29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы


Политика За рубежом

Политика США против экономики Евросоюза

Всё чаще в мире обсуждают несостоятельность однополярного мира. Да, он пока что именно однополярный в силу того, что второго полюса, вокруг которого бы объединились государства, не появилось ни в политике, ни в экономике. Но сама тема однополярности и центра этой однополярности, тем не менее, крайне интересны в мире. Китайское издание "Глобал Таймс" пишет, что для США неважно, что творится на Украине, главное – побольше стран привлечь в антироссийскую коалицию, а заодно сильнее привязать Европу к Вашингтону.

Действительно, чемпион по количеству наложенных одновременно санкций, Россия продолжает поставлять энергоресурсы в страны, которые по указке США сами официально отказали себе в закупке этих энергоресурсов. Российскую нефть разбавляют, переоформляют, но везут всеми средствами доставки туда же, куда и раньше. Российский газ идёт туда, куда уже проложены газопроводы. Как результат – покупатель и продавец фактически не изменились, несмотря на санкции.

В результате западных ограничений поменялась только сила дружбы с США тех стран, кому запретили взаимодействие с Россией напрямую. Ну и весной вырастет число тех, кто замёрзнет в результате выполнения этих запретов, но в большой политике такие жертвы ничего не значат. А ещё можно смело в список жертв выполнения санкций записать экономики этих стран, ведь они уже имеют двузначную инфляцию, риск закрытия предприятий, сокращение доходов граждан и уровня их благосостояния.

И кто в итоге останется в выигрыше? Своим мнением с Накануне.RU поделился первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, депутат Николай Арефьев.

– Действительно ли в результате антироссийских санкций Европа привязывается к США, собирается массовая антироссийская коалиция?

Николай Арефьев(2022)|Фото: КПРФ ТВ, скриншот видео– Это было всегда, и сейчас отрицать это нельзя. В международной практике среди государств каждый сам за себя, и каждый ищет своих сторонников для того, чтобы самому было легче, чем всем остальным. Ну а Соединённые Штаты известны своей империалистической позицией, поэтому они никогда не отказывались и всегда искали возможность для того, чтобы закабалить других, чтобы привлечь любыми путями на свою сторону любых соратников, чтобы противостоять своим противникам.

Поэтому я не исключаю возможность, что они хотят закабалить Европу, они её уже закабалили. И хотя многие сейчас и говорят, что однополярный мир кончился – судя по санкциям, однополярный мир не кончился, и несмотря на нашу дружбу с Китаем и Индией, эти страны довольно осторожно относятся к дружбе с нами, всё-таки чувствуют зависимость от Соединённых Штатов, и для них США как торговые партнёры на сегодняшний день важнее, чем партнёрство с Россией, потому что Россия в торговом обороте мира занимает всего 2%, а США около 20%. Поэтому мы со своими двумя процентами торгового оборота вряд ли можем противостоять всему миру, Соединённым Штатам и кому-то ещё.

Коллаж, США, орлан, однополярный мир(2022)|Фото: Накануне.RU

– Иногда сравнивают эту ситуацию с холодным противостоянием с США второй половины 20 века, насколько это верное сравнение?

– В своё время Советский Союз имел блок Варшавского договора, это военный блок, и страны СЭВ – Совета экономической взаимопомощи, в который входило полмира. Поэтому двуполярный мир состоял из двух половин – одни под руководством СССР, другие под руководством Соединённых Штатов. А теперь мир, к сожалению, стал однополярным, где безраздельно хозяйничают Штаты, приказывают всем, и их санкций боятся все, в том числе и Китай, потому что торговые отношения Китая с США занимают 92%, а отношения Китая и России 2,7%. Поэтому Китаю важнее дружить с США, чем с нами, потому что если они потеряют такого партнёра, как Соединённые Штаты, это будет для них трагедией. А если они потеряют такого партнёра как мы, для них никакой трагедии не будет, они такого партнёра всегда заменят.

Всё просто в этом мире: действительно, США находят возможности для того, чтобы поднять свою экономику за счёт конфронтации России и Украины, чтобы объединить вокруг себя весь мир, который им ещё не подчинён или слабо подчинён, для того, чтобы укрепиться в этой однополярности. И если наше правительство не поймёт, не противопоставит ему другой блок, то мы просто очень сильно проиграем. Примерно, как Советский Союз проиграл в холодной войне.

– Если американцы так уверены, что они являются центром однополярного мира, зачем "пересобирать" друзей путем введения санкций и отслеживания, кто и как их выполняет?

– Такой "опрос" нужен для того, чтобы убедиться в лояльности других государств в отношении к ним, хотя этот опрос мало что значит. Просто это проверка "на вшивость". Они задают такие "вопросы" странам, в которых они сомневаются, и если они отступят от своего слова, значит, попадут под экономические санкции США. Тут дипломатическая игра – она не всегда ведется напрямую, скорее, опосредованно. А последствия таких действий не всегда очевидны.

– Выполнение экономических санкций, как и последние голосования в ООН по осуждению действий России, показывают, что далеко не все страны готовы подчиняться. Как влияют антироссийские санкции на степень сближения проамериканских стран с США?

– Здесь идёт борьба противоречий. Экономические выгоды и политические санкции противоречат друг другу. Взять ту же Европу: Мы строили совместный нефтепровод "Дружба", нефтепроводы "Северный поток", "Южный поток", через Украину и без Украины для того, чтобы сотрудничать и жить нормально, получать друг от друга выгоды. И вдруг сегодня Европе приказывают не брать ни газ, ни нефть. Как не брать? Ведь промышленность Европы из нашего газа и нефти делает высокотехнологичную продукцию, сейчас, когда они перестают получать газ и нефть, или поднимутся цены сразу на углеводородное сырьё, подорожает вся их продукция. Потребность у них сразу снизится, а если потребность в их продукции снизится, значит, снизятся доходы, а это увольнения людей, сокращение производства. Они прекрасно представляют последствия.

Их коммерческий интерес – дружить с Россией, а политический интерес – подчиняться Соединённым Штатам, потому что иначе они попадают под санкции тоже, а у них экономические связи с США довольно тесные.

(2004)|

– Звучит как безвыходное положение...

– США распустили свои щупальца во все страны, и если отрубят хоть одну его щупальцу в какой-то стране, там наступает экономическая катастрофа. Поэтому здесь борьба противоречий политики и экономики вступила в свою законную силу, и на сегодняшний день очень сложно понять, как себя поведут и Запад, и Восток, боясь американских санкций, потому что те санкции, которые они ввели, никакой пользы ровным счётом Европе не приносят. Ну, дерутся два государства – Украина и Россия – казалось бы, какая разница, и зачем из этого делать какую-то мировую войну, мало ли какие страны дерутся? А из этого надо сделать максимально раздутую проблему для того, чтобы американцы нашли свою выгоду, чтобы они нашли новых сторонников, новых потребителей, для усиления собственного могущества и собственной экономики. Они работают хитрее, чем Евросоюз. А мы проворонили всё, мы жили до сих пор под лозунгом: "У России врагов нет". Оказалось, что у нас друзей нет, а врагами стали почти все.

– В Европе сегодня побеждает политика над экономикой?

– Да, естественно. Но самое главное, это политика Америки над экономикой всех стран. И наибольшую выгоду из этой катастрофы получит именно США. Европа уже несёт огромные убытки из-за того, что нефтегазовый комплекс из России перекрыт, а впереди зима. Зима остановит все их предприятия, которые работают на нашем сырье, и надо отопление для выработки энергии. Это будет катастрофическая ситуация.

–​​​​​​​ А Ближний Восток, Китай – как там развиваются отношения с США? Те же "большие друзья" Америки саудиты отказали просьбам Байдена в вопросе добычи нефти. Китай экономически почти равен США. Побеждает ли политика США экономику в этих регионах?

– Там есть отличия. Китай – это не только экономически сильная страна, но и хорошо вооружённая. Поэтому Китай Соединённых Штатов не боится. Если потеряв торгового партнёра США, Китай понесёт какие-то убытки, то они для него не смертельны, потому что полтора миллиона китайцев – это большой рынок, больше, чем весь Евросоюз, и Китай может жить только внутренним рынком, может обеспечить себе безбедное существование.

Что касается арабских стран, то это нейтральные страны, они не вооружены. Они заранее приняли такой статус: жить без вооружения, кроме национальной гвардии, которая обеспечивает безопасность правительства. Воевать они ни с кем не готовы. Но они соблюдают свои интересы. Зачем им невозобновляемые ресурсы продавать с большой скоростью, лучше их продавать по большой цене и в меньшем количестве, и получать столько же доходов, сколько и всегда. Поэтому они всегда руководствуются одним и тем же: рано или поздно углеводородное сырьё у них закончится, значит, эти страны через какое-то время могут прекратить своё существование, потому что они живут в пустыне. Они это прекрасно знают, и чтобы продлить срок своего существования, они будут сокращать количество добываемой нефти и газа, им выгодно сокращать поставки и увеличивать цены. Сейчас, когда Россию ограничивают в цене на углеводородное сырьё, рынок будет беднеть, значит, они будут повышать цены. Им это выгодно. И они прислушиваться к санкциям США вряд ли будут, во всяком случае, будут их обходить, тем более, что Штаты – довольно крупный потребитель их углеводородного сырья.

Члены королевской семьи Саудовской Аравии(2017)|Фото: Saudi Press Agency

Ну а что касается ограничения России – здесь палка о двух концах. Несмотря на все запреты, у нас запланировано, что мы будем и добывать, и продавать примерно столько же, сколько продавали в этом году. Я думаю, что и по газу сокращения не будет, потому что у нас есть "Сила Сибири", которая идёт в Китай, у нас через Турцию идёт "Южный поток", что стоит положить ещё две-три нитки там и тут, увеличить поставку газа уже через третьи страны в ту же Европу? Это просто дополнительные затраты, но они будут не наши, эти затраты скорее всего понесут те государства, которым будет выгодно получать в обход санкций наше углеводородное сырьё.

– А что с параллельным импортом? Это ведь тоже обход санкций, этого они не боятся?

– Об этом все знают, но закрывают глаза, потому что жить-то надо, все хотят есть, всем надо покупать и продавать. Поэтому как бы американцы ни старались запретить нашу нефть и наш газ, всё равно их будут покупать: через третьи страны, возить танкерами, по трубопроводам, как угодно – всё равно, Европе получать даже СПГ газовозами от России выгоднее, чем возить из Америки через Тихий океан. Это будет всё равно дешевле, только неудобнее, всё равно, что штаны через голову надевать – трубопроводы лежат, но не действуют, а мы танкерами через третьи страны будем получать СПГ. Ну, что ж, такова политика, и она давлеет над экономикой. Невыгодно, но приходится делать, потому что сильные мира сего приказывают.

–​​​​​​​ Получается, Европа, несмотря на все санкции, не теряет источник наших углеводородов, но становится больше зависима политически от США?

- Да, конечно. Любые политические амбиции всё равно будут обходиться стороной в интересах самой экономики. И мы никуда от этого не денемся, и американцы ничего проконтролировать не смогут.

–​​​​​​​ На ваш взгляд, увеличилось ли число стран вокруг США в результате их санкционной политики?

– Я отвечу так: сколько бы они вокруг себя стран ни собирали, всё равно будут отклонения, потому что экономика есть экономика, и те страны, которые в коалиции с США, всё равно будут нарушать свои договорённости, получать то, что им нужно и от России, и от других стран только для того, чтобы спасти собственную экономику. Не будут они на 100% подчиняться США, они будут делать вид, что подчиняются, а сами будут работать в интересах своих стран, потому что в экономике каждый сам за себя, никуда не денешься.

–​​​​​​​ Получается, в экстремальных ситуациях экономика побеждает политику?

– Безусловно. И всегда в любой стране все понимают, что если экономика встала, то страна пропала. Поэтому в любом случае будут искать выходы из положения, если нарушаются логистические цепочки. Всё равно каждый будет спасать свою страну, а не Соединённые Штаты.

Запуск северокорейской ракеты 26.03.21(2021)|Фото: en.yna.co.kr

–​​​​​​​ А риторика США в вопросе применения ядерного оружия. Чуть что – они её вспоминают. Влияет ли эта риторика на решения тех или иных стран?

- Влияет, конечно, но дело в том, что эта риторика в последнее время начала исходить от нас благодаря Дмитрию Анатольевичу Медведеву.

Он очень неосторожно начинает выражаться в вопросах применения ядерного оружия, а не стоит об этом говорить, не стоит никого пугать. Никогда никто ядерного оружия не применит, за исключением полных идиотов. Надеюсь, что от этих идиотов любая страна избавится, потому что ядерное оружие – это уничтожение мира, а ради чего и зачем это нужно?

Ну а та риторика, которую применяет США, находит противодействие. Вот пример Северной Кореи – она овладела ядерным оружием, а затем сделала ракетоносители, которые способны доставлять это ядерное оружие до Вашингтона. И США "ложки отложили", всё. Пугать её ядерными силами и какими-то другими вооружениями они перестали. Они говорили, что "мы нанесём ядерный удар..." – никаких ядерных ударов никто не нанёс, никакого вторжения не было, никакой войны с Северной Кореей не развязали. А вот Иран перепугался, и ядерное оружие не создал, и в настоящее время живёт под санкциями США. Лучше он себе не сделал, а надо было создать ядерное оружие именно для того, чтобы американский империализм никому не угрожал. Но, к сожалению, они от этого принципа отступили, а Северная Корея совершенно права - она теперь не зависит от США, и никакой угрозы со стороны США не испытывает.

Поэтому каждой стране, которой угрожают США ядерными превентивными ударами, стоит обзавестись хорошим вооружением, либо войти в какой-то военный договор с другими странами для того, чтобы так же угрожать и Соединённым Штатам: они по сути своей трусы, самые большие трусы. Они никогда свою кровь не проливали, никогда не защищали свою страну. Они 300 лет живут без войн, участвуют в военных действиях только на чужой территории для того, чтобы поставлять вооружение и советников, чтобы другие кровь проливали, а они собирали дивиденды. Но это все давно поняли, и вряд ли они в дальнейшем будут иметь успех на этом поприще.

Военный комитет ОДКБ(2014)|Фото: Накануне.RU

– И как скоро может появиться противовес США и их коалиции?

– Такой противовес уже есть – ОДКБ. Недавно был саммит ОДКБ, в который решили войти почти все государства Средней Азии, в том числе и из блока НАТО – например, Турция, что вызвало удивление у всех. С одной стороны, Турция в блоке НАТО, с другой стороны, она хочет вступить в ОДКБ. А потом там будет и Иран, и Египет, и Ливия, и Сирия, и Индия, и Китай. Поэтому, такой блок уже создаётся, и это будет довольно сильный противовес военному блоку НАТО, и я думаю, что это правильный путь – объединение слил против гегемона на всём земном шаре. Это будет, наверно, как страны Варшавского договора в советское время. Его надо развивать и поддерживать.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС