Для сопряжения ЕАЭС и Шёлкового пути нужно стратегическое планирование
17-20 сентября в Новосибирске Центр изучения языка и культуры Китая НГУ провел межрегиональную научно-практическую конференцию "Сопряжение концепций евразийского экономического пространства и Великого шелкового пути: история, экономика, геополитика, филология". В мероприятии приняли участие специалисты Синьцзянского университета из Урумчи (КНР), Казахского национального университета, а также отечественные исследователи из научных центров Новосибирска, Москвы, Барнаула, Екатеринбурга и Томска, в том числе к дискуссии был приглашен и обозреватель-китаист Накануне.RU.
Директор Центра изучения языка и культуры Китая ГИ НГУ Сергей Комиссаров отметил, что инициатива "пояса и пути" является одной из основных идеологических концепций КНР, как минимум на ближайшие пять лет, учитывая предстоящее переизбрание её автора – Си Цзиньпина на новый срок. Большое внимание ей уделяется как в Китае, так и в России. Сейчас проходит целый ряд конференций, позволяющих рассмотреть Новый Шёлковый путь комплексно: с точки зрения культуры, экономики и геополитики.
В ходе выступлений участников затрагивались как положительные результаты сотрудничества интеграционных инициатив РФ и КНР, так и возможные риски, связанные, в частности, с негативными аспектами новой глобализации или транзитом власти в Центральной Азии. Так, доктор исторических наук Владимир Пластун посвятил свой доклад угрозе расширения деятельности наркобизнеса, который стремится воспользоваться как перспективными транспортными коридорами, так и возможной открытостью границ.
На пленарном заседании главный научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН Владимир Петровский акцентировал внимание на роли стратегического планирования в сопряжении евразийской интеграции и китайской инициативы "Один пояс – один путь".
В настоящий момент Россия и Китай взаимодействуют в самых разных сферах – от координации внешней политики, которая очень важна, так как у сторон есть общее видение миропорядка, до военно-технического сотрудничества и освоения мирного атома. Но самой актуальной задачей для российско-китайских отношений является наличие стратегического планирования, "способность заглянуть на несколько десятилетий вперёд".
Такое планирование абсолютно необходимо и для сопряжения евразийской интеграции и концепции "Один пояс – один путь". Эта инициатива носит долговременный характер и рассчитана на несколько десятилетий, её уникальность в том, что Китай показывает всему миру пример такого планирования. "Он показывает всем странам, всем заинтересованным участникам инициативу, которая является, в хорошем смысле, вызовом всем остальным: хотите ли вы обсуждать это и подключаться к нашей работе? Это, на самом деле, уникальное явление в мировой политике и экономике", – считает эксперт.
"Это актуально и для России – до недавнего времени планирование почему-то ассоциировалось с советским опытом, с пятилетками. Но если в Советском Союзе плановая экономика не получилась, то Китай движется от пятилетки к пятилетке, а съезд, который состоится уже очень скоро, будет обсуждать итоги реализации очередного пятилетнего плана. И Китай при этом строит экономику, основанную на сочетании рынка и элементов планирования. Поэтому ничего плохого в стратегическом планировании нет. В России не так давно был принят федеральный закон "О стратегическом планировании". В этом документе отражена новая идеология, новый подход к стратегическому планированию", – отмечает ученый.
Российский эксперт обратил внимание и на то, что участвовать в реализации новой инициативы КНР можно по-разному: непосредственно, либо же через создание собственных проектов.
У Китая есть свой план, и у других стран есть возможность стать частью этого плана, что принесёт положительные результаты. По этому пути пошли очень многие страны Юго-Восточной Азии, которые с большим энтузиазмом участвуют в проекте, и на полях майского форума "Одного пояса – одного пути" было подписано несколько десятков соглашений о сотрудничестве и контрактов, в том числе, контракт о строительстве железной дороги, которая пройдёт через пять стран ЮВА. С российской стороны на форум прибыло много профильных министров, однако подписание конкретных соглашений было отложено на визит Си Цзиньпина в Москву. Но логика МИД состоит в том, что Китай предлагает свою инициативу, но "поскольку Россия – великая и гордая страна, то надо не просто присоединяться к ней, а предлагать что-то своё, и уже потом думать, как обеспечивать сопряжение этих проектов на равных".
Здесь можно вспомнить программу Казахстана "Светлый путь", изначально предполагавшую совместную реализацию с ОПОП. В целом же, сопряжение евразийской интеграции будет сложнее, поскольку сам ЕАЭС – молодое объединение, и пока ещё неясно, состоится ли этот проект. Да и сам ЕАЭС должен определиться с целями, к которым стремится.
В ходе дискуссии участники обращали внимание, что вряд ли возможно будет осуществить успешное сопряжение с китайской стратегической инициативой при отсутствии собственной. В этой связи крайне актуальным становится принятие национальной стратегии после выборов 2018 г.
В завершение обсуждения начальник отдела международных связей НГУ Евгений Сагайдак выразил надежду на то, что конференция станет традиционной и сможет проводиться поочерёдно – через год в России и Китае.