09 Ноября 2024
search

Праздник непослушания с чак-чаком

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Боты против Дубровского. Кто, зачем и почему?...

На прошлой неделе в интервью ИА “Политсибру” о ситуации в регионах, где фактически начались избирательные кампании политолог Константин Лукин выделил Челябинскую область в числе тех, где в политической борьбе активно применяются технологии интернет-пиара. По мнению политолога, после заявления челябинского губернатора Бориса Дубровского о желании пойти на второй срок против него начали играть элитные группировки. Господин Лукин также отметил, что практически в половине регионов России начало любого губернаторопада (серия отставок глав регионов, которая следует за единым днем голосования - примечание редакции) используют для того, чтобы попробовать пошатнуть действующего губернатора. Корреспондент Накануне.RU попытался разбобраться - почему в один момент фамилия “Дубровский” заполонила все социальные сети Челябинской области и какие современные политтехнологии применили против губернатора в виртуальном пространстве его оппоненты.

Политолог Лукин полагает: “Мешается правда с вымыслом, активно используются комментарии псевдоэкспертов, либо из комментариев берутся только те вещи, которые авторам вбросов интересны. Определенные темы активно муссируются однотипными постами и комментариями в социальных сетях, для этого используются фейковые аккаунты, владельцы которых, получив определенный заказ, влияют на общественное мнение. У таких вещей нет фактуры и конкретики, это просто информационная атака на конкретного человека. В результате этот человек, ограниченный правдой, оказывается в уязвимом положении по отношению к тем, кто дает ложь в разных проявлениях”.

По словам эксперта, сегодня классические социальные сети позволяют в течение суток развернуть любую тему и внедрить ее в массовое сознание, а с помощью мессенджеров эту задачу можно решить в течение трех часов. «Соответственно при информационной кампании против власти ситуация может быстро раскалиться и привести к социальному взрыву», - считает политолог.

«Вбросом» называют короткую, вызывающую мощный эмоциональный отклик информацию, брошенную в сетевое пространство. Чаще всего это делается для того, чтобы внедрить в аудиторию определенные идеи, спровоцировать на конкретные действия. «Вброс» достаточно эффективно справляется с этой задачей, поэтому в настоящее время он один из самых распространенных способов информационного влияния», - сказала руководитель отдела имиджевых коммуникаций агентства FarosMedia Елена Медведева. Эксперт отмечает, что часто при «вбросах» можно увидеть комментарии, оставленные с фейковых аккаунтов ботов. Их можно распознать по большому количеству репостов и подписок при полном отсутствии личных публикаций на странице: фотографий, постов и так далее.

Как же фейки борются за свои права? Изучая челябинские группы в соцсетях, мы нашли подтверждение слов экспертов. Публикации крупных региональных пабликов пестрят большим количеством негативных комментариев, оставленных с сомнительных страниц. Как правило, у этих пользователей действительно нет личных фотографий, почти или совсем пустые списки друзей, а стены заполнены репостами различных картинок и музыкальных композиций. В комментариях, которые оставляют такие «сознательные граждане» в глаза бросается отсутствие какой-либо конкретики и большое количество эмоций. А если уделить побольше времени изучению обсуждений в различных пабликах, то очень скоро вы начнете натыкаться на до боли знакомые аватарки и формулировки фраз. И нам удалось найти несколько десятков фейковых комментаторов.

Например, к материалу о том, что вывозом мусора из Челябинска займется нижнетагильская компания в группе “74.ru - Новости Челябинска” сразу 3 первых комментария из 5 оставлены аккаунтами, имеющими признаки “ботов”, о которых говорили выше эксперты.

дубровский, соцсети, боты(2018)|

Можете сами посмотреть как выглядят страницы Натальи Пономаревой, Сабины Дмитриевны и Милены Ивановой. Чтобы сэкономить ваше время, публикуем скрин последней:

дубровский, соцсети, боты(2018)|

Мы видим закрытый профиль, 1 друг, 3 записи. Попытка связаться с Миленой через личные сообщения не удалась - девушка промолчала. При этом ее комментарии встречаются и в других челябинских группах.

дубровский, соцсети, боты(2018)|

И это не единственный пример, в той же группе под постом о строительстве конгресс-холла на берегу реки Миасс можно увидеть похожую картину - 2 из 5 первых комментариев оставлены явно напоминающими боты страницами: Любовь Анисимова  и Елена Миронова.

Кстати, активно лайкаются такие комментарии также с сомнительных страниц с абстрактными фотографиями на аватарках.

дубровский, соцсети, боты(2018)|

При этом так называемые боты не только стараются задавать тон обсуждению тех или иных новостей, но, порой, становятся их авторами. Очень эмоциональный пост, который разместила некая “Мария Вячеславовна” (профиль пользователя содержал все вышеописанные признаки “бота” и доступен по ссылке, можно найти в группе “Подслушано (Магнитогорск)”.

дубровский, соцсети, боты(2018)|

Представившись журналистами, мы попытались пообщаться с девушкой, но ответом была тишина, при этом профиль пользователя вдруг стал закрытым. Но самое интересное произошло дальше. Через два часа после нашего обращения к Марии этот  пост безвозвратно пропал из паблика “Подслушано (Магнитогорск)”, оставшись лишь ссылкой, которая теперь не открывается.

Изучая посты и комментарии в челябинских группах, можно подметить, что ботам совершенно не важен смысл новости и дискуссии. Свои однотипные, негативные и эмоциональные сообщения они размещают везде, где только можно, даже под позитивными новостями. Возможно, они просто работают на количество и объемные отчеты для заказчиков.

А кто же заказчики? Политолог Михаил Верхотуров отметил, что если есть цель опорочить какого-то кандидата во время предвыборной кампании, либо нанести ущерб репутации фирме, есть для этого бюджет или очень идейные люди, то не составит никакого труда вбросить информацию в соцсети и распространить ее настолько широко, насколько этого требует выполнение поставленной задачи. «Боты и фейковые страницы – изобретение не последних лет. На моей памяти примерно с 2007 года пошла активная работа с применением ботов именно на политическом пространстве России. Если раньше простым людям было непонятно, что перед ними бот, сейчас они способны в этом разбираться и разоблачать их: если профиль закрыт, картинка вместо фотографии. Я считаю, что возможно возвращение тренда на использование ЛОМов (лидеры общественного мнения – примечание редакции). Именно с них начинались все политические "движухи" в соцсетях, потом произошел перекос в сторону ботов. Но если вести речь о долгосрочных кампаниях в соцсетях, надо возвращаться к более качественной работе с участием ЛОМов, которые будут активно участвовать в дискуссиях, комментировать и так далее», - отметил политолог.  По оценке Михаила Верхотурова, в небольшом регионе такая информационная кампания в соцсетях обойдется в 2-3 млн рублей в год, для региона, в котором проживает около 5 млн человек, речь уже будет идти о бюджете в 30 млн.

Согласитесь, людей, которые имеют возможность вкладывать такие деньги в формирование определенного общественного мнения, и, как следствие, увеличивать свое влияние в экономически развитой Челябинской области предостаточно. В рейтингах самых влиятельных людей региона неизменно присутствует совладелец «Челябинского электрометаллургического комбината» и холдинга «Ариант» Александр Аристов, а также владелец «Мечела» Игорь Зюзин, состояние которого в начале 2018 года журнал Forbes оценивал в 500 миллионов долларов. Свои интересы в области имеют и екатеринбургские предприниматели – генеральный директор «Уральской горно-металлургической компании» Андрей Козицын и президент «Русской медной компании» Игорь Алтушкин.

Кстати, уже несколько лет в СМИ и социальных сетях муссируются слухи о желании бывшего губернатора Михаила Юревича, который объявлен в розыск и сейчас находится в Лондоне, взять политический реванш. Сторонники этой теории очень симпатизируют версии о некой многоходовке, при которой экс-губернатор сформирует собственные группы депутатов во всех семи районных советах Челябинска, после повлияет через них на избрание депутатов Гордумы, а далее на итоги конкурса на должность главы города. Конечно, тут стоит напомнить, что пресс-секретарь экс-главы региона Юлия Бобылева заявила журналистам, что после сложения полномочий депутата Госдумы в сентябре 2016 года Михаил Юревич не принимает никакого участия в политической жизни Южного Урала.

Серьезные претензии к действующей региональной власти могут быть и у бывшего вице-губернатора Николая Сандакова, который 5 октября этого года был приговорен Советским райсудом Челябинска к пяти годам и шести месяцам колонии строго режима по обвинению во взятках, мошенничестве и взломе чужой компьютерной почты. Почти два года из этого срока бывший чиновник уже отсидел - в следственном изоляторе и под домашним арестом. Кстати, в Челябинскую область Николай Сандаков приехал в 2010 году из Астрахани. Пригласил его на тот момент губернатор Михаил Юревич. Судя по всему, господин Сандаков не планирует уходить с политического поля и продолжает попытки влиять на ситуацию в регионе. В начале 2018 года во многом  благодаря его усилиям в области появилась общественная организация «Челябинск, дыши!», поднимающая самую болезненную для региона тему – экологическую. Активисты организации активно работают в социальных сетях и пытаются выводить людей на митинги.

Таким образом, элитных групп, желающих и имеющих возможность влиять на политическую ситуацию в Челябинской области, предостаточно. При этом вопрос о том, кто организовал текущую информационную кампанию против действующего губернатора, остается открытым...

Дмитрий Игнатов


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС