономика проектов сможет выйти в положительную зону даже при цене в $40-50 за баррель", - отметил заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов "Газпром нефти" Андрей Патрушев.

Госинвестиции эксперты дискуссии предложили вкладывать в технологии для шельфа. В новую арктическую стратегию войдет пункт о финансовом механизме поддержки разработок и продукции для работы в Арктике, в том числе речь идет и о привлечении иностранных ученых.

По оценкам Павла Сорокина, минимальная доходность, при которой компании будут рассматривать шельфовые проекты, 22-23%, сюда заложены технологически и фискальные риски. В новых провинциях - а работа ведется только на "Приразломной" - на такие цифры не выйти.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС