19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Политика В бывшем СССР

Страны Балтии попались на фейковой свободе слова

Скандалы – перманентное состояние прибалтийских республик, причем по мере строительства европейской демократии они становятся все громче и круче, приобретая международное звучание. Именно таким стал конфликт между еврокомиссаром Валдасом Домбровскисом и Испанией. Начало ему положено еще два года назад, когда возглавлявший тогда правительство Латвии наш герой заметил, что допускает независимость Каталонии, испанской провинции, добивающейся отделения от большой родины. И у испанцев оказалась хорошая память, свидетельством чему стал журнал Interviu, раскрывший на днях аферу века. Издание опубликовало пространный материал с ответом на давний вопрос - кто, где и сколько. По версии дотошных публицистов, все дело в презренном металле, точнее, в целой горе, оцениваемой в 6 млн евро, переведенных тогда еврокомиссару через офшоры и подставных лиц. Обзор событий в Прибалтике - в материале Накануне.RU

Свое "роковое" заявление Домбровскис сделал еще накануне референдума по вопросу государственности автономной области и потому заявление главы исполнительной власти пусть маленького, пусть несамостоятельного, но члена Евросоюза вызвало бурю эмоций. 

В Шотландии, например, пребывающей накануне аналогичного всенародного голосования, приветствовали этого смельчака, бросившего вызов Европе, поддержали даже в просящемся на волю канадском штате Квебек, в Уэльсе, ряде других стран и краев. В Испании же подобный афронт, естесственно, вызвал шок, Латвии и главе правительства была направлена гневная нота. А общественность дома гадала: с какого дуба грохнулся премьер, чтобы так походя испортить отношения с одним из лидеров объединенной Европы? Однако вопрос так и остался без ответа, скандал со временем забылся, а виновник тем временем удачно по национальной квоте выдвинулся в евроначальники.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Теперь ему "припомнили все". У нас нет полномочий и оснований выносить приговор – было - не было, однако новость в Старом Свете заметили, на нее откликнулись в разных концах, однако в той стране, которая является во многом "модератором" и в которой должны бы бить в набат в любом случае – если это окажется клеветой или если факты подтвердятся - полный молчок. Неужели властям, политикуму, наконец, масс-медиа все равно, что думают и говорят об их любимой родине, которая сейчас на переднем крае борьбы с "восточным агрессором"? Думаем, это не совсем так, тут, пожалуй, действует самоцензура, которая бережет медийное сообщество не то чтобы от открытых репрессий, а от, мягко говоря, режима наибольшего гос-неблагоприятствования - преград в работе с рекламодателями, в получении госзаказов (подготовке и выпуске книг и буклетов, другой печатной продукции) и пр. (Приятным исключением стало интернет-издание Vesti.lv, рассказавшее на русском языке вышеприведенную занятную историю.)

Практически это та же самая несвобода, только реализуемая не арестом авторов и закрытием газет и телеканалов, а другими, утонченными, чисто европейскими методами, дающими тот же эффект. Ведь кто такой экс-премьер? Свой в доску, тем более теперь брюссельский бюрократ в больших чинах. А маркер "свой" - "чужой" многое определяет. Вот свежий пример из этой же оперы. В формирующемся кабинете партия "Единство" (Домбровскис, кстати, тоже ее "воспитанник") получает пять – больше всех – министерских портфелей, включая такие важнейшие, как иностранных дел, финансов и другие. И это все при рейтинге в 4% у партии и 1% у ее лидера Солвите Аболтине! Предыдущий совет министров признан всеми, в том числе Сеймом и президентом, негодным, но большая часть глав ведомств остается в правительстве, только поменяв кабинеты. И что же СМИ? Вместо ожидаемой бучи - легкое брюзжание, больше похожее на обреченность.

Что любопытно – неблагополучие со свободой слова в Прибалтике признает даже ОБСЕ, как известно, прочно окопавшаяся по ту сторону "фронта" и однозначно выступающая с антироссийских позиций. В Вильнюсе побывала Дунья Миятович, "смотрящая" в этой организации за свободой слова и СМИ и, надо признать, она не порадовала принимающую сторону своим выводом: запрет телеканалов, даже вражеских – это средневековье, дикость, единственным оружием против пропаганды может быть только правда, слово, поданное ярко, талантливо, профессионально. Её спич продиктован модой прибалтийских властей запрещать российские телеканалы, правда, пока до такого маразма, как на Украине, здесь не дошли, но постоянно заносят в число подрывных то Первый российский, то РТР Планету, сейчас санкции наложены еще и на РЕН-ТВ. И где у этих местечковых правителей голова, которая бы подсказала, что в нынешнее время война с информацией сродни борьбе с ветряными мельницами, ставящей борцов в комическое положение? Чем больше запретов, тем больше на фасадах спутниковых антенн, сильнее растет компьютерная аудитория.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Впрочем, и тут имеются подвижки, в Сейме уже раздаются призывы наложить лапу на эфир, взять под контроль интернет. В ежегодных отчетах департамента госбезопасности Литвы настойчиво внедряется мысль, что немногочисленные еженедельники на русском и даже польском языках подпитываются российским посольством, получают оттуда инструкции по подрыву устоев демократии, следовательно, работники этих газет – опасные агенты пятой колонны. Встречаются с подобными наветами в Латвии и Эстонии, здесь не подпускают к общественной трибуне не только русскоязычных лидеров (в Латвии, например, зона отчуждения в отношении лидера партии "Центр согласия" Нила Ушакова и его соратников), но и коренных - примером может служить травля мэра Таллина и руководителя самой популярной Центристской партии Эдгара Сависаара.

Не гнушаются медийщики и выполнять заказы власти, "троллить" врагов отечества (тему обличения коварного сибирского медведя, точащего когти против малых, но гордых стран Балтии, оставим за скобками как факт очевидный, не требующий доказательства). Историю многолетнего преследования в Литве "чужого", архангельского помора Виктора Успасских, обвиненного президентом Далей Грибаускайте в ведении черной партийной бухгалтерии, в крупном мошенничестве и поддержанную большинством печатных и электронных изданий, мы рассказывали ранее. И что же? На днях апелляционный суд, отметив некоторые нарушения, снял с преследуемого и его помощников уголовные наказания, наложенные окружным судом, что дало основания главному "мошеннику" для вывода о признании по сути его невиновности.

Но верно говорится, что свято место пусто не бывает: место третируемого помора и основанной им Партии труда занял Роландас Паксас и его партия "Порядок и справедливость", и опять в роли главного забойщика выступает президент. Через полгода здесь состоятся парламентские выборы, и стороны уже сейчас сверяют свои ряды. Положение консерваторов, идейных сторонников Грибаускайте, трудно назвать даже посредственным, сейчас они с девятью процентами в рейтинге на третьем месте и вряд ли смогут попасть в правящую коалицию и, соответственно, в правительство – народ не забыл предыдущий кабинет Андрюса Кубилюса, получивший "почетное" звание "антинародного". Именно с правыми, опирающимися на разные группы националов и откровенных националистов, намерена "дружить" и далее старая дева глубоко на шестом десятке в надежде, что Ландсбергисы (клинический русофоб Витаутас ныне почетный руководитель партии, Габриэлюс, внук, исполнительный председатель) найдут ей какое-нибудь теплое местечко в системе.

Аналитики в этом сомневаются - уж больно шансы консерваторов на успех призрачны, но и потому, что авторитет Грибаускайте заметно покачнулся (сограждане устали от антироссийской истерии, алармистской паранойи, в целом, утверждают социологи, только 38% граждан довольны курсом властей и уровнем демократии), как показал январский опрос общественного мнения, впервые за пять лет она откатилась на третье место, уступая премьеру Альгирдасу Буткявичюсу и даже министру внутренних дел Саулюсу Сквернялису. А Паксас, президент, потерявший пост в результате импичмента, постепенно восстанавливает позиции, также набирает ход и его партия и, что любопытно, европейские инстанции, судебные в том числе, выступают на его стороне и всё склоняется к тому, что ограничения на политическую деятельность с него будут сняты и он сможет вернуть утраченный пост у штурвала. Если это случится, то все надежды на продолжение карьеры у Грибаускайте рухнут, ведь сейчас она затеяла судебное расследование по подозрению паксистов в торговле влиянием – якобы они способствовали коррупционным сделкам. Паксас считает это политическим наездом и обещает придать ему европейское измерение.

Медийное сообщество, работающее на титульном языке, ранее обвинявшее экс-президента в связях с Москвой, и сейчас держит нос по ветру и охотно раздувает уголек, подброшенный властью. Когда же слышит упреки в выполнении госзаказа, встает в позу: вы против свободы слова?


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС