"Спор о рисунке обоев в доме, где бушует пожар": в школах могут отменить 5-балльную систему
Действующая в школах пятибалльная система оценивания устарела и ее пора менять. Такое заявление сделал руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ Высшая школа экономики (ВШЭ) Виктор Болотов, которого принято считать "отцом ЕГЭ". Заместитель главы Рособрнадзора Анзор Музаев подтвердил, что отмена пятибалльной шкалы обсуждается, но для этого необходимо повысить квалификацию учителей, "научить их оценивать компетенции учеников". По мнению экспертов, реформаторы образования опять вместо фундаментальных проблем решают декоративные, передает корреспондент Накануне.RU.
Разговор об отмене пятибалльной шкалы возник при обсуждении "вранья" школ об успеваемости учеников – ситуаций, когда "отличники" проваливают ЕГЭ.
"Я противник Всероссийских проверочных работ (ВПР) в том виде, в котором их сейчас проводят. Я за то, чтобы на федеральном уровне разрабатывали примерные материалы для переводных экзаменов по каждому классу и каждому предмету. Но ничего не изменится, если не будут созданы нормальные внутришкольные системы оценивания. Школа должна научиться сама объективно проводить и итоговое и текущее оценивание", – сказал Виктор Болотов в интервью "Известиям" и добавил, что нынешнюю пятибалльную систему "безусловно" нужно менять.
"И ЕГЭ, и ОГЭ — не пятибалльные системы, основанные на "вычитании" – чем больше отступил от канона, тем ниже отметка, они накопительные. Мы в свое время делали работы по переходу на многобалльные системы. Был большой проект по 12-балльной системе. В школе на самом деле сейчас четырехбалльная система – кол никому не ставят. При этом учитель ставит три с плюсом, четыре с минусом. Надо легализовать эти плюсы и минусы", – пояснил "отец ЕГЭ".
По его словам, отказ от пятибалльной системы обсуждается, но для изменений нужно прежде всего повышение квалификации учителей.
"Там очень много работы. Многие годы идем к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества. Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания", – сказал Анзор Музаев.
Нынешняя система оценивания несовершенна, согласился сопредседатель межрегионального профсоюза "Учитель" Андрей Демидов. На практике действует не пятибалльная шкала, а трехбалльная: колы и двойки учителям ставить запрещено, чтобы не портить отчетность. Отсюда и искусственное завышение успеваемости.
"Тройкой может похвастаться человек, который почти ничего не знает или совсем ничего не знает, если ему нельзя поставить двойку, а также и человек, который имеет твердые, удовлетворительные, как следует из названия, знания. Это неудобно для оценивания, соглашусь. Другое дело, что и 12-балльная шкала нас, скорее всего, не спасет, потому что, действительно, учителям на данный момент очень сложно перестроиться, нужны очень четкие критерии – за что выставляется каждый балл", – поделился своим мнением с Накануне.RU Андрей Демидов.
Однако образовательные ведомства увлекаются техническими усовершенствованиями вместо решения коренных проблем, считает он.
"Пугает, что у нас Рособрнадзор и Министерство образования очень увлекаются административной и технической стороной вопроса – чего-нибудь запретить, чего-нибудь учредить, поменять систему оценивания, аттестации. Коренные проблемы образования гораздо важнее, чем та или иная система оценивания, чем вопросы аттестации", – говорит он.
Например, эксперт напоминает про хроническое недофинансирование, которое приводит к значительному скрытому дефициту кадров, отрицаемому при этом министерством. Вместо того, чтобы снизить нагрузку на педагогов, позволить качественно готовиться к урокам или обеспечить им наконец качественные курсы переподготовки, министерство будет упорно переводить их с одной системы оценивания на другую. Это вызывает серьезное раздражение учителей.
"Их можно понять – если бы сначала решили основную проблему, а потом бы уже начали решать проблемы технические, то все бы легче восприняли. В ситуации, когда есть "галочно-палочная отчетность" в школах, когда это все давит на педагога, какую систему оценивания ни вводи, всякая будет неэффективна", – подчеркивает Андрей Демидов.
Народный учитель РФ, заместитель председателя общественного совета при Минобре Сергей Рукшин назвал идею "бредовой и бесполезной".
"Как и все идеи либерал-реформаторов, она лишь отвлекает нас от решения насущных проблем образования! Дифференциация оценок никогда не служила улучшению качества образования. В доме, где бушует пожар, надо не спорить о рисунке обоев в гостиной, а заниматься его тушением. В который раз вместо обсуждения итогов разрушительных реформ нам предлагают поспорить и подумать о мелких третьестепенных вопросах, не давая обществу сосредоточиться на действительно важных, сущностных проблемах. Впечатление, что сознательно мутят воду, и даже не для того, чтобы половить рыбку в мутной воде, а чтобы скрыть от всех, что там ее давно нет", – сообщил Сергей Рукшин корреспонденту Накануне.RU.
Непродуманные и бессистемные реформы уже привели образование и науку России на грань катастрофы, считает он.
"За ней – полная утрата национально ориентированной системы образования, развал научных, технологических и инженерных школ, которые повлекут через несколько десятилетий окончательную утрату суверенитета и неспособность обеспечить кадрами и техникой промышленность и ОПК России. Петр Первый и большевики уже сталкивались с необходимостью приглашать зарубежных специалистов на фоне отсутствия кадров. Боюсь, что в нынешней геополитической обстановке шанса исправить ситуацию братской помощью учеными, инженерами и конструкторами ни Запад, ни Восток нам не оставят. Нужно опираться на собственные силы. И прекратить игнорировать мнения родительского сообщества, научно-педагогической общественности, специалистов. Пора остановить вакханалию издевательских реформ. Тратить силы общества надо не на обсуждение 12-балльной системы оценок, а на определение перечня неотложных проблем и путей их решения", – заявил эксперт.
Сергей Рукшин обратил внимание на инициаторов отмены пятибалльной школы: это вовсе не независимые эксперты.
"Они не построили ни одной успешной образовательной системы. Это люди, сделавшие карьеру на тех реформах, которые они расхваливают на все лады, восхваляя друг друга и общие деяния как персонажи известной басни И.А. Крылова... И, не боясь греха, в течение двух десятилетий тщательно избегают любых честных обсуждений с оппонентами и подкрепляют свои суждения лишь административным ресурсом, должностями и близостью к рычагам принятия решений. Все это так же отличается от поисков истины, как финка бандита от скальпеля хирурга", – считает народный учитель РФ.
По его мнению, не нужно тратить деньги общества на очередные пустопорожние дискуссии, пора потребовать от Правительства честного анализа итогов реформ и возврата к научно-образовательной политике, "связанной с интересами России, а не группы реформаторов, которые выкидывают новые флаги и лозунги, как только наступает угроза объективного анализа их прежних "достижений".
"Пора послушать мальчика из Андерсоновской сказки, а не расхваливать взахлеб новое платье Короля", – заключил народный учитель РФ.
Напомним, как ранее сообщало Накануне.RU, некоторые школы по своему усмотрению уже меняют систему оценивания знаний. Так, в средней общеобразовательной школе поселка Урдома Архангельской области вместо привычных оценок ученики получают А, В или С. "Инновационной" системе посвящена первая серия народного фильма о системе образования "Последний звонок".
Кстати, 12-балльная система с 2000 г. действует в школах Украины.