Фильм "Гоголь": чего ждать от нового исторического триллера?
1829 год. Неприкаянный Николай Гоголь (Александр Петров) ищет в хмуром Петербурге свое место под Солнцем. Днем он работает писарем в Третьем отделении Его императорского величества, а по ночам хладнокровно сжигает экземпляры своей юношеской поэмы "Ганц Кюхельгартен". Свои обязанности он исполняет через пень-колоду. Однако его нерадивость меркнет по сравнению с феноменальным даром: во время дознаний писарь вдруг впадает в транс и, продираясь через дебри бессвязного бреда, всегда безошибочно устанавливает личность преступника.
Столь ценный дар подмечает за Гоголем опытный следователь Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков), с которым Николай Васильевич отправляется на родную Полтавщину расследовать загадочные убийства девушек. Близ Диканьки творится какая-то чертовщина: окрестные леса патрулирует безликий рогатый Всадник, дом местного помещика Данишевского скорее похож на мрачный замок Дракулы, а селянки, рискнувшие постирать белье в ближайшей реке, рискуют получить аудиенцию у русалок. Постоянно сталкиваясь с необъяснимой угрозой нос к носу, Гоголь постепенно закаляется в боях с нечистой силой. К тому же ему есть, за что сражаться, ведь к жене Данишевского Лизе он испытывает невероятную тягу.
Идея продюсера Александра Цекало превратить биографию Гоголя в фэнтези может показаться кощунственной. Но фильм далеко не так плох, как того можно ожидать, оградив себя предубеждениями. Тем более, узнаваемые черты характера Гоголя, в целом, ухвачены верно. В фильме остроумно обыграны его многочисленные комплексы, связанные с плохим аппетитом, тягой к платоническим отношениям с женщинами и страхом быть погребенным заживо. Эпизоды с уничтожением всех отпечатанных экземпляров юношеской поэмы "Ганц Кюхельгартен" и его работой в Третьем отделении также воспроизведены близко к истине.
Эпизоды реальной биографии Гоголя тесно переплетены в фильме с аллюзиями на его повести из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки". Прежде всего, это "Ночь перед рождеством" и "Сорочинская ярмарка". Из первой заимствованы образы кузнеца Вакулы и гарной дивчины Оксаны (которую, увы, в фильме ожидает не такая счастливая судьба, как в книге). Вторая легла в основу детективного сюжета, связанного с убийством неверной жены крестьянина посредством демонической красной свитки. Кроме того, в фильме присутствует ироническая отсылка к "Шинели". Одним Гоголем дело не ограничивается — и из уст Меньшикова звучит цитата из прославившей его ленты "Покровские ворота".
Вероятно, "Гоголь. Начало" будет запрещен в украинском прокате. Ведь создатели не удержались от пары искрометных шуток о беспочвенной ненависти хуторян к "клятым москалям". К тому же из фильма становится ясно, почему многие обитатели "незалежной" не склонны считать писателя своим.
Цели у создателей фильма были благие: пробудить у современных нерадивых школьников интерес к русской классике. Учителя и родители вправе ожидать, что после просмотра фильма "Гоголь. Начало" детишки побегут в библиотеки знакомиться с первоисточниками — тем более, что события повестей переосмыслены сценаристами более чем вольно. Нельзя не отметить и креативных способов продвижения фильма в прокате. Специально под "Гоголь. Начало" были сняты несколько игровых юмористических роликов, которые едва ли не интереснее, чем сам рекламируемый продукт!
"Гоголь. Начало" — первый российский сериал, выходящий сначала в широкий прокат. Вскоре зрителей ждет еще два фильма из цикла — "Гоголь. Вий" и "Гоголь. Страшная месть". Изначально речь шла еще об одном, но прокатчики решили сократить экранные версии, дабы телезрители получили побольше эксклюзива. Выйдет "Гоголь. Начало" и в иностранный прокат. Особенно заинтересовались картиной в Германии, ради чего в повествование было введено два немца: халатный следователь Бинх (Евгений Стычкин) и сердечный любитель "зеленого змия" доктор Бомгарт (Ян Цапник).