Межэтническая дедовщина в российской армии: помогут ли капелланы?
Межэтнические конфликты сотрясают российскую армию. То и дело появляется информация о дедовщине со стороны кавказцев в российских частях. Недавно скандал случился в Самаре, когда из части сбежали южноуральские солдаты. Призывники с Кавказа установили в части свои порядки – это было несложно, поскольку их было 140 человек, а русских только 30. Между тем, в армии уже несколько лет пытаются возродить институт капелланов – военных священников. По всей видимости, на проповеди и молитвы будут уповать там, где не справляется офицер.
Накануне вновь было объявлено о том, что вскоре в российской армии появятся священники. Институт военного духовенства будет введен в Вооруженных силах до конца нынешнего года, заявил "Интерфаксу-АВН" начальник управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил Борис Лукичев.
"Есть поручение президента о введении института военных священников в армии и на флоте до конца 2011 года. Мы сейчас делаем все, чтобы в срок выполнить эту задачу", - сказал он.
Принято также решение о подготовке в одном из вузов Минобороны священнослужителей, которые в последующем будут назначены на должности помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими.
Институт капелланов имеет давнюю историю в Римско-католической Церкви и Православной Церкви. Полковой священник является ответственным за воспитание рядовых солдат, матросов, офицеров и их семей. В его функции входит богослужение среди военнослужащих, контроль за их моральным состоянием, отпевание умерших (погибших).
Должность капеллана в армии и флоте Российской империи была до 1917 года. Вместо него в армию СССР была назначена должность "замполит" (заместитель командира по политической части) с обязательным членством в КПСС. По понятным причинам к церкви замполит никакого отношения не имел. Но, все же, такая должность была в советское время.
Примечательно, что разговоры об институте военного духовенства идут не один год, но "замполиты" от Церкви никак не могут появиться в российской армии.
Как рассказал Накануне.RU зампред комитета Госдумы по обороне, бывший командир регионального подразделения группы "Альфа" Игорь Баринов, введение института капелланов в России осложнено именно межнациональными причинами.
"Россия – многонациональная страна, и, несмотря на то, что христианство – государствообразующая религия, кто бы что ни говорил, но у нас проживает 20 млн мусумльман, есть достаточно большое представительство в ВС силах людей, которые представляют эту и другие религии", – рассказал он.
Впрочем, признает он, именно там, где военные священники работают на добровольной основе, межэтнические конфликты удается сглаживать. И едва ли в этом есть что-либо удивительное. Например, стоит вспомнить один из недавних инцидентов в самарской части, из которой сбежали шесть солдат срочной службы из Челябинской области.
По словам родителей дезертировавших новобранцев, осетины, прибыв в часть, сразу отвели русским солдатам роль обслуживающего персонала. Их заставляли заправлять кровати, подшивать подворотнички, бегать за продуктами за свой счет. При этом по прибытии в часть у осетинцев не досматривали личные вещи, среди которых оказалось спиртное. У русских солдат отобрали всё. О беспределе, который творили солдаты с Кавказа, руководство части, по словам родителей, знало.
Военные эксперты убеждены: за подобное должен отвечать офицер. Но мог ли ситуацию разрешить военный священник? Наверняка, мог, ведь не будем забывать, что осетины тоже исповедуют православие. Все обстоит несколько сложнее, если дело касается выходцев из мусульманских регионов. Например, в 2010 году большой резонанс вызвало происшествие на Балтфлоте, где дагестанские призывники измывались над сослуживцами других национальностей. Избивая военнослужащих иных национальностей, представители Дагестана заставляли избитых своими телами выложить слово KAVKAZ.
Как отмечает главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский, преступные порядки, насаждаемые в воинских частях "национальными" бандами, вызывают все большую тревогу. По его мнению, изменение подходов к комплектованию, при попустительстве отдельных командиров приводит к тому, что различные этнические группы военнослужащих пытаются навязать свои порядки в коллективах.
"Мы видим, что там, где институт военных священников функционирует даже "экспериментально", там это приносит положительный эффект и по отношению к службе, и там меньше казарменного хулиганства. Мы видим, что это во многом уже смягчает межнациональные конфликты, но все-таки еще много моментов, связанных с многокофессиональностью наших ВС и нашего общества. Тут надо, конечно, взвешенно подходить", – отметил Игорь Баринов.
Несмотря на это, Игорь Баринов заявляет, что является сторонником и более радикальных реформ для решения межнациональных проблем в Вооруженных силах. "Необходимо создание национальных подразделений на Северном Кавказе и там полковой священник мог бы быть мулла, это бы снимало многие вопросы", – сказал он.
Глава синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов рассказал Накануне.RU, что шесть православных священников и один мулла начали работу в штате Российской армии в рамках реализации программы по возрождению института военного духовенства.
Всего же в штат планируется ввести 240 полковых священников, хотя сейчас окормляют войска уже 1 тыс. священнослужителей-добровольцев. Но в РПЦ ратуют за то, чтобы работа священников в армии была именно системной.
"Сейчас действуют только добровольцы из числа священников, это негосударственный подход. Новые 240 человек, конечно, не справятся со всей нагрузкой. Но их полномочия уже будут отличаться, они будут трудиться на штатной основе, смогут отдавать все свое время, у них эффективность возрастет", – сказал он.
В РПЦ не питают иллюзий относительно того, что капелланы смогут полностью устранить межнациональную дедовщину в армии.
"Решить это может только русский народ, который будет рожать детей в таком же количестве, как женщины кавказских регионов. Наш народ русский вымирает, поскольку у него нечеловеческие условия существования. Как звери – они в плохих условиях в зоопарке не размножаются, то же самое с нашим народом. Он вымирает по миллиону в год. Поэтому на его место приходят другие народы. Это естественный процесс. Но проблема смягчиться может. Взрослый человек, любящий солдат, имеющий дар слова и имеющий должность помощника командира, конечно, сможет помочь решить эту проблему", – сказал протоиерей.
Летать в России станет еще дороже
Креатив Госдумы так и прет: про букмекеров и депутатов
Вот это "Вызов"