27 Января 2026
search

Доктрина Трампа в действии

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика

МЭФ–2026 даст ответ, как от охлаждения экономики перейти к росту

Стало известно, что Московский экономический форум – 2026, на котором традиционно выступают такие известные и уважаемые экономисты как Сергей Глазьев, Оксана Дмитриева, Роберт Нигматулин, пройдет в столице 7-8 апреля. Уже утверждена и тема: "От охлаждения — к развитию. Что и когда делать?".

Россия обладает ресурсами, талантами и сильными промышленными традициями, но ее экономическое развитие по-прежнему отстает от потенциала. Более того, в последний год этот потенциал даже намеренно занижается через так называемую "управляемую заморозку". Как именно должна измениться экономическая политика, чтобы соблюсти все балансы и снова запустить рост, — ключевой вопрос предстоящего форума.

О своем видении перехода от "охлаждения" к развитию в интервью Накануне.RU рассказал председатель МЭФ, президент ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин. Он объяснил, почему текущий курс считает наследием 90-х, что нужно изменить в первую очередь и почему наращивание экономического потенциала — лучший ответ на любые угрозы.

— Константин Анатольевич, 2025-й называют одним из самых тяжелых для промышленности, при этом, у нас продолжается СВО, и снижать потенциал промышленности в воюющей стране чревато — это прописная истина. В чем главная причина "охлаждения"? Что душит рост, какие главные проблемы — кадры, логистика, финансы?

— Мы видим сознательное, организованное экономическое торможение. Со стороны руководства Центробанка это даже не скрывается. Они говорят, что специально охлаждают экономику. Но это не оптимальный путь. На МЭФ–2026 мы предлагаем посмотреть на другие варианты решения проблем и другие варианты ответов на угрозы экономике — не через охлаждение, а через стимулирование развития. Нужно найти инструменты, чтобы запустить развитие экономики и общества.

Рабочий завода "Уральские локомотивы" в Верхней Пышме(2025)|Фото: Накануне.RU

— Вторая часть в названии форума — развитие, к которому мы должны перейти от охлаждения. Когда, по вашей оценке, может начаться это обещанное развитие? Это вопрос 2026 года, 2030-го или более далекой перспективы? Или как в Советском Союзе — пятилетка нужна?

— Мы до сих пор живем в парадигме, заложенной в 90-е годы Анатолием Чубайсом, Алексеем Кудриным и их товарищами. Эта политика была нацелена на то, чтобы вывозить как можно больше сырья — энергоносителей, металлов, полезных ископаемых, а все остальное завозить в страну. Эта политика проводилась с целью влиться в западную экономическую систему.

Сегодня, когда Запад открыто стремится нанести нам поражение, эта политика стала неадекватной и абсурдной. Однако ее основы остаются неизменными: налоговая система, политика Центробанка, обязательства в рамках ВТО, которые вынуждают нас держать рынок открытым. Все это тормозит необходимую сегодня новую индустриализацию и импортозамещение.

При этом, сменить курс можно быстро. Налоговую систему можно пересмотреть за месяц-два. Ключевую ставку Центробанк может снизить в один день. Тарифную политику — изменить за несколько месяцев. Рост начнется не через годы, а сразу, как только будет дан четкий сигнал и изменятся правила игры. Промышленность готова ответить на это бурным развитием.

Московский экономический форум(2025)|Фото: пресс-служба Московского экономического форума

— То есть рост начнется сразу, не нужно ждать пять лет?

— Если президент возьмет курс на новую индустриализацию, предприниматели пойдут брать дешевые долгосрочные кредиты, закажут станки, начнут строить предприятия, то это потянет за собой строительство, транспорт, сферу услуг. У нас есть пример: в 2012 году, после визита президента на "Ростсельмаш" и даже ограниченных мер поддержки, мы за пять лет удвоили производство сельхозтехники. Предприятия активно реагируют на сигналы власти.

— Вы вспоминаете историю 90-х, когда мы стали так называемой "сырьевой державой". А сейчас все может измениться, сырьевые доходы падают и звучат призывы "затянуть пояса". Но это и точка роста для несырьевых предприятий?

— У нас тысячи предприятий, которые выживают даже при нестимулирующей политике. Они производят мебель, собирают самолеты штучно. Если изменить политику, эти "зародыши" превратятся в бурно развивающиеся компании.

Нам не нужен один локомотив — нужно много локомотивов, которые поедут в разные стороны. Они будут производить больше продовольствия, транспорта, одежды. Это и есть рост.

МЭФ(2024)|Фото: пресс-служба Московского экономического форума

— Поедут в разные стороны — а поедут ли они за рубеж, на экспорт? О чем на форуме с участием экспертов из зарубежных государств стоило бы говорить — ведь там будут такие пленарные дискуссии?

— Если мы сами ведем охлаждающую политику, мы неинтересны никому. А если запустим новую индустриализацию, у нас появится пространство для взаимодействия. Активное развитие дает технологическую и экономическую мощь, а за ним растет авторитет. Люди начинают больше интересоваться культурой развивающейся страны.

Нужно говорить о том, как развиваться самим и быть интересными другим, как взаимодействовать на международной арене, избегая конфликтов. Доброжелательных сил, которые хотят видеть динамичную Россию, больше, чем недружественных. Когда ты развиваешься, ты интересен. В 1930-е годы, во время Великой депрессии на Западе, у нас росли заводы-гиганты, и к нам ехали инженеры, в том числе из недружественных стран.

История подтверждает: если ты идешь вперед, многие тебя поддержат.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС