Александр Дугин: Медведев всем сестрам раздал по серьгам
Дмитрий Медведев впервые обратился с посланием к Федеральному Собранию. В его речи прозвучали как ранее уже озвучивавшиеся проблемы, так и совершенно новые, радикальные тезисы. Например, об увеличении срока полномочий Президента России и депутатов Госдумы РФ. Прозвучала и мысль о расширении полномочий законодательных властей по контролю за властями исполнительными. Накануне.RU попросило известного политолога, лидера Евразийского движения и руководителя "Центра консервативных исследований" МГУ им. Ломоносова Александра Дугина прокомментировать послание и некоторые его тезисы.
Вопрос: Александр Гельевич, как Вы оцениваете предложение Президента увеличить срок полномочий главы государства и депутатов Госдумы РФ?
Александр Дугин: Могу сказать следующее: у нас авторитарное государство, то есть оно управляется из одного центра, и поэтому любое предложение Президента будет принято политической элитой немедленно. Как таковая политическая элита является обслуживающей, а не решающей, к решениям она не допущена. Это не вопрос, и не предложение – это факт.
Думаю, можно было бы и пожизненный срок для Президента сделать – все равно эта процедура [выборы] большого значения не имеет при таком огромном административном ресурсе, при концентрации всех форм власти в одних руках.
Вопрос: А что Вы можете сказать по поводу расширения контроля законодательных властей за исполнительными?
Александр Дугин: У нас складывается такая своеобразная система "зеркал": исполнительная власть фактически полностью контролирует политические процессы, партии. Можно сказать даже, больше чем на 100%. "Зеркало" отражается в "зеркале", исполнительная власть – в законодательной.
Но это, на самом деле, вполне в нашей русской традиции. Поскольку авторитаризм у нас не на уровне юридических установок, а на уровне бессознательных реакций, можно провозгласить и полную свободу, и демократию.
Вопрос: В целом, что можно сказать о послании Медведева?
Александр Дугин: Все нынешнее выступление Медведева – это типичный археомодерн. Это полное рассогласование между четырьмя вещами: словами, мыслями и делами на уровне власти и полное рассогласование с тем, как все это воспринимается на уровне коллективного бессознательного, совпадающего в случае с Россией с коллективным сознанием. Поэтому, когда Медведев что-то провозглашает, создается тройственный "сдвиг" по смыслу между его словами, мыслями и делами. Он может думать одно, говорить другое, делать третье. Но, поскольку в коллективном бессознательном он все равно "царь", соответственно, никакого "арбитража" народные массы не устроят.
Как будет складываться соотношение слов, дел и мыслей Медведева и его политического окружения – неизвестно. А коллективное бессознательное масс начнет активно действовать только в том случае, если этим самым массам будет очень плохо. Но если их не доводить до такого состояния, то они будут адаптироваться к любым условиям – к шести годам президентского срока или к двенадцати, к большому количеству партий или к полному их отсутствию, четырехпалатному парламенту и к пожизненному назначению Президента и депутатов. Мы можем по-разному называть такую систему поведения, смысл от этого не изменится – народное бессознательное примет любые условия. |
В данном случае Медведев произносил свою речь в абсолютном политическом вакууме. Кстати, мне кажется, что Медведев начинает входить во вкус "путинских парадоксов" – раньше он от этого воздерживался. Сейчас он говорит: мы должны накрыть систему европейской ПРО своей системой. Но делать это должны вместе с Америкой. Мы должны выйти из кризиса, куда нас ввергла американская система, но для этого сохранить открытость экономики и интегрироваться в мировую экономику. Это совершенно противоположные вещи, такие парадоксы, которые, на самом деле, призваны открыть другую грань сознания – иррациональную. Путину прекрасно это удавалось, все его речи были построены в ключе некоего духовного просветления. Он мог, по сути, говорить ерунду, которая позволяет человеку сосредоточиться на другом.
Вопрос: То есть Медведев пошел по пути, проложенному Путиным?
Александр Дугин: Какое-то время Медведев "держался" – он человек явно более рациональный, чем Путин, он пытался гармонизировать такие моменты в своих высказываниях. По крайней мере, по разным поводам говорил разные вещи. А в этом послании он смешал все в одну кучу, на одном дыхании говорил противоположные вещи: свобода и справедливость. С точки зрения политологии, это вещи несовместимые. Либо свобода, либо справедливость. Но если мы говорим о свободе и справедливости одновременно, значит, ни того, ни другого у нас не будет. В этом случае каждый будет волен интерпретировать все как хочет и выстраивать свои собственные маршруты в этом обществе: выживать, адаптироваться, хватать. Это очень типичная российская ситуация, она создана не Медведевы и не Путиным, она была и в XIX, и в XVIII веке, и даже раньше. Россия часто переходила к такого рода управлению. И период такого управления может быть очень продолжительным.
В общем, это неудивительно, что Медведев пошел таким "путинским" путем. Кто-то ожидал от него либеральных реформ – они были провозглашены, провозглашены вместе с "махровым евразийским милитаризмом", и, таким образом, таким образом два этих противоположных пути как бы нивелировали друг друга.
Мы, патриоты, хотя и не ожидали от Медведева признания Южной Осетии и Абхазии, но после этого были склонны видеть его в своей системе ожиданий. Он их не обманул, мы услышали такие тезисы, что никому мало не покажется, сильнее не скажешь – я просто стоя аплодировал. Но наступал момент, когда с аплодисментами уже поднимался Чубайс, Гайдар. И все это мы проходили еще при Путине, когда в одной и той же речи он умудрялся "бросить кости" и тем, и другим. Вот и в Медведевской речи всем сестрам было роздано по серьгам. Свобода – это либерализм. Справедливость – это социализм. Открытость – это глобализм. И все эти понятия противоположны, а тут мы их слышим в одной речи. И, таким образом, все освобождаются от ответственности.
По сути, Дмитрий Анатольевич сейчас "отвязался". Если раньше он был еще чем-то связан – семантикой, своим юридическим образованием, в конце концов, какими-то интеллигентскими питерскими устоями, то теперь мы начинаем жить по законам русской стихии. Когда правящая элита находится в абсолютном безконтакте с народными массами и вольна говорить и делать что угодно. Это не что-то новое – это характерно для России. Ее даже критиковать невозможно, потому что у нас такой народ, такая история, такая психология. |