19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Как поднять цену российской нефти?

Идея создания "Банка качества нефти" уже не первый год обсуждается в России. Из-за того, что высококачественная западно-сибирская нефть смешивается в экспортной "трубе" с высокосернистой татарской и башкирской нефтью, Россия теряет ежегодно на экспорте нефти сотни миллионов долларов. А на минувшей неделе глава государства Владимир Путин на встрече с членами правительства неожиданно поинтересовался у главы Минэкономразвития Германа Грефа, почему между ценой барреля нефти марки Brent и марки Urals столь большая разница - около $5-6 (хотя еще в прошлом году она составляла около $4, а в 2000-ом около $1-1,5 за баррель). Владимир Путин охарактеризовал этот разрыв как "не очень справедливый" и предложил кабинету министров подумать, как его сократить. Тут Герман Греф и выступил в защиту подзабытой уже идеи создания "Банка качества нефти" (которую еще три года назад озвучивали, в частности, президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов и экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский). Министр заверил, что этот вопрос будет рассмотрен осенью, когда правительство будет обсуждать дифференцированную систему налога на добычу полезных ископаемых. О том, почему нефть марки Brent в мире самая дорогая и почему между ценой барреля Urals и Brent существует разница, реально ли вообще поднять экспортную цену российской нефти, а главное, как это технологически осуществить, в интервью Накануне.RU рассказал председатель Совета директоров Консалтинговой группы "Лекс" (в 1976-88 гг. работал в системе Госстроя СССР и принимал участие в освоении Медвежьего, Уренгойского, Русского, Ямбургского и Бованенского нефтегазовых месторождений; в 1993-97 гг. Председатель правового Комитета Международного союза нефтегазопромышленников), кандидат географических наук Вячеслав Лукичев:

Вопрос: Вячеслав Федерович, на Ваш взгляд, сокращение разрыва между ценами на нефть марок Urals и Brent действительно необходимо с точки зрения экономической целесообразности и государственных интересов России? Каков вообще состав нефти марки Urals и марки Brent? И почему нефть марки Brent в мире самая дорогая?

Вячеслав Лукичев: Давайте сразу расставим все точки над "i". С точки зрения профессионального отношения к данному вопросу – такой проблемы в принципе не существует. Brent - это мировой эталон нефти по ее качеству, свойствам и составу, который является наиболее оптимальным с точки зрения переработки и производства нефтепродуктов. Нефть остается главным источником энергии в мире, в первую очередь на транспорте, который потребляет в настоящее время 70% всей добываемой в мире нефти. Так вот, вся нефть, добываемая в мире (в Саудовской Аравии, Северном море, США, Мексиканском заливе, Юго-Восточной Азии и т.д.), соотносится с эталоном нефти марки Brent, который в свое время был разработан странами - экспортерами нефти  (ОПЕК).

Реально в мире, и я хочу это подчеркнуть, нефти Brent нет. Это эталон, такой же, как эталонный метр, килограмм, или эталон времени и т.д. Добываемая на том или ином месторождении нефть, безусловно, отличается от эталона и от величины этого отличия зависит ее цена. То есть, чем хуже нефть, чем дальше она отстоит по своему качеству, свойствам и составу от эталона, тем меньше ее цена.

Весь вопрос заключается в том, что у нас одна экспортная "труба". И разные по качеству, свойствам и составу нефти перемешиваются в этой "трубе". В частности, в Татарстане и Башкортостане добывается тяжелая высокосернистая нефть, которая в "трубе" смешивается с западно-сибирской нефтью, более близкой по своим параметрам к эталону Brent. Поэтому, и совершенно правильно, российская нефтяная смесь (поступающая из России на экспорт нефть называется Urals) стоит меньше, чем, к примеру, арабская нефть, которая ближе по своим параметрам к эталону Brent. В принципе, если бы только западно-сибирская нефть поступала на экспорт, безусловно, она стоила бы больше, чем сегодняшняя нефтяная смесь - так как по своим свойствам, составу и качеству она ближе к эталону.

Вопрос: Я правильно поняла, что нефть, добываемая в Западной Сибири, в Ханты-Мансийском автономном округе, в частности, очень хорошего качества?

Вячеслав Лукичев: Да, нефть добываемая в Среднем Приобье, очень хорошего качества. 

Вопрос: Реально ли, при наличии на то политической воли, разделить потоки добываемой в России хорошей нефти от высокосернистой? С технологической точки зрения, каким образом это осуществимо?

Вячеслав Лукичев: Я еще раз подчеркиваю - проблемы как таковой не существует. Другое дело, имея на то политическую волю, можно поднять цену на российскую нефть. На мой взгляд, следующим образом: нефть, добываемая "Татнефтью" и "Башнефтью", должна использоваться только на внутреннем рынке. То есть, пусть ее поставляют на переработку на находящиеся в Уфе НПЗ, или на Кременчугский НПЗ на Украине, специализирующиеся как раз на высокосернистой нефти. Таким образом, в экспортной "трубе" будет находиться только более качественная нефть, и мы будем за нее получать больше. Конечно, сначала надо доказать миру, что наша нефть стала более хорошего качества.

Здесь необходимо учитывать, что за "Татнефтью" и "Башнефтью" стоят трудовые коллективы, региональные бюджеты и прочее. Если нефть будет потребляться только на внутреннем рынке – это приведет к определенному уменьшению доходов компаний. Но, на мой взгляд, с "Татнефтью" и "Башнефтью" можно рассчитываться путем взаимозачета. Так как выручка от экспорта "Сибнефти", "Сургутнефтегаза", ТНК-ВР, "ЛУКОЙЛа" и других компаний станет выше, следует ее перераспределять и компенсировать потери "Татнефти" и "Башнефти". В этом, на мой взгляд, видится решение.

Безусловно, камнем преткновения на этом пути будет "человеческий фактор". "Татнефть" и "Башнефть", республики Татарстан и Башкортостан возглавляются конкретными людьми, и они наверняка будут возражать против такого подхода к решению проблемы. Хотя механизм взаимозачета действовал еще между нефтяными объединениями в советское время, действует в отдельных случаях и сейчас. Например, ТНК-ВР поставляла нефть на Павлодарский НПЗ, а Казахстан такое же количество нефти поставлял на российские НПЗ. Это давно известный механизм, ничего сложного в нем с чисто организационно-технологической точки зрения нет, есть только "человеческий фактор".

Вопрос: Вячеслав Федерович, на Ваш взгляд, создание "Банка качества нефти" в России необходимо?

Вячеслав Лукичев: С точки зрения информированности государственных органов власти о том, какая нефть добывается и на каких месторождениях, "Банк качества нефти", наверное, нужен. В этом случае, как мне кажется, идея положительна. В то же время, каждая нефтяная добывающая компания качество, состав и свойства своей нефти знает. Они просто обязаны это знать. Поэтому, нефтедобывающим компаниям создание общероссийского "Банка качества нефти" менее важно. К тому же, у каждой нефтяной компании наверняка существуют свои банки качества нефти в том или ином виде.

А вот для контролирующих органов, которые как раз такой информацией не располагают, централизация данных - создание "Банка качества нефти" – будет положительным решением. Здесь надо четко понимать - для чего нам его создавать? Например, при продаже нефтяных компаний (вместе с запасами нефти, находящимися у них на балансе) такой "банк", безусловно, будет необходим.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС