29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBXbBy
Объявление: http://perevozki.youdo.com/cars/tariffs/, лучшие цены здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

"1612": Не парься, Андрюха!

Что вы знаете о Смутном времени? Если задать такой вопрос рядовому россиянину, он мучительно закатит глаза, задумчиво промычит себе под нос что-то вроде "Смутное время? Это какой же век? 15-ый? Или 16-ый? А может 17-ый?". В лучшем случае ассоциативный ряд будет состоять из Минина и Пожарского, Ивана Сусанина и Лжедмитрия. Возможно, к нему добавятся некоторые другие исторические личности, не имеющие, впрочем, никакого отношения к данному периоду, вроде Емельяна Пугачева. Есть, правда, в последние годы одна тенденция – в головах некоторых наших сограждан, благодаря ежегодным стараниям СМИ, начинает закрепляться мысль о некоем сопоставлении выходного дня 4 ноября и той самой Смуты. Но теперь возникает другой казус: запомнили люди – 4 ноября. Но какого года? Этой осенью появится возможность запомнить – в День народного единства (именно так праздник называется официально) в проект выходит фильм Владимира Хотиненко "1612. Хроники смутного времени".

Что можно узнать о Смутном времени из фильма? Сам режиссер во время представления картины на своей малой родине в Екатеринбурге долго рассуждал на эту тему и театрально передразнивал журналистов, которые просто одолели Хотиненко одним единственным вопросом: "А Вы сняли фильм к празднику 4 ноября?". Собственно, знать мнение режиссера, который задумал снять картину четверть века назад, зрителям совсем необязательно. Фильм выйдет на экраны в День народного единения, СМИ снова ударно поработают. Да, собственно, авторы фильма не слишком уж и сопротивляются такому восприятию фильма. Слишком уж смутные представления о смутном времени у нашего населения. Когда жители России не знали, кто же сейчас правит страной – это было страшно, когда жители России не знают своей истории – это, может быть, и не страшно, но печально и бесперспективно.

Фото: www.diskoff.netСпорить об историческом соответствии в фильме "1612" (кстати, молодежь тут же переложила название на свой лад и фильм теперь называется не иначе как "Шестнадцать-девенадцать" – еще бы: произнести "Тысяча шестьсот двенадцать" – это крайне затруднительно") сложно. Поскольку в фильме наличествуют реальные исторические персонажи – князь Дмитрий Пожарский, царь Федор Годунов и его сестра Ксения и многие другие, то критики со стороны любителей исторических точностей не избежать. Но режиссер сразу предупреждает – цель у фильма другая. И действительно, если сначала фильма все "шероховатости" и неточности режут глаз, поскольку фильм все-таки претендует на название "хроники", то потом уже начинаешь свыкаться с тем, что герои разговаривают на современном молодежном сленге ("Не парься, Андрюха!" – говорит один беглый холоп другому, причем в это время герои находятся отнюдь не в бане), что трехсотлетняя история дома Романовых могла и вовсе не случиться, а на престол мог взойти некий Гишпанец (он же холоп Андрей, который по совету друга и не парится).

Напряжение совсем исчезает, когда видишь единорога, резво скачущего по полям и лесам. Эти эпизоды проходят через весь фильм, и в конце рогатый конь встречается с героем Валерия Золотухина – мудрым старцем-отшельником, который в честь окончания Смуты Великой решил омыть ноги в том же водоеме, к которому обычно единорог ходит на водопой. Тут все облегченно выдыхают и понимают – сказка! Да, сказка, но с удивительными и необычными свойствами. Вроде бы не голливудская, а захватывает не меньше. Нет, вы не поняли – в ней нет спецэффектов! Вроде бы про историю, но не занудство, вроде бы про нехороших поляков, но не антипольская, вроде бы патриотичная, но не приторная и не показная, вроде бы молодежная, но не грех и взрослым псмотреть, вроде бы про войну, но о любви, вроде бы единорог – мифическое животное из Западной Европы, но, по словам Владимира Хотиненко, для него тоже стало неожиданностью, когда он узнал, что в 16-17 веках в России животное чтилось не меньше, чем на Западе. Словом, кино получилось, не поддающееся какому-то единственному определению.

Да, это определенно, как говорится, мейн-стрим, но что-то в нем есть. Видимо, это такой случай, когда количество переходит в качество. Было большое количество хороших актеров, немалое количество отличных специалистов, определенное количество финансовых средств, один режиссер и одна хорошая история. Вернее, историй, связанных со Смутным временем до сих пор очень много. Это, пожалуй, один из самых спорных моментов нашей истории, о котором до сих пор неизвестно очень многое. Владимир Хотиненко перед показом сказал, что цель у фильма не столько просветительская, сколько побуждающая к просвещению. То есть по задумке зритель не только должен насладиться хорошим фильмом (а после фильма действительно становится на душе как-то лучше, просто так, без определенных причин и поводов), но и, например, взять да и прочитать учебник по истории. Ну, так, освежить память. Другое дело, что далеко не все именно так и поступят.

Конечно, ни к какому празднику кино не снималось. Даже можно предположить, что оно не готовилось к выборам в Госдуму и президентским выборам. Однако время все равно выбрано очень подходящее.

Еще лет 5-10 назад Смутное время в школе проходили как рядовой эпизод в нашей истории. Конечно, учительница, как и положено, отмечала, что этот период стал переломным, что было под угрозой само существование России. Но никто не рассказывал школьникам про национальное самосознание, про то, что именно тогда сформировался многонациональный русский народ, что именно на такой патриотический подъем следует Фото: www.diskoff.netравняться и в наше время. Сейчас новый образовательный стандарт, в котором все эти посылы будут, только готовится, а вот фильм уже готов. И он отражает как раз все эти основные тезисы. Патриотизм и самосознание – конечно: когда воевода в исполнении Марата Башарова (кстати, очень хорошо им сыгранный) какими-то почти сказочными, лубковыми словами убеждает жителей города не выдавать польскому гетману Ксению Годунову (кажется, что вот-вот он скажет "Твари мы дрожащие, или, в конце концов, право имеем?"). Многонациональность – пожалуйста: друг главного героя с гордостью говорит "Я – татарин" и берет себе в жены русскую девушку.

Вся прелесть фильма в том, что он, возможно, не побудит изучать историю, не развеет мифов, сложившихся вокруг Смутного времени, а даже напротив, усугубит их, но, безусловно, внесет свой вклад в, как бы высокопарно это не звучало, осознание могущества страны и воспитание нового поколения. Причем сделает это лучше любых учебников и приторных роликов на телевидении с развивающимся триколором и Кремлем на заднем плане. И никакими "православием, самодержавием, народностью" здесь и не пахнет, "За Родину, за Сталина!" прозвучало бы гораздо правдоподобней. Основная мысль – "без царя в голове жить нельзя" – звучит очень современно.

Фото: Накануне.ruНемного о реалистичности и реалистичности игры. "Кино у нас получилось веселое, разве что в нескольких местах впечатлительным женщинам лучше моргнуть", - сказал перед показом Хотиненко. "Моргать" пришлось, вопреки словам режиссера, довольно часто и продолжительно. Когда еще идут титры, а в кадре уже весьма натуралистично отрезают язык, слабо верится, что кино будет веселым. К подобным эпизодам можно отнести разорванного пушечным ядром пополам человека на крепостной стене и умерщвление царя Федора, когда польский гетман наступает несчастному на горло. Зато батальные сцены получились немногочисленными, по-русски, а не по-голливудски, зрелищными и, к чести режиссера, непродолжительными, и поэтому легкими. Порадовало обилие поясняющих титров – молодежи придется напрячь мозг и читать, иначе можно ничего и не понять.
Был, правда, один совсем уж бросающийся в глаза ляп – в возрасте десяти лет у главного героя волосы рыжие, глаза серо-голубые, в юности он становится брюнетом с карими, почти черными глазами.

Фото: film.onet.plХотиненко признался, что любит снимать одних и тех же актеров в своих фильмах, а новых берет только "по причине возраста". То есть тогда, когда, например, Башаров уже не может сыграть 19-летнего юнца, влюбленного в царевну. Интересно, что польскому актеру Михаилу Жебровскому довелось играть видного шляхтича уже не в первый раз – в конце 90-х в России с успехом шел польский сериал "Огнем и мечом" Ежи Гофмана по одноименному произведению Генрика Сенкевича. В своем привычном амплуа выступил и Александр Балуев, сыгравший разведчика-спецназовца начала 17-века. Главные герои хороши просто потому, что им ничего и не надо играть – кровь кипит, молодость толкает на героические и безумные поступки.

Вообще, "1612" – это какой-то новый уровень, новый жанр, которого в постсоветской России еще не было. Сказочная хроника, реальная сказка, поучительная, остроумная (кстати, хочется сказать авторам отдельное спасибо за интересные диалоги), возможно, не добрая и светлая, но обнадеживающая. Она создавалась не для того, чтобы по ней учили историю – ее нужно учить по учебникам, а для того, чтобы стать чуть лучше в настоящем, современном мире. Патриотизм, да. Когда герои произносят пафосные речи, когда Пожарский бьет в колокол, когда под соответствующее музыкальное сопровождение 4 ноября 1612 года происходит решающее сражение. А с другой стороны, почему нет? Ведь помимо того, что фильм патриотичный, он ведь еще и просто хороший, качественно сделанный, красивый. Да, пришелся к выборам, к моменту, когда все говорят о необходимости преемственности курса, когда аналогии со Смутным временем, его окончанием и воцарением Романовых проводятся все чаще. Но дело еще и в том, что, как большинство не сядет за учебники после просмотра фильма, так и не догадается о каких-то глобальных посылах. История вращается по спирали, и сюжет Смутного времени практически повторился в веке 20-ом. О том, ждет ли Россию в веке 21-ом история века 17-го (относительно спокойного, кстати), наверное, мало кто задумается, посмотрев фильм "1612". "Не парься, Андрюха" – это же не просто фраза, это то, чем мы все живем. Быть проще и просветлиться – задача-минимум для зрителей фильма. Что будет максимумом - увидим после выхода фильма в прокат.

Справка:

Премьера - 1 ноября 2007
Режиссер - Владимир Хотиненко
В ролях: Михаил Пореченков, Марат Башаров, Александр Балуев, Артур Смольянинов, Михаил Жебровский, Петр Кислов, Виолетта Давыдовская, Даниил Спиваковский, Валерий Золотухин
Сценарий - Ариф Алиев
Компании: Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова, РЕНОВА-МЕДИА и студия "Золотой Орел", "Централ Партнершип"
Бюджет - $ 12 000 000

Фото: www.diskoff.netФото: www.diskoff.net

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС