25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Политика В бывшем СССР

День молдаванского гнева

7 апреля в Молдавии – день революции. Правда, пока не состоявшейся. Молодежь, разгневанная итогами выборов и победой коммунистов, требуя объединения с Румынией, захватила здания парламента и президентской администрации. Компьютеры вынесли, мебель сожгли. Ночью полиция, собрав подкрепления, вытеснила демонстрантов из правительственных объектов. Переговоры с президентом Ворониным провалились. Оппозиция по-прежнему требует проведения досрочных выборов. Ожидается, что сегодня акции протеста продолжатся. О том, что будет дальше и чем может завершиться противостояние, в интервью Накануне.RU рассказал политолог Владимир Букарский.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: На Ваш взгляд, в чем причина вчерашних событий?

Владимир Букарский: О таком развитии событий я говорил еще в прошлом году. Говорил, что цветной сценарий для Молдовы, после нынешних парламентских выборов, вполне реален. Все дело в том, что грубые фальсификации были еще на прошлых выборах. Однако, в то время президент Воронин вел страну прозападным курсом. Он отказался от "плана Козака". Начал требовать вывода российских миротворцев из Приднестровья, называя их оккупационными силами. Активизировал участие в ГУАМ. На сей раз Воронин ослушался западную элиту. Пошел на сближение с Россией. В самый критический момент, во время войны в РЮО, он резко дистанцировался от Саакашвили и Ющенко, от своих партнеров по ГУАМ. Вместо того, чтобы поехать в Тбилиси, он встретился с Медведевым и фактически оказал поддержку России. Этого Запад ему и не простил.

Вопрос: Следует ожидать возобновления переговоров между властью и оппозицией?

Владимир Букарский: Сейчас возможно любое развитие событий. Президент играет в многовекторность. Он пытается быть хорошим и для России, и для Запада. Во многом его нынешнее поведение определяется тем, кто окажет на него основное давление. Я думаю, что он в очередной раз пойдет на уступки оппозиции. Я не исключаю украинского варианта – какое-то соглашение, изменение состава ЦИК, назначение повторных выборов. Это, конечно, антиконституционно, но под давлением внешних сил может быть сделано.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Не думаете, что Воронин сорвется и применит силу?

Владимир Букарский: Практика показывает, что Воронин не из тех политиков, которые применяют силу. Еще в 1989 году, когда он являлся министром ВД Молдавской ССР, произошли аналогичные волнения националистов. Все ждали от милиции, что она резко подавит беспорядки. Но милиция ничего не предприняла. Аналогичным образом он действовал во время беспорядков националистов в 2002 году, когда они выступили против замены школьного предмета "История Румынии" на "Историю Молдавии" и против введения обязательного изучения русского языка. Также он ничего не сделал в 2003-м году, во время срыва подписания "меморандума Козака". В нынешней ситуации он ведет себя подобным образом. Вместо решительных действий, которых от него ждут избиратели, он ничего не делает. Это негативно сказывается на поддержке правящей коммунистической партии.

Вопрос: Что говорят люди?

Владимир Букарский: Определенное расслоение наблюдается. Но все разные. Разное экономическое и социальное положение. Из тех, с которыми я общаюсь, подавляющему большинству происходящее не нравится. При всем негативном восприятии экономической ситуации в стране. Многие из тех, с кем мне приходилось общаться, с возмущением спрашивали – почему президент так нерешительно себя ведет, не восстанавливает решительным образом порядок в центре столицы?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: По-Вашему, есть ли в этой истории "румынский след"?

Владимир Букарский: Есть. Роль Румынии одна из самых определяющих. Румынский президент, который во время прошлых выборов, когда Воронин вел страну прозападным курсом, приезжал в Кишинев поддержать его, начал открыто заявлять, что молдавская государственность не состоятельна и что необходимо всеми силами действовать в целях воссоединения единой Румынии. Это все вызывало негативную реакцию президента Воронина и молдавского общества. Я не исключаю, что даже дипломатические отношения могут быть разорваны. На мой взгляд, дело не в одной Румынии. Она задействовала свои структуры, а западные центры, Великобритания, США – свои. Что и вылилось в нынешние события.

Вопрос: Допустим, Воронин уходит, меняется состав парламента. Что дальше?

Владимир Букарский: Для того, чтобы избрать нового президента, необходимо 61 из 101 места в парламенте. Необходимо, чтобы среди оппозиции возникла консенсусная фигура, которая была бы поддержана большинством населения страны. На сегодня ни одной такой фигуры среди оппозиции нет. Есть Серафим Урекян, есть Владимир Филат, претендующие на данную роль. Но среди большинства населения они не имеют значительной поддержки. По-моему, может возникнуть ситуация безвластия, которая продлится долго, пока такая фигура не будет найдена, или до тех пор, пока оппозиционные силы все вместе не наберут 61 голос. Сегодня данной возможности у них нет. Электорат коммунистов довольно обширен. Почти все русскоязычные и молдавоязычные пенсионеры за них.

Вопрос: Происходящее повлияет на отношения Молдавии с Приднестровьем?

Владимир Букарский: Если сейчас власть изменится или хаос продолжится, переговоры с Тирасполем будут заморожены на длительное время. Приднестровцы получат прекрасный аргумент для неприсоединения к Молдове и для признания своей независимости. Нынешняя ситуация откровенно работает на них.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС