05 Мая 2024
search

О деле замминистра обороны Иванова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Сергей Рыльков: К концу года закон о недрах будет опубликован со всеми изменениями

Изменения в законодательстве о недропользовании , возможно, не стали столь заметны для широкой общественности, как закон о монетизации льгот, всколыхнувший  страну, но весьма внимательно отслеживались теми, кто эти самые наши общие недра эксплуатирует. Поскольку в Уральском федеральном округе, как известно, добывается более 60% всей российской нефти и 90% газа, то всякое телодвижение в сфере недропрользования напрямую касается и региональных властей, и предприятия, на которых работает значительное число наших сограждан, и бизнесменов. Накануне в эфире телекомпании "Ермак" в эксклюзивном интервью главный геолог УрФО Сергей Рыльков рассказал вкратце о некоторых законодательных переменах в лицензировании месторождений. Ниже мы публикуем печатную версию этого интервью.

Вопрос: Чем вызваны изменения в закон "О недрах", отменяющие принцип "двух ключей"?

Сергей Рыльков: В действительности после принятия дополнений, так называемый, принцип "двух ключей" не будет отменен.  Да, решение вопроса о выдаче лицензии по федеральным объектам переносится в Москву. Это те объекты, которые составляют основу бюджета - это углеводородное сырье. Но за стол по принятию решения о выдаче лицензий  садятся федеральные органы вместе с региональными лидерами, на территории которых находится рассматриваемый объект. Но подпись все-таки за федерацией.

Вопрос: Какие права тогда остаются у регионов?

Сергей Рыльков: Региональные лидеры вместе с представителями Минприроды на местах формируют программу лицензирования. Мы все прекрасно понимаем, по тому действующему законодательству процесс лицензирования является заявительным. Это когда от заявки до выдачи  лицензий проходит от полугода до года, пока недпропользователь пройдет все бюрократические препоны, пока федерация подпишет, пока субъект подпишет, проходит очень длительно время. Сейчас процесс значительно упрощается. В регионах составляют программу, намечают перспективные объекты. Эта программа тут же вносится в Минприроды. Совместно с субъектом за стол садятся представители Минприроды и принимается решения о выдаче лицензии. Процесс сокращается до 45 дней. Но повторю, субъекты федерации не отстранены. Раньше как было: федерация подпишет, а регионы нет, принимается решение о проведении аукциона, а вторая сторона не согласна. Сейчас этого не будет. Бюрократические проволочки сокращаются.

Вопрос: А в советское время кто выдавал ключи от недр?  

Сергей Рыльков: Осень часто задают такой вопрос. Некоторые говорят, что  раньше в советское время все было забюрократизировано. Это неверно. В СССР было Министерство геологии, главки,  тресты. Министерство от имени правительства спускало план. Но этот план касался только нераспределенного фонда недр. Закон "О недрах" вступил в силу в 1992 году и с этого времени лицензионная деятельность началась в полном объеме. Но до этого закон работал. В западной Сибири с конца 50-х годов начались работы и государство в лице  главков, в лице предприятий давало определенный план и этот план выполнялся. И ничего. И именно  тогда была создана уникальная сырьевая база. И сегодня нечего говорить скептикам, что "один ключ" - это плохо. Эта система себя оправдывала. И это не возвращение в советское  прошлое. Сейчас будет более централизованная система.

Вопрос: Если Вы говорите, что региональные лидеры не отстранены от принятия решений по выдаче лицензий, почему же тогда они против нововведений?

Сергей Рыльков:   Те территориальные органы, которые на местах,  не всегда обладают кадровым потенциалом, финансово-экономической составляющей, которые позволили бы быть по-настоящему  глазами и ушами федеральных властей.  А очень сильные специалисты – в субъектах. Сейчас центр тяжести сдвигается  в одну сторону – в сторону Москвы. Значимость территориальных органов повышается и субъектам придется прислушиваться к ним.

Вопрос: По мнению, руководителей субъектов, в связи с тем, что подпись сейчас ставит одна Москва, они теряют возможность влияния на недропользователей и не смогут требовать от компаний соблюдений каких-то социальных программ. А ведь не секрет, что именно за счет недропользователей  в некоторых городах строятся и больницы, и дороги. Как быть в этой ситуации? 

Сергей Рыльков: Это не так. Есть же еще внутреннее соглашение. Ведь люди, которые работают в этих компаниях, они живут на этих территориях. Поэтому немаловажно лидерам сохранить социальную сферу за счет этих договоров. И компании всегда будут заключать договоры о поддержке социалки с руководителями регионов, не с Москвой, а с ними. Сейчас, кстати, Министерство природы  над этим работает. При последней встрече Президента  с Главой Минприроды прозвучало, что сейчас идет работа по унифицированному лицензионному соглашению, где будут прописаны все вопросы, в том числе и социалка.

Вопрос: А экологические вопросы тоже будут прописаны?

Сергей Рыльков: Сейчас создана служба при Правительстве, куда уходит львиная доля экологических проблем из Министерства природы.  Это будет Служба надзора и контроля. До конца года унифицированное лицензионное соглашение будет проработано.

Вопрос: А когда поправленный Закон "О недрах"  вступит в силу?

Сергей Рыльков:  Госдума его уже утвердила в третьем чтении. В октябре изменения рассмотрит Совет Федерации. Президентом поставлена задача к февралю следующего года, чтобы обновленный закон уже вышел в свет. Думаю, что к концу года закон уже будет опубликован со всеми изменениями.

                   Редакция благодарит ТК "Ермак" за предоставленные материалы

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС