20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Александр Иванов: "Честность" - бренд бизнеса на ЕГЭ

Рособрнадзор обвиняет вузы в массовой коррупции, но даже не пытается "наводить порядок" в сфере вступительных олимпиад и внутренних вузовских экзаменов, хотя это – зона его ответственности, и все "технические средства" давно отработаны.

Группа депутатов от КПРФ внесла в Госдуму законопроект, дающий право поступать в вузы без ЕГЭ гражданам, окончившим школу до 2009 года. Логика предложения понятна: с ЕГЭ в школе их никто не знакомил, потому неправильно вынуждать их осваивать это специфическое поле самостоятельно. Реализация предложения не потребует дополнительных бюджетных затрат. Сегодня право поступать без ЕГЭ имеют выпускники колледжей (завершившие образование в текущем календарном году), и все вузы проводят для них внутренние вступительные испытания. Речь о том, чтобы включить в это число ещё и выпускников школ, получивших среднее образование до 2009 года. По мнению авторов, законопроект затрагивает интересы порядка 20 млн человек.

Данную инициативу безусловно поддержат вузы, где есть проблемы с набором. В первую очередь это касается непрестижных инженерных специальностей. Приёмные комиссии всегда найдут общий язык с серьёзными взрослыми людьми, решившими поднять свой образовательный уровень, и тем самым получат дополнительную возможность обеспечить подушевое финансирование своих образовательных учреждений.

Однако можно уверенно предсказать, что законопроект будет отклонён, ибо он прямо затрагивает бизнес-интересы Рособрнадзора. В случае принятия, из сферы ЕГЭ будет выведен значительный контингент, который сегодня является надёжным потребителем методических разработок с грифом ФИПИ. Разумеется, сей главный аргумент не будет назван в отрицательном заключении на обсуждаемый проект. В первую очередь нам скажут, что подобная практика приведёт к росту коррупции.

На этом вопросе остановимся подробнее.

Сегодня есть две торные дороги для поступления в вузы без ЕГЭ. Одна – для выпускников колледжей текущего года – упомянута выше. А вторая – это вступительные олимпиады, доступные только школьникам. Заметим, что обе эти возможности полностью закрыты для выпускников прошлых лет.

Итак, с одной стороны – ЕГЭ, "честный, объективный и независимый".

А с другой – вступительные экзамены и олимпиады.

Говорил ли кто-нибудь, что "они честные"?

Никто и никогда. А вот противоположных высказываний было достаточно. Более того, есть мнение, что олимпиады и вступительные экзамены для того и существуют, чтобы преподаватели вузов могли безнаказанно наживаться на взятках и протаскивать блатных абитуриентов.

Почему же Рособрнадзор, который обязан следить за соблюдением законов в сфере образования, не возьмёт под свой контроль эти экзамены и олимпиады? (Надо заметить, что таким путём в вузы уже поступает добрая половина абитуриентов, в том числе и на самые престижные специальности).

Весь инструментарий для демонстрации "честности" давно отработан на ЕГЭ. Это досмотр с металлодетекторами на входе; глушилки мобильной связи; видеонаблюдение; активисты, следящие за "честностью"; списывание приравнено к административному правонарушению. Работы после завершения олимпиадных испытаний следует сканировать (под видеонаблюдением) прямо в аудитории и отправлять в Рособрнадзор. Туда же направлять и проверенные работы, чтобы "независимый эксперт" всегда мог оценить объективность проверки. Все затраты возложить на вуз по принципу: "вам надо – вы и оплачивайте". Никаких дополнительных бюджетных расходов не потребуется.

Полномочия у Кравцова (Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки - прим.) для подобных действий есть. Достаточно напомнить, как Рособрнадзор третирует университеты во время аккредитации. Так что дело не в полномочиях. Надзиратели не идут в зону вступительных экзаменов и олимпиад явно по другой причине.

Надзорное ведомство не заинтересовано в том, чтобы существовали каналы поступления в вуз, где не требуются методички ФИПИ, ибо системы тестового контроля (ЕГЭ, ОГЭ и ВПР), охватившие всё школьное образование, являются основой рособрнадзоровского бизнеса. Будь его воля, все эти пути давно были бы перекрыты. Но здесь надзиратели встречают серьёзное сопротивление ректорского сообщества: за вступительные олимпиады ведущие вузы стоят горой, ибо через олимпиады они получают своего мотивированного абитуриента. Наверху в какой-то степени понимают, что без кадров стране не прожить, и потому положение на этом фронте находится в состоянии относительного равновесия.

Но там идёт реальная борьба, и совершенно ясно, что Кравцов ничего не будет делать для укрепления общественного имиджа вступительных олимпиад и экзаменов. Напротив, их стараются дискредитировать. Год назад Кравцов заявил, что в стране есть всего 5-6 вузов, где не берут взятки на экзаменах. Глава надзорного ведомства не постеснялся огульно оскорбить всё преподавательское сообщество, но при этом не обратился в прокуратуру с указанием хотя бы одного конкретного факта подобных преступлений. За весь прошедший год в центральных СМИ не было освещено ни единого уголовного дела о коррупции на вузовских экзаменах. При этом о взятках за высокие баллы на ЕГЭ объявляли неоднократно. Неясно, кстати, как такое вообще может быть при заявленной "честности и независимости" ЕГЭ.

Странная получается ситуация: как бы всем известно, что в "вузах берут" (и об этом открыто говорит чиновник самого высокого уровня), но при этом никаких мер не предпринимают, хотя взять с поличным вузовского взяточника под силу даже волонтёрам. А ведь серия громких уголовных дел с широким освещением сократила бы вузовскую коррупцию на порядок (где она есть), ибо там не тот контингент и не те суммы, из-за которых станут реально рисковать свободой (как отмечено выше, сегодня такого риска фактически нет).

Таким образом, есть основания считать, что нынешний сомнительный имидж вступительных олимпиад и экзаменов поддерживается сознательно, востребован властью и вписывается в текущую образовательную политику.

Чтобы пояснить это, предположим, что все отмеченные выше атрибуты "честности" распространили на вузовские олимпиады и вступительные экзамены, и сам Кравцов уравнял их по "объективности и независимости" с ЕГЭ.

Станут ли олимпиады от этого честнее — это вопрос, который мы здесь обсуждать не будем. Ответ на него определяется уровнем "честности" самого ЕГЭ, и мы отнюдь не сторонники того, чтобы Рособрнадзор лишний раз совал нос в вузы.

Но совершенно ясно, что официально провозглашённая "честность" вступительных олимпиад и экзаменов нанесёт непоправимый удар по ЕГЭ. Потому это неприемлемо для Кравцова. Ведь единые экзамены (как нам объясняли) вводили как раз для того, чтобы победить "непобедимую" коррупцию в вузах. А тут выяснится, что вступительные экзамены можно было сделать такими же честными, как ЕГЭ. И с нулевыми затратами для казны.

Здесь сразу встают вопросы:

Зачем надо было ломать школу и всё образование и транжирить многие миллиарды на ЕГЭ?

И как тогда объяснить, почему университеты тратят на свои вступительные мероприятия значительные ресурсы (когда все вопросы набора решает "замечательный ЕГЭ"), а миллионы школьников тянутся к олимпиадам?

Ответ здесь очевиден, и он не в пользу ЕГЭ. Каждый вуз требует от своих абитуриентов то, что нужно для обучения. Подготовка к вступительным олимпиадам – это работа на будущее. Натаскивание на ЕГЭ (по большей части) – отработка мёртвых навыков, которые нигде больше не потребуются.

Рособрнадзор обвиняет вузы в массовой коррупции, но даже не пытается "наводить порядок" в сфере вступительных олимпиад и экзаменов, хотя это – зона его ответственности, и все "технические средства" давно отработаны. Такая "странная" позиция объясняется бизнес-интересами надзорного ведомства. Похоже, что иных интересов у этой структуры нет.

Профессор Александр Иванов, группа "За возрождение образования"


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС