25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Девальвация не сделает сибирских программистов и молодых инженеров дешевле индийских

Слабый рубль, скорее всего, не сделает русских программистов и ученых более конкурентоспособными по сравнению, например с их индийскими коллегами, как утверждалось ранее экспертами.

В наукоемком производстве и IT-секторе смотрят без оптимизма на ослабление рубля, несмотря на то, что отраслям прогнозировали рост доходов в связи с увеличением прибыли от экспорта и снижением издержек. Корреспондент Накануне.RU опросил региональных участников рынка и как оказалось и в IT-секторе и в наукоемком производстве в 2015 году надеются остаться без потерь и "при своих".

По словам предпринимателя из СибАкадемСофт Ирины Травиной, на рынке Новосибирска, где достаточно хорошо развито IT, компаний, которые получат выгоду от экономической ситуации в стране, немного.

"Если смотреть по структуре бизнеса, то на Запад ориентирован в основном малый бизнес. Такому малому бизнесу, скорее всего будет неплохо, но если посмотреть сколько таких компании вообще, то их окажется очень немного. Чем крупнее IT-бизнес, тем сильнее он завязан на Россию", - говорит Ирина Травина.

По ее словам, крупный бизнес, который работает на экспорт уже давно "переселился" на Запад.

"Центры извлечения прибылей там. В этом дело. В России у них центры разработки как правило", - говорит Травина.

Вообще это довольно частое явление, когда успешные проекты, родившиеся в России, став крупным бизнесом уходят из России и переносят головные офисы на Запад, где становятся уже международными компаниями.

"Так поступили в компании, крупнейшем издателе компьютерных игр Alawar или в компании Paralels. Самим программистам, да, будет хорошо, но компания вряд ли от этого выиграет. Это палка о двух концах", - заключает она.

"Как правило и у малого бизнеса, который работает на Запад, зарплаты тоже привязаны к курсу, мы сами были маленькой компанией, которая работала так, и проходили это. Выращивать издержки на ровном месте никому не хочется. Экспорт конечно вырос, потому что вырос курс. Но упал и российский рынок, поэтому то на то и вышло. Роста в конце 2014 года не вышло. В Новосибирске например власти подрезали IT-бюджет еще в 2013, а в 2014 году тем более, планировалось, что будет около миллиарда, но этого не случилось, если бы этот миллиард пришел на рынок, было бы, конечно, интересно", - продолжает Травина.

Впрочем, с началом кризиса на рынке пока не заметно и массовой миграции сотрудников за лучшей долей и крупными зарплатами. В кризис "айтишники" справедливо опасаются менять место работы. Однако и это, по мнению Травиной, может скоро измениться.

"Полгодика пройдет и все начнут смотреть, что у нас с зарплатами", - говорит предприниматель.

По ее словам, крупным компаниям и вовсе скорее всего не избежать волны сокращений.

"Оптимизма нет, но и пессимизма немного", - заключает она.

Оптимизмом в отношении IT поделился академик РАН, депутат Законодательного собрания Новосибирской области, директора института Геологии и минерологии СО РАН. Если IT-сектор сможет нарастить экспортную составляющую и при этом еще и перейти на импортозамещение, то у него откроется второе дыхание, считает академик.

"В Новосибирской области есть очень продвинутые компании, которые сотрудничают с Microsoft и Intel. Очень хорошие специалисты, почему они должны работать на западные компании за маленькие деньги? Ведь они могут работать на оборонку и на наш рынок", - говорит Николай Похиленко.

При этом, по его словам, если в IT еще можно сконцентрироваться исключительно на экспорте, то в наукоемкой индустрии сделать это значительно труднее, поскольку утеряны многие смежные звенья.

"Наш институт выращивает лучшие в мире кристаллы для твердотельных лазеров. Мы делаем просто заготовки, но у нас никто в состоянии делать оснастку и накачку. Технология выращивания лазерных кристаллов у нас лучшая, мы их продаем за границу, но лазерные системы ведь стоят еще больших денег. Там же огромная добавленная стоимость! Почему, кстати этого не делать, мне непонятно.

Из-за упавшего рубля экспортеры, конечно, получат побольше. Продают-то они за доллары, и если раньше получив миллион долларов, например, мы могли купить что-то за 30 миллионов рублей, а сейчас на 60 миллионов. Но это если есть что купить! Это ведь тоже проблема. Мы вот, повторюсь, продаем за границу кристаллы выращенные и алмазы. Небольшие деньги получаем. Большую их часть мы тратим на то, чтобы покупать в Японии оснастку для наших аппаратов сверхвысокого давления. У нас раньше это производили на Урале и Санкт-Петербурге, а больше не производят. В валюте получаем - в валюте тратим. Наш ИЯФ (институт ядерной физики СО РАН - прим. Накануне.RU), который продает на экспорт ускорители, также тратит свою валюту на покупку импортных компонентов или оборудования, того, которое они не в состоянии произвести сами", - говорит Похиленко.

Оказывается внутри самой Сибирской академии наук еще задолго до кризиса и известной реформы академической науки возникала идея импортозамещения хотя бы на базе имеющейся у СО РАН инфраструктуры и производств, однако из-за ограниченности в средствах дальше нескольких производств дело не пошло.

"Надо просто менять отношение нашего экономического руководства, экономического блока и заставить повернутся лицом к нашим специалистам, инженерам, молодым ученым. Нужно больше их ценить, нельзя делать ставку только на банковский сектор и нефтедобывающий. Это погубит страну и развалит экономику", - заключает ученый.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС