Элиты признали свою полную растерянность. При Трампе Кремль столкнулся с "антироссийским консенсусом" в США
На "Примаковских чтениях" обсудили перспективы отношений между двумя ядерными державамиВ Москве в первый день работы "Примаковских чтений-2017" участники обсудили перспективы взаимодействия США и России, тема приобрела особую актуальность в связи с возможной встречей президента РФ Владимира Путина и его американского коллеги Дональда Трампа на полях саммита "Большой двадцатки" в Гамбурге. Эксперты рассуждали о том, наполовину полон или все-таки пуст "стакан" двусторонних отношений, и насколько темны "тучи", мешающие возобновлению полноценного российско-американского диалога. Подробности - в материале Накануне.RU.
Тональность заявлений большинства экспертов в ходе дискуссии имела признаки, скорее, "аккуратного пессимизма", нежели "осторожного оптимизма". И российский истеблишмент признает, что ожидания, которые РФ связывала с новой администрацией президента США, оказались иными, нежели она представляла. Наши элиты до сих пор пытаются понять, какой все-таки будет внешняя политика американского руководства.
Еще до начала дискуссии помощник президента РФ Юрий Ушаков заявил, что никто не мог и представить, что "принявшее столь экзальтированный характер геополитическое противостояние США" будет в такой степени урезать возможности новой администрации по выходу на новый курс в международных делах. Он также подтвердил, что две крупнейшие ядерные державы еще не вышли на нормальный диалог для преодоления сложившегося кризиса.
Западные эксперты считают, что взаимодействие США и России оказалось "в руинах", и заявляют, что "темное облако", нависшее над двусторонними взаимоотношениями, мешает решению ключевых вопросов глобальной и региональной повестки и, возможно, "не даст состояться никакому прогрессу и уйти от новой Холодной войны".
В МИД РФ ситуацию воспринимают "легче" и призывают "смотреть на вопросы российско-американских отношений "по-примаковски". "Говоря проще и приземленнее, видеть, что стакан все-таки наполовину полон, а не наполовину пуст, искать пути движения вперед, несмотря на уникальную совокупность обстоятельств, которые этому мешают", - прокомментировал замминистра российского дипведомства Сергея Рябков.
Выдающегося политика Евгения Примакова, чьим именем названы чтения, на дискуссии вспомнили не раз. В частности, его знаменитый "разворот над Атлантикой", который принято считать неким "символом" проявленной самостоятельности во внешней политике на фоне ельцинского безволия.
"Главная символика этого полета не в том, что самолет развернулся, а в том, что он взлетел. Я очень хорошо помню, как многие из его окружения уговаривали его отменить полет в условиях неопределенности обстановки… Евгений Максимович до последнего пробивался в Вашингтон, поскольку это отвечало его убеждениям, он старался до последнего сохранить этот канал, несмотря на разрушительные на тот момент действия США в отношении Югославии и российско-американских отношений", - прокомментировал глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
По его словам, "разворот Примакова" продолжает характеризовать и нынешнюю политику российских властей относительно США. "Мы со своей стороны продолжаем делать все, чтобы пробить стену непонимания, путь до Вашингтона, сохранить наш диалог, который является важнейшим элементом для современной повестки дня международных отношений, и продолжаем делать все, чтобы вновь удержать американцев от ошибочных, и, может, необратимых решений", - заявил сенатор.
Однако достичь прогресса в этом направлении пока не удается, признал Косачев. "И дело не в фамилии человека, который занимает позицию президента США. Наши проблемы начались не при Трампе и даже не при Обаме. В основе этих проблем - наше разное понимание того, как должна обеспечиваться стратегическая стабильность и безопасность", - отметил он.
Как подчеркнул Косачев, история новейшей России до сих пор протекает в логике "Холодной войны" 1950-1960-х гг., когда каждая страна стремилась обеспечить собственную безопасность за счет обеспечения одностороннего превосходства над оппонентом.
Глава международного комитета Совфеда подчеркнул, что с приходом нового главы США он не связывает особых надежд, а даже наоборот, ему это "внушает серьезный пессимизм по поводу российско-американских отношений". "Президент Трамп в значительно большей степени похож на своих предшественников, нежели отличается от них", - сказал Косачев.
"Чтобы достучаться, уже не следует уповать на договоренности высшего уровня. Тем более, что в США установилось двоевластие, многие вопросы зависят не от позиции президента, а от позиции Конгресса, который его обкладывает красными флажками, в частности, к сожалению, на российском направлении. Надо уйти на более низкие уровни", - добавил сенатор.
Воздействовать на американцев он предлагает через продолжение работы на уровне политологов, доведение до западной публики российского видения многополярного мира и общение с американскими конгрессменами.
Однако как раз взаимодействие с Конгрессом США на сегодняшний момент является серьезным препятствием на пути налаживания отношений, поскольку там, как отмечают зарубежные эксперты, значительно укрепился антироссийский консенсус.
"Все больше говорится о вмешательстве России в процесс выборов в Америке…Возникла необъяснимая американская истерия или новая версия российского пугала, которая пытается разрушить администрацию Трампа и нанести серьезный ущерб двусторонним отношениям. Это недопонимание привело к большой проблеме, и оно должно быть решено, иначе прогресс по любым вопросам будет невозможен… Конгресс США пытается наказать Россию, ввести дальнейшие санкции. Вопрос можно решить только спокойной, тихой двусторонней дипломатией", - прокомментировал американский профессор Роберт Легвольд.
С тем, что внутренний политический ажиотаж в США серьезно мешает восстановлению диалога с Россией, согласился и экс-посол США в ФРГ Ричард Берт. Как он отметил, политика Вашингтона "находится в полупараличе" в результате внутреннего скандала, возникшего на основе "якобы вмешательства России в предвыборную кампанию".
"Некоторые республиканцы, которым не нравится желание Дональда Трампа улучшить отношения с Россией, схватились за эту тему… Демократы ищут хорошую причину, почему Хилари Клинтон проиграла. Они не очень хотят признавать, что они плохо провели выборы, легче обвинить Россию. Сложился странный альянс между антироссийскими республиканцами и демократами. Результатом этой внутриполитической битвы является уход вниз в российско-американских отношениях", - прокомментировал он.
Эксперт назвал несостоятельным принцип "это пройдет, просто нужно подождать и реконструировать отношения". Берт считает, что сторонам необходимо внедрить новое мышление в оценке взаимодействия двух государств, что, на его взгляд, возможно даже в разгар политического скандала.
Легвальд, в свою очередь, предположил, что российско-американские отношения, скорее, ухудшатся, и существует только слабый луч надежды на иные перспективы. "Но части руководства обеих сторон признают, что мы не только загнали себя в глубокую яму, но надо перестать копать эту яму дальше и необходимо стабилизировать взаимодействие, начать шаги навстречу друг другу", - добавил эксперт.
Среди российских экспертов также нашлись те, кто убежден в том, что в этом вопросе "стакан пуст и даже больше, чем на половину". "Разделяю мнение, что он может опустеть еще больше. Мы оказались втянутыми в новую холодную войну всерьез и надолго", - говорит академик РАН Сергей Рогов. При этом нынешняя "Холодная война", по его мнению, не связана с идеологической конфронтацией между РФ и США. Напоминанием о том, что "лед еще не тронулся", служит "дикий разгул пропаганды", которая возрождает те самые стереотипы Холодной войны и даже порой заменяет политическую стратегию.
"В США сформировался антироссийский двухпартийный консенсус. Негативное отношение к России - пожалуй, единственный вопрос, по которому демократы и республиканцы сегодня согласны. Конечно, есть исключения, но этот фактор будет играть серьезную роль, что сказывается и на позиции Конгресса", - прокомментировал академик.
Царящая в элитах неопределенность накладывается и на возможную встречу Трампа и Путина в Гамбурге на полях саммита "Большой двадцатки" и на ожидания от нее.
"Предстоящая встреча дает возможность продемонстрировать политическую волю, чтобы начать серьезные переговоры с целью стабилизировать ситуацию. Если это удастся сделать, то тогда возникнут перспективы партнерства с США. Сейчас основная задача - договориться о правилах соперничества", - резюмировал Рогов.