14 Мая 2024
search

О деле замминистра обороны Иванова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBVagW
Смотрите тут - http://remont.youdo.com/repair/living-room/, полное описание.
youdo.com


Аналитика все материалы

Проректор ТюмГНГУ Анатолий Серебренников: Причин для недовольства сегодняшним образованием достаточно много

Лукойл, ТНК-ВР, Газпром, Шлюмберже, Дойтаг дрилинг – названия этих компаний студенты Тюменского государственного нефтегазового университета сегодня произносят как заклинание. И это еще далеко не полный список предприятий, в которых можно работать после окончания ТюмГНГУ. Самые рейтинговые специальности вуза - это нефтегаз, геология и энерегетика, правда, пробиться на них не так-то просто. Самый высокий проходной балл в этом году по результатам ЕГЭ составил 266. Количество бюджетных мест по очной форме обучения сократилось. О том, чем живет сегодня вуз и как начинается учебный год, в интервью Накануне.RU рассказал первый проректор по учебной работе ТюмГНГУ Анатолий Серебренников.

Вопрос: Ректор вашего университета Владимир Новоселов стал членом "Оксфордского международного клуба ректоров Европы" (CRE). Правда, что теперь у студентов и преподавателей вуза появилась возможность проходить стажировку в крупнейших учебных заведениях мира? На каких условиях она будет проводиться, и с какого времени начнет действовать?

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Анатолий Серебренников: Возможность проходить стажировку практически в любых университетах мира у преподавателей и студентов нашего университета имеется и используется уже давно. Многие из них стажировались в ведущих университетских центрах США, Канады, Великобритании, Германии, Испании, Швеции, Китая и многих других стран. Виды стажировок самые различные. Это и обмен студенческими группами для прохождения практики, и участие в научных конференциях, обучение студентов по программам обмена и "двойного диплома", стажировки аспирантов, приглашение ведущих специалистов мирового уровня, направление наших профессоров по приглашению и многое другое. А членство в CRE значительно упрощает формальную сторону этого вопроса, например, документальное сопровождение, и увеличивает информационное обеспечение и квоты университета на участие в мероприятиях подобного рода, что в конечном итоге приводит к повышению академической мобильности как студентов, так и преподавателей.

Вопрос: В вашем вузе кто может рассчитывать на прохождение такой стажировки?

Анатолий Серебренников: Пройти зарубежную стажировку по какой-либо форме может практически любой студент университета. Главное, чтобы он имел большое желание получить дополнительные знания по выбранной специальности. Конечно, пока мы не можем удовлетворить желание всех, и у нас есть система отбора, где показатели в учебе стоят одним из главных приоритетов. Однако учитывается и общественная активность, победы в предметных олимпиадах и научных конкурсах, а также желание студента остаться для работы в вузе.

Вопрос: Насколько я знаю, у вас обучаются иностранные студенты. Вот, например, в этом году, сколько от них было подано заявок?

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Анатолий Серебренников: В этом году в университет поступили около 200 иностранных граждан на различные программы обучения. География их проживания достаточно широка: страны СНГ (прежде всего, Казахстан), Китай, Монголия, Гана (Африка), Германия, Сербия, Великобритания. Вообще, иностранные студенты являются носителями национальных традиций и особенностей, но довести их до соответствующего уровня профессиональной подготовки сложнее, чем русскоговорящего школьника.

Вопрос: Сокращались ли у вас в этом году бюджетные места на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием?

Анатолий Серебренников: В 2010 году количество бюджетных мест на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием (ВПО) составляет 1 тыс. 733 мест. Это на 90 меньше, чем в 2009 году, в том числе 1 тыс. 451 – по очной форме обучения (сократилось на 35 мест). Сокращение бюджетных мест произошло по специальностям экономического и менеджерского направлений. Это государственная политика в сфере регулирования рынка труда, так как в стране наблюдается перепроизводство экономистов и менеджеров. Сокращение бюджетных мест по этим и юридическим специальностям произошло во всех вузах России.

Вопрос: А если говорить о платном обучении? Растет ли стоимость? 

Анатолий Серебренников: На 2010-2011 учебный год стоимость обучения на 1-м курсе по основным образовательным программам увеличилась на официально установленный темп инфляции в Тюменской области и в регионах, где ведут образовательную деятельность филиалы университета. Теперь она составляет с учетом индексации: по ВПО по очной форме – от 54 тыс. 530 до 91тыс. 260 руб. в год; по заочной форме – от 36 тыс. 730 до 62 тыс. 650 руб. в год.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Вопрос: Какие специальности самые востребованные в вашем вузе?

Анатолий Серебренников: С точки зрения заявок выпускников предприятиями, как и в прошлые годы, остаются наиболее востребованными специальности нефтегазового и геологического направлений; электроэнергетика, все специальности по химической переработке углеводородного сырья; специальности связанные с металлообработкой.

Вопрос: Вы готовите специалистов для предприятий нефтегазового комплекса. В каких компаниях после окончания вуза могут работать студенты?

Анатолий Серебренников: Основными заказчиками являются практически все предприятия нефтегазового комплекса ("ЛУКОЙЛ", "ТНК-ВР", "Газпром", "Сургутнефтегаз", "Роснефть", "Транснефть"), иностранные сервисные фирмы ("Шлюмберже", "Дойтаг дрилинг", "Халлибуртон"). Большое количество работников проектных институтов нефтегазовой отрасли Тюмени (Гипротюменнефтегаз, СибНИИНП, ТюменНИИГипрогаз, Нефтегазпроект) – наши выпускники. Сегодня в "нефтегазе" по направлениям предприятий обучается более 900 человек, муниципалитетов – около 800 человек.

Вопрос: Тем не менее, испытывают ли выпусники вашего вуза проблемы с устройством на работу?

Анатолий Серебренников: Да, проблемы с устройством на работу все-таки имеются. Например, по специальностям "Охрана окружающей среды", "Социальная работа". На выпускников этих специальностей есть заявки от предприятий, но часто они стараются трудоустроиться не по заявкам (по причине невысокой предлагаемой зарплаты предприятиями). В связи с небольшим количеством заявок на специальности "Прикладная механика", "Религиоведение" выпуск и набор в университете на данные специальности прекращен.

Вопрос: Сколько в этом году было подано заявок на поступление в вуз, какой был средний проходной балл и сколько студентов уже зачислено?

Анатолий Серебренников: В этом году в приемную комиссию университета было подано 29 тыс. 200 заявлений о приеме на первый курс, из них около 14 тыс. 000 - на очную форму обучения по программам ВПО. Средний проходной балл, на мой взгляд, - слишком механистический показатель. Это как средняя температура больных в палате, поэтому скажу, что на бюджетные места самых востребованных специальностей проходной балл достигал 266 (результаты ЕГЭ по трем предметам), самый низкий был на уровне 155 баллов. Все бюджетные места были заполнены сразу же, и дополнительного приема не было. На данный момент зачислено 4 тыс. 239 человек (из них на уровень ВПО – 2 тыс. 576; по программам СПО – 1 тыс. 663), но процесс еще продолжается.

Вопрос: Наверняка, в других иностранных вузах есть то, что хотелось бы внедрить в вашем университете.

Анатолий Серебренников: Посещение другого вуза (и не только зарубежного) - это всегда учеба. В любом из них есть своя "изюминка", иногда нарабатываемая десятилетиями, поэтому из общения с коллегами всегда появляются новые идеи. Ну, и особое внимание в нашем университете, в первую очередь, следует обратить на усиление научной составляющей работы преподавателей, ну и, конечно, на развитие академической мобильности преподавателей и студентов.

Вопрос: Почему, на Ваш взгляд, сегодня обвиняют российское образование в его низком качестве? Действительно ли уровень оказания образовательных услуг снизился по сравнению с тем, что был в советские годы?

Анатолий Серебренников: Причин для недовольства сегодняшним образованием достаточно много. Но я не рекомендовал бы сравнивать качество образования сейчас и в советские годы. Понимаете, каждая эпоха имеет свои особенности, задачи, обстоятельства и, соответственно, критерии качества. Поэтому, как только мы пытаемся сравнить то, что мы имеем сегодня и то, что мы имели вчера, сразу же попадаем в ловушку. Представьте, что вам нужно построить дом. У вас есть прекрасный архитектурный проект (стандарты), но вот строить предстоит на дряхлом фундаменте (материальная база, стареющий контингент преподавателей), да и с материалами не густо. То есть неизбежно возникнет проблема – подготовка самих преподавателей, способных организовать учебный процесс таким образом, чтобы формировать у учащихся стремление к самопознанию через познание мира, навыки, необходимые для этого. Но умного, "продвинутого" во всех отношениях десанта с Луны не предвидится. Нам самим предстоит воспитывать подрастающее поколение. И это касается и школ и вузов. Самое главное, мы готовы к конструктивной критике, но не критикантству, и постоянно пытаемся сделать так, чтобы поводов для нее стало меньше.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС