20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBp7yM
Ремонт спальной комнаты 12 кв.м. на http://remont.youdo.com/repair/room/12-13/.
Вывоз старой мебели на http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/furniture/.
youdo.com


Аналитика все материалы

Валерий Захарьин: По уровню надежности наши самолеты не хуже иностранных

Нынешнее лето весьма "богато" на авиакатастрофы с сотнями погибших, десятки внештатных ситуаций и инцидентов. И сам собой напрашивается вывод о несовершенстве тех систем безопасности, которые установлены на самолетах отечественных компаний. Однако существуют организации, которые, по сути, выполняют обязанности государственных структур по обеспечению безопасности воздушного транспорта. Причем действуют они, зачастую, куда эффективнее своих "казенных" коллег. А некоторые вообще не имеют аналогов в стране. Например, некоммерческое партнерство "Безопасность полета", которое уже более десяти лет обеспечивает информационную и аналитическую поддержку авиакомпаний. Участниками партнерства стали уже около 70 организаций, среди которых авиакомпании, учебные заведения, конструкторские бюро. О деятельности этой организации и безопасности воздушных перевозок в целом в интервью Накануне.RU рассказал директор программ некоммерческого партнерства "Безопасность полета" Валерий Захарьин.

Вопрос: В чем заключается уникальность организации "Безопасность полета"?

Валерий Захарьин: Наше партнерство существует 15 лет, до недавнего времени оно называлось Международный фонд авиационной безопасности, а затем, в связи с принятием ряда правительственных документов, было переименовано в некоммерческое партнерство "Безопасность полета". Наша основная задача – всемерное содействие повышению уровня безопасности полетов всех видов авиации, независимо от ее принадлежности и форм собственности. Пропаганда и содействие внедрению передового отечественного и мирового опыта в области безопасности полетов.

В составе партнерства на сегодняшний день около 70 коллективных членов. Мы раз в две недели предоставляем по почте и электронной почте нашим коллективным членам оперативную информацию о всех авиационных происшествиях и инцидентах, которые произошли за 15 дней, как с гражданскими судами, так и с военными. Также мы предоставляем им результаты расследований наиболее характерных инцидентов. Это делается для того, чтобы авиакомпании, предприятия, промышленность, учебные центры, учебные заведения, конструкторские бюро могли оперативно, получив информацию, принять меры по недопущению подобных случаев.

Мы получаем информацию из официальных источников: это и федеральная служба по надзору в сфере транспорта, и межгосударственный авиационный комитет, и министерство обороны. Все данные мы суммируем, обрабатываем и рассылаем.

Кроме того, мы постоянно проводим семинары по безопасности. Тематика самая разнообразная: авианавигационное обслуживание, предупреждение авиационных происшествий при заходе на посадку (это наиболее сложный элемент полета), вопросы "сваливания" самолета, и даже изучение английского языка. Последняя проблема сейчас очень остро стоит перед нашими пилотами, потому что с 1 января будущего года экипажи, не знающие английский язык на определенном уровне, не будут допускаться к полету.

Мы участвуем в семинарах, которые проводит всемирный фонд безопасности полетов, штаб-квартира которого находится в Вашингтоне. Он ежегодно проводит тренинги в разных странах, и полученную на них информацию мы доводим до членов нашей организации. А еще мы получаем журналы всемирного фонда со всеми аннотациями, предложениями, и также рассылаем нашим подписчикам.

Фото:
Фото: boeingmedia.com

Мы ежегодно награждаем лучших пилотов за мужество, находчивость, героизм, проявленный во время внештатных ситуаций. У нас несколько номинаций, и аналогов такому поощрению в стране тоже нет.

У нас в стране мы единственная общественная организация, занимающаяся этим направлением. Их и в мире-то немного. Самая крупная из них – это всемирный фонд безопасности полетов. Наша организация не такая крупная, но тоже считается международной. И в США есть наши члены, и в Швеции, и в Казахстане, и в Армении, и в Грузии, и в Латвии.

Мировую статистику отслеживает всемирный фонд. А мы занимаемся Российской Федерацией и странами СНГ. Но эта информация интересна и для других стран, потому что и самолеты эксплуатируются одни и те же.

Вопрос: Если сравнить зарубежную и отечественную статистику, можно ли говорить о том, что у нас больше аварий и внештатных ситуаций?

Валерий Захарьин: Вы знаете, я бы сказал, что если брать статистику, по теории вероятности, она примерно одинакова по всему миру. И она колеблется.

Допустим, в прошлом году у нас не было ни одного авиационного происшествия, а в этом году мы уже за голову хватаемся – не успеют эксперты с одним происшествием разобраться, как уже новое происходит.

Причины, конечно, разные, но по оценке международных организаций, Россия в вопросах эксплуатации воздушных средств стоит далеко не на последнем месте, на нормальном, приемлемом уровне. И утверждение о полной изношенности российского парка самолетов не соответствует действительности.

Вопрос: Что чаще становится причиной катастроф и внештатных ситуаций: техническая неисправность или "человеческий фактор"?

Валерий Захарьин: Вообще выделяются три причины, по которым чаще всего происходят аварии. Это "человеческий фактор", техника и окружающая среда.

Но дело в том, что некоторые специалисты применяют "человеческий фактор" к любому авиационному происшествию, потому что когда виноват летчик, не справившийся с ситуацией, - налицо "человеческий фактор". Но ведь и машины люди строят. И тут тоже присутствует "человеческий фактор". Или погодные условия – их ведь тоже предсказывает человек. Он же изобретает локаторы, которые подчас выходят из строя. Поэтому это очень сложная градация, которую можно применить к любой аварии.

Вопрос: Соответствуют ли мировому уровню те системы безопасности, которые устанавливают на российские самолеты?

Валерий Захарьин: Мы несколько отстаем в этом плане. Это можно прямо сказать. Есть система предупреждения столкновения самолетов в воздухе, которой оборудованы все иностранные самолеты. Все помнят случай, когда российский самолет столкнулся с другим самолетом в небе над Боденским озером. Это как раз - таки произошло из-за отсутствия такой системы. На внутренних линиях в России такие системы до сих пор стоят далеко не на всех самолетах. То же самое по системе предупреждения столкновения самолета с землей. Однако направленная работа в авиакомпаниях, государственной службе по надзору в сфере транспорта ведется. Проблемы есть, но они решаются.

Вопрос: Есть ли у нас в стране передовые технологии по безопасности, которые можно было бы внедрять на отечественные самолеты?

Валерий Захарьин: Аналоги практически всех западных разработок есть и у нас. Другое дело, что многие западные системы вводятся в эксплуатацию раньше наших, они уже апробированы и зарекомендовали себя. И почему бы их не закупить, пока мы еще не наладили такого массового производства? Они сертифицированы высокими международными организациями.

Вопрос: Есть мнение, что в России весьма устаревший технический парк. Соответствует ли это высказывание реальности?

Валерий Захарьин: Об этом говорят во многих СМИ. Это, конечно, в какой-то мере, соответствует действительности. Отечественный самолетный парк мы, пока что, к сожалению, не заменили. Хотя работа в этом направлении тоже идет. Существует много разработок, внедрение и производство которых уже идет. Это и Ту-204 – очень современный самолет, и Ил-96. Однако проблема существует. У нас много Ту-154 – надежных самолетов, однако они уже давно не выпускаются.

Вопрос: Что является основным препятствием на пути к полному обеспечению российских самолетов системами безопасности?

Валерий Захарьин: Здесь целая группа причин. В том числе, и нежелание некоторых компаний тратить дополнительные средства на покупку дорогостоящего оборудования.

Вопрос: Какую роль в системе обеспечения безопасности играют наземные диспетчерские службы?

Валерий Захарьин: Диспетчерские службы играют огромную роль. Практически, это глаза, которые видят не только на уровне своей кабины, но и все вокруг. Поэтому они постоянно совершенствуются. Вот сейчас идет большая реорганизация для того, чтобы обеспечить максимальную безопасность полетов. Сейчас уже существует единая федеральная служба слежения.

Вопрос: В России существует центр добровольных сообщений по безопасности полетов. Для чего он создан и по какому принципу действует?

Валерий Захарьин: Центр создан по рекомендации международной ассоциации гражданской авиации. Это было сделано для того, чтобы летчики, сотрудники наземных служб могли анонимно сообщать о реальных событиях на местах. Когда, может быть, что-то укрыли или проишествие не так интерпретировало руководство. Все эти данные обрабатываются и принимаются соответствующие меры, вырабатываются рекомендации по предотвращению подобных случаев. Видимо, за рубежом эта система действует давно и эффективно. У нас эти попытки тоже предпринимаются – лет десять как начали – но не настолько успешно.

Фото:
Фото: Накануне.ru

Вопрос: Давно идут разговоры о создании всероссийского авиахолдинга, который объединил бы все КБ. Может ли создание такого холдинга решить существующие проблемы безопасности?

Валерий Захарьин: Я думаю, что да.

Это может повысить безопасность полетов. Потому что не каждое отдельное КБ будет что-то изобретать для повышения безопасности, а будет действительно направленная деятельность. Если одинаковая аппаратура стоит на российских машинах, то ее легче эксплуатировать, легче выявлять какие-то неисправности.

Екатеринбург - Москва


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС