20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Общество В России

Зачем школьным учебникам экспертиза?

На прошлой неделе спикер Госдумы России Борис Грызлов заявил, что экспертиза качества школьных учебников в нашей стране, мягко говоря, слабовата. "Со школьными учебниками нужно наводить порядок. Безусловно, нельзя стремиться к восстановлению советской системы тотального контроля за изданием учебной литературы. Но вопросы о повышении роли и эффективности экспертизы качества учебников, о проведении соответствующих конкурсов ставятся абсолютно правильно", - заметил Грызлов. В то же время группа родителей из Москвы подала запрос о правомерности проведения ЕГЭ в Конституционный суд РФ – в этом году 40% выпускников не справились с единым госэкзаменом. Почему качество обучения стремительно падает, в чем были преимущества советской системы образования и в чем виноваты региональные министерства образования в интервью Накануне.RU рассказала первый проректор Международной академии бизнеса и управления, кандидат экономических наук Екатерина Добренькова.

Вопрос: Как Вы оцениваете заявление спикера Госдумы РФ о необходимости экспертизы учебников?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Екатерина Добренькова: Заявление спикера Государственной думы Бориса Грызлова о необходимости повысить эффективность экспертизы качества школьных учебников в России свидетельствует о том, что данный вопрос окончательно перешел из прикладной сферы в политическую. По сути, речь идет о том, что качество учебников (и образования вообще) сегодня признана определяющим фактором международной конкурентоспособности России и ее национальной безопасности.

Если вести речь об экспертизе учебников, то наиболее дискуссионным в связи с этим представляется вопрос о критериях, по которым она должна проводиться. Дело в том, что такая эффективность и ранее не измерялась. Но в советское время она определялась эффективностью преподавания и обеспечивалась высоким уровнем методик обучения. В настоящее время методики обучения стали ключевой проблемой. А ведь с ними связаны критерии подачи материала в учебниках, от них зависит, как наши дети будут понимать преподаваемый материал.

Вопрос: А все-таки, на Ваш взгляд, в какую сторону можно скорректировать нынешнюю ситуацию с учебниками, какой должна быть политика в отношении школьных учебников?

Фото: Накануне.ruЕкатерина Добренькова: Политика должна состоять в жестком контроле государства над сферой образования в целом и учебников в частности.

Вопрос: Ваш тезис, скорее всего, примут не все, поскольку ряд экспертов связывает такой контроль с советским периодом…

Екатерина Добренькова: Мы, конечно, можем критиковать советскую образовательную систему (а сегодня наряду с конструктивной критикой, прилагаются системные усилия по ее дискредитации и "переписыванию"). Но беспочвенность такой критики проявится при простом сравнении выпускников школ 80-х годов и современной – сравнение покажет ужасающее отставание в знаниях нынешней молодежи.

И здесь важно отметить, что высокий уровень качества советского образования связан именно с тем, что в тот период существовало государственное регулирование содержания учебных пособий в соответствии с четко разработанными стандартами.

Поэтому было бы неплохо в некоторой степени вернуться к советскому подходу к выработке и контролю критериев качества, потому что образование, вне всяких сомнений, является сферой ответственности государства. А ответственность реализуется посредством полномочий. К тому же система образования, помимо гуманитарной стороны, имеет хозяйственно-практическую, то есть ориентировано на государственный заказ по обеспечению нужд народного хозяйства. И здесь также необходимо четко понимать, какое качество знаний ожидается от выпускника средней школы, в обучение которого государство вкладывает деньги. А то, что сегодня нет четких критериев оценки качества знаний выпускников средней школы, приводит к несоответствию их подготовки к уровню требований вузов к абитуриентам.

Вопрос: Но можно ли сказать, что это связано именно с качеством учебной литературы?

Фото: Накануне.ruЕкатерина Добренькова: Конечно, связано! Потому что сегодняшние учебники резюмируют и институализируют низкую содержательную "планку" образования, которая находится в колоссальном отрыве разрыве от вузовских требований.
Причем это отставание начало формироваться достаточно давно – с начала 90-х годов. Именно тогда государство сложило с себя функцию контроля над изданием учебной литературы, ограничившись рекомендательной. И только в 2007 году вернулись к экспертизе учебников.

Вопрос: Представители вузовского сообщества говорят о том, что им приходится студентов первого курса "подтягивать" по элементарным предметам…

Екатерина Добренькова: Именно об этом я и говорю! Сегодня вузы столкнулись с последствиями катастрофического падения образовательного уровня выпускников школ: по причине банальной неграмотности некоторое время назад Министерство образования было вынуждено ввести в качестве обязательной дисциплины для первокурсников, которой никогда раньше не было в госстандарте, русский язык. То есть вузы вынуждены заниматься повышением уровня элементарной грамотности учащихся. Отдельные вузы специально читают первокурсникам курсы отечественной истории, аккумулирующие программу средней школы. Причин у сложившейся ситуации много, однако, в качестве ключевой называется выведение Фото: www.phys.nsu.ruсреднего образования из сферы ведения Минобрнауки РФ в ведение региональных министерств образования. Именно в связи с этим произошел колоссальный разрыв средней и высшей школ. Если высшей школе удалось сохранить кадровый потенциал, функционирующую систему, то уровень средней школы очень упал. Мы на сегодняшний день наблюдаем, что выпускник средней школы, который еще 15-20 лет назад совершенно спокойно мог через Олимпиады или самостоятельно, без всяких репетиторов, сдать вступительные экзамены в вуз, сегодня этого сделать не может. Не потому что он плохой или глупый, а потому что произошел разрыв в подготовке и программах обучения средней и высшей школ.

Вопрос: То есть вопрос качества образования и учебников лежит не только в содержательной плоскости, но и в управленческой? В сфере разделения функций между федеральными и региональными органами исполнительной власти?

Екатерина Добренькова: Судите сами: рекомендует к изданию учебные пособия, в т.ч. учебники для средней школы, Министерство образования и науки Российской Федерации, отвечающее за стандарты образования. Однако, что касается соблюдения данных стандартов, например, при выдаче лицензий средним учебным заведениям или при их аккредитации, то уже с начала 90-х данная функция отдана региональным органам управления. 

Таким образом, федеральное министерство в течение полутора десятилетий не контролирует в полной мере качество образования в средней школе просто потому, что у него нет необходимых инструментов контроля, в значительной степени отданного на откуп региональным органам управления. Мы прекрасно понимаем, что в каждом регионе данные органы имеют совершенно разные возможности, и качество образования страдает особенно в тех субъектах федерации, где есть дефицит бюджета. То есть вопрос в том, кто контролирует качество образования. Стандарты можно утвердить и учебники можно порекомендовать, но должна существовать система регулярного мониторинга ситуации - система контроля.

Фото: Станислав Рослов/www.itogi.ruИ, по моему мнению, проблема качества учебников не будет решена до тех пор, пока не будет создан единый орган, контролирующий качество среднего образования в России. Уверена, что этот орган должен быть в структуре Министерства образования и науки РФ. Потому что только в случае создания единого органа, контролирующего содержание и качество подготовки - как в средней, так и в высшей школах - может быть ликвидирована проблема несоответствия уровня подготовки среднего и высшего образования. Это – первый шаг к выстраиванию эффективной системы качества российского образования. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС