19 Марта 2024
search

Ставка на МС-21 пока не оправдывается

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBmMB7
youdo.com


Аналитика все материалы


Политика В бывшем СССР

Угрозы транзиту власти в Казахстане

В Казахстане продолжается подготовка к транзиту власти. Руководство ставит целью к 2050 г. войти в тридцатку наиболее развитых стран мира. Однако президент Нурсултан Назарбаев, бессменно руководящий республикой, готовится уйти на покой, республику к намеченным достижениям поведёт новый президент.

Хотя политическое поле здесь зачищено от оппозиции, выбор преемника может осложняться отсутствием консенсуса внутри элит и происками несистемных игроков – прежде всего оппозиционеров, проживающих в Европе и религиозных экстремистов. В ходе весенней молодёжной Евразийской школы, прошедшей в Евразийском национальном университете им. Гумилёва в Астане, среди участников которой был и корреспондент Накануне.RU, эксперты обсудили законодательное оформление и возможные угрозы процессу транзита власти в Казахстане.

Как рассказал политолог, директор центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарёв, нынешнюю политическую систему Казахстана можно отнести к классическому закрытому типу, в ней всё решает правящая элита, которая разделена на группы влияния. При этом политическая система жёстко централизована, процесс принятия решений персонифицирован. Институт партий развит слабо, из имеющихся шести функционируют три-четыре, одна из них партия власти – "Нур Отан".

Политическая повестка Акорды (резиденция, являющаяся синонимом руководства страны по аналогии с Кремлём, – прим.) сегодня заключается в подготовке к транзиту или переходу президентской власти и сохранении баланса сил в правящей элите. Элита неоднородна, она разделена на группы влияния, конкурирующие за контроль в экономике, за информационным пространством и другими сферами. Президент Назарбаев – пока единственный человек, который обеспечивает контроль за этими группами влияния.

В этой связи, как отмечает эксперт, самое главное – не то, кто станет президентом после Нурсултана Назарбаева, а то, будет ли продолжен этот политический курс.

Политолог, директор Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарёв(2018)|Фото: Урал-Евразия

Процесс конституционных реформ начался около года назад, 10 марта 2017 г. были приняты поправки в основной закон, предполагающие переход к модели сильного парламента, сильного правительства. Поправки приняты, однако процесс не запущен.

Например, в поправках прописано, что правительство должно консультироваться с парламентом при назначении вице-премьеров. За это время назначено три вице-премьера [к моменту проведения Евразийской школы], но никаких консультаций в парламенте не было. Как считает Андрей Чеботарёв, в данном случае прошла реформа-тест, в ходе которой власть показала, что может провести в любой момент реформу, к чему должны быть готовы и население, и внешние игроки.

Более серьёзным шагом было принятие 15 июня прошлого года поправок в закон о выборах, где был изменён порядок выдвижения кандидатов в президенты страны. Теперь это может сделать исключительно республиканское общественное объединение, политическая партия, Конгресс молодёжи, Федерация профсоюзов Казахстана и т.д. Появилось требование опыта государственной службы или службы на выборной должности не менее пяти лет. С одной стороны, позитивный момент состоит в том, что отсекаются негодные кандидаты, в том числе совсем уж маргинальные. Но с другой стороны, как отметил эксперт, теперь не могут выдвигаться люди, работавшие в крупном бизнесе, но не имеющие опыта государственной службы. Это олигархи, которые входят в список журнала "Форбс". Обязательна и сдача в ЦИК медицинского заключения о состоянии здоровья, позволяющая отсеивать неугодных кандидатов на основании медицинских заключений.

"Это нужно для того, чтобы не допустить ненужных кандидатов, но не из общества, а из самой же правящей элиты", – считает политолог.

Последнее, что связано с транзитом власти – принятый 31 мая закон о Совете безопасности республики Казахстан. Ещё в законе "О первом президенте республики Казахстан и лидере нации" было с самого начала заложено, что Нурсултан Назарбаев будет пожизненно возглавлять и Совет безопасности, и Ассамблею народов Казахстана, но не уточнялось, как это будет происходить. Сейчас речь идёт о том, что СБ будет не просто органом при президенте, а станет конституционным органом, координирующим проведение единой государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, обороноспособности.

При этом первый президент, который может возглавлять его пожизненно, созывать заседания, давать поручения членам совета (среди которых – действующий президент, силовые министры, премьер-министр, глава МИД). Он будет вправе издавать акты нормативно-правового характера, относящиеся к деятельности СБ (внутриполитическая стабильность, защита конституционного строя, защита государственной независимости и территориальной целостности) – та сфера, куда, в принципе, можно отнести всё и вся. СБ будет дано право обсуждать кандидатуры, рекомендованные к назначению на должности первых руководителей центральных госорганов и акимов Астаны, Алма-Аты и областей. Получается модель, похожая на иранскую, но без религиозного фона, где есть высший лидер, а при нём президент, который фактически является премьер-министром.

Следующим шагом будут реформы конституции, где у действующего президента заберут полномочия, в том числе, создавать Совет безопасности. Реформа-тест уже прошла, власти посмотрели, как реагирует народ и внешние игроки, и таким образом сейчас выстраивается институциональный контур транзита. Дальше идёт переформатирование партийной системы в сторону усиления партии "Нур Отан". Возможно, что она останется под пожизненным руководством Назарбаева.

Поправки в закон о выборах предусматривают, что избрание депутатов маслихатов трёх уровней (городские, областные и районные) будет происходить по партийным спискам, по системе пропорционального представительства, так же как идут выборы в мажилис парламента. Это значит, что независимые кандидаты как категория политической системы в Казахстане просто исчезнут, будут только партийные.

Параллельно с этим власть делает ставку на обеспечение лояльности населения и недопущение протестов. В этом отношении, как рассказал Андрей Чеботарёв, с одной стороны власть пробует достучаться до народа с помощью какой-то идеологии. Поэтому появилась программа модернизации общественного сознания "Рухани жангыру", ориентированная на прагматизм, конкурентоспособность, сохранение национальной идентичности, эволюционное развитие страны. Кстати, один из пунктов программы – латинизация алфавита государственного языка. Но не только. Включает она и социально-экономические пункты, из которых самым серьёзным было решение президента заставить банки снизить проценты на получение ипотечных кредитов.

"Рухани Жангыру называют еще программой модернизации сознания казахстанцев. В результате ее реализации будут отобраны определенные культурные, исторические, нравственные ценности, которые должны стать новой матрицей общественного сознания. В существующей сейчас – видимо, осталось много от советского, что рассматривается казахской элитой как возможный рычаг влияния России на казахстанское общество особенно в период транзита власти. Поэтому, чтобы ограничить гипотетическое воздействие со стороны северного соседа, Казахстан избрал дрейф из постсоветского историко-культурного пространства в западное", – рассказал директор ИАЦ "Институт евразийской политики" Максим Крамаренко.

Директор ИАЦ "Институт евразийской политики" Максим Крамаренко(2018)|Фото: Урал-Евразия

Важное значение для быстрого и безболезненного транзита власти имеет и противостояние в элитах. По мнению Андрея Чеботарёва, в современном Казахстане нет такого уровня сплочённости элит, как в соседнем Узбекистане. Сейчас внутри элит идёт подготовка к очередному переделу в банковском секторе. И нейтрализация политических оппонентов. Существует единственная оппозиционная партия – Общенациональная социал-демократическая партия, но она активно не борется за власть, а ограничивается критическими заявлениями. Реальная оппозиция – это структуры, которые связаны с бывшим банкиром и министром Мухтаром Аблязовым, который находится за рубежом. Он постоянно выступает с обращениями, выпускает ролики, ориентированные преимущественно на средний класс, в которых призывает к митингам. По его призыву народ вышел и в Алма-Ате и в других городах, что стало тревожным сигналом для власти.

Параллельно с этим власть фактически дала добро на появление новых оппозиционных сил – это форум "Жана Казахстан", или "Новый Казахстан", который бывший собрал давно находящийся за границей премьер-министр Акежан Кажегельдин. В его работе участвуют преимущественно национал-патриоты и его бывшие сторонники по Республиканской народной партии Казахстана. Форум был учреждён в Брюсселе и на днях сделал заявление по поводу геноцида казахского народа во время голода 1930-х гг. И сейчас они заявили, что начали процедуру официальной регистрации. Здесь надо посмотреть – если им власти дадут зарегистрироваться, то мнение Аблязова и экспертов о том, что этот форум создаётся в пику Аблязову, получит разумное обоснование.

При этом, по словам экспертов, русскоязычное население Казахстана не рассматривается как угроза национальной безопасности на государственном уровне.

"После событий начала 2014 г., когда Россия из-за возрождения на Украине нацизма была вынуждена оперативно реагировать, признав прошедший в Крыму референдум, чтобы предотвратить геноцид русскоязычного большинства на этом полуострове, Русский мир стал чем-то пугающим для части казахской элиты. К сожалению, о Русском мире сейчас складывается мнение как об агрессивной концепции русского имперства, которая плодит сепаратизм в русском приграничье ближнего зарубежья. В этом есть, по-видимому, ошибка самой России, которая не смогла оперативно и на основании честной фактуры объяснить, что Крым, как и ситуация на Юго-Востоке Украины – экстраординарная ситуация для Русского мира, который был вынужден в данных случаях защищаться от физического уничтожения. Исходя из чего, следует ожидать, что в Казахстане будет вестись работа по предупреждению мнимых угроз с севера. Но независимо от возможной смены власти, в отношении русского населения Казахстана не стоит ожидать каких-то резких движений, все-таки наши совместные география и история – это предрасположенность к сотрудничеству, а не к конфронтации", – отметил Максим Крамаренко.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС