19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Студенческие души

Казалось бы, отечественные вузы должны давным-давно привыкнуть к разного рода экспериментам, которые созревают в недрах Минобрнауки, словно огурцы в парниковой теплице. Однако всякий раз инициатива министерства вузовским сообществом воспринимается в штыки. Конечно, дело вовсе не в привычке - такое ощущение, что почти все инициативы образовательного министра и его команды призваны лишь навредить образованию. Взять тот же ЕГЭ, который, по мнению представителей вузов, отучает выпускников мыслить. Одна из последних инициатив Минобрнауки - перевод вузов на нормативно-подушевое финансирование - тоже вызвала неприятие у ректоров. Новый принцип распределения средств, говорят они, приведет к тому, что многие региональные вузы, в том числе базовые, просто перестанут существовать. А регионы останутся без квалифицированных кадров.  

                                              *  *  *

Речь идет о новых разработках Минфина и Минобрнауки. По их замыслу, финансирование вузов должно осуществляться не по

Фото:
Фото: www.phys.nsu.ru
смете (когда вуз подает в Минобрнауки расходную заявку), а в зависимости от количества студентов. То есть каждый студент будет "стоить" вузу определенных денег.

Известно также, что Минобрнауки подумывает вернуться к идее государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), которую оно пыталось воплотить в жизнь несколько лет назад.

Тогда эта идея встретила ожесточенный отпор со стороны представителей вузов. Суть ее в том, что деньги не просто "будут следовать за студентом", их количество будет жестко увязано с уровнем успеваемости студента в школе.

Чтобы стало понятно, ГИФО можно сравнить с чеком, который выдается выпускнику по окончании школы. Сумма, проставленная в чеке, зависит от результатов сдачи

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.ural.ru
выпускником Единого госэкзамена (ЕГЭ). В 2002 году ГИФО были разбиты на пять категорий. По замыслу Минобрнауки, те, кто сдал ЕГЭ на "отлично", получали ГИФО первой категории, кто чуть хуже - второй и так далее – по убывающей. Государство же должно было обналичивать эти чеки при поступлении выпускников в вузы. Предполагалось, что, чем выше категория ГИФО, тем больше бюджетных денег получит вуз.

Многие ректоры в 2002 году заявляли о том, что введение ГИФО непременно приведет к развитию платного высшего образования, так как "отличников" и "хорошистов" на всех не хватит.

 Но получилось совсем неожиданно: количество "отличников" в трех регионах, где проводился эксперимент, в одночасье перевалило за все статистические пределы.

Финансовое наполнение ГИФО, которое, к слову, покрывало всего треть вузовских потребностей, было сильно урезано. Министр Андрей Фурсенко (идея с ГИФО принадлежит его предшественнику) заявил, что эксперимент с ГИФО себя не оправдал. И его быстренько свернули.

Но, как оказалось, ненадолго. Ректор МГУ Виктор Садовничий в 2004 году, как в воду глядел, когда сказал, что разговоры о ГИФО неспроста смолкли. "Когда общественность забудет и думать о ГИФО, нам про них напомнят. И это будет не очень приятно", - заявил он на одной из пресс-конференций.  

Тот же г-н Фурсенко, который три года назад ратовал за

Фото:
Фото: Накануне.ru
свертывание эксперимента, сейчас не менее активно ратует за его реанимацию. Планируется, что постепенно все вузы будут переведены на нормативно-подушевое финансирование с учетом результатов ЕГЭ. Государство подсчитает общую “стоимость” студентов на основании школьных аттестатов и уже после этого будет выдавать вузам из казны определенную сумму.

Конкретные цифры пока не называются. Ректор Плехановской академии Виталий Видяпин в интервью Накануне.RU рассказал, что, если разбросать те деньги, которые государство

Деньги(2022)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: Накануне.ru
сегодня платит вузу, то выйдет 600-700 долларов в год на одного студента - в среднем, 20 тысяч рублей. "Когда проводился эксперимент с нормативно-подушевым финансированием, выходило не 600-700 долларов, а в два раза меньше", - сообщил Виталий Видяпин. По информации "Газеты.ру", в Минобрнауки называются суммы от 700 до 14,5 тысяч рублей, то есть даже меньше, чем сейчас.

Надо сказать, что на сей раз в Минобрнауки к новой системе расчетов с вузами подготовились более основательно, решив сперва обкатать слегка подзабытую идею на школах. В ряде регионов школы с 1 января 2006 года были переведены на подушевое финансирование.

Среди них и Челябинская область. Министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин рассказал Накануне.RU, что выделены три группы учеников - начальная, основная и старшая. И для каждой группы разработан свой норматив.

Однако есть еще сельские малокомплектные школы, для которых подушевое финансирование - весьма опасная штука. В

Фото:
Фото: www.rt-online.ru
Челябинской области 64 школы насчитывают меньше 10 учеников, и 126 школ - меньше 100 учеников. А любую школу надо содержать - крыша, стены и коммуникации от учеников не зависят. Как и количество учебных часов, которые учитель обязан выдать ученикам - будь их хоть два, хоть 25.

Министр сообщил, что для малокомплектных школ были введены поправочные коэффициенты. Но они оказались недостаточными. "Мы планируем пересмотреть коэффициенты в сторону их увеличения", - отметил Владимир Садырин .

Однако, как стало известно Накануне.RU, в ряде регионов уже начались процессы сокращения и укрупнения малокомплектных сельских школ. В более-менее благополучной Вологодской области за последнее время закрылись 54 небольшие школы. В дотационных регионах (а их в России 80%) этот процесс, по словам местных чиновников, идет еще быстрее.

В этой связи очень важно понять, какие цели преследует государство - ведь в основе любого действия всегда лежит мотив. В Минобрнауки говорят, что перевод школ на подушевое финансирование должен оказать благотворное влияние на качество школьного образования. Отчасти логика министерства понятна: у школ появится стимул бороться за каждого ученика. Южноуральский министр сообщил, что борьба за "школьные души"

Фото:
Фото: Виктор Воног/ИТАР-ТАСС
уже началась: по крайней мере, число прогульщиков в Челябинской области с начала учебного года сократилось в два с лишним раза.

Но всякому здравомыслящему человеку понятно, что качество образования одним охватом учащихся не измеряется. Однако каким образом государство планирует достичь качественных изменений, не очень понятно. Тем паче, что качественные критерии до сих пор не разработаны (к слову, Владимир Путин на совете по нацпроектам 7 апреля заявил о необходимости выработки критериев качества образовательных услуг). Владимир Садырин сообщил, что Минобрнауки уже 15 лет не может утвердить госстандарты в образовании. “Без них о качестве образования говорить сложно”, - отметил министр .

А результаты выпускных экзаменов, на наш взгляд, критерий так себе. Особенно, если говорить о результатах ЕГЭ, объективность которых по-прежнему вызывает большие сомнения.

Проректор Марийского государственного технического университета, будучи в Екатеринбурге, рассказал, что золотая медалистка, которая на ЕГЭ в школе набрала 96 баллов из 100, вылетела из университета через два месяца. Возможно, она выбрала слишком сложный факультет. Но надо очень постараться, чтобы недоучиться даже до первой сессии. Вспомните также, как резко увеличилось в школах число "отличников" в ходе эксперимента с ГИФО.

И кто даст гарантию, что, когда принцип "студент-деньги" вновь заработает, ситуация не повторится?

Вступительные экзамены в вузы - на сегодня, пожалуй, единственный более-менее объективный критерий качества

Фото:
Фото: Накануне.ru

 школьного образования. Как ни пытались вузам навязать ЕГЭ, большинству из них удалось отбиться и сохранить традиции прославленной советской школы. Недавно телевизионщики провели опрос среди старшеклассников. Два человека из трех не смогли ответить на вопрос, кто такой Лев Толстой - не что он написал, а кто он вообще такой . В вузах свидетельствуют, что год от года университеты вынуждены снижать входную планку - иначе они останутся без студентов.

Если же объемы подушевой господдержки будут такими, какие называет федеральное издание, то вузам придется стать еще менее требовательными и искать обходные пути-выходы. 

Один из них – сокращение бюджетных мест и повышение платы за образование. Впрочем, вузы ждет еще один сюрприз. Минфин грозится отобрать у них внебюджетные деньги, предварительно обложив их налогами (сейчас вузы имеют налоговые льготы). Вот это и есть, видимо, государственный подход.

Обложенные со всех сторон вузы, считают в ректоратах, просто-напросто не выживут. Вместо обещанного дополнительного финансирования большинство вузов рискуют разориться. И что самое неприятное - разорение грозит, в первую голову, региональным университетам и академиям.

" Все сливки получат столичные вузы, так как  отличники будут стремиться уехать из регионов. А столичные вузы будут

Фото:
Фото: psj.nsu.ru
всячески этому способствовать. Региональные вузы начнут постепенно хиреть и закрываться. Это палка даже не о двух концахДля региональных профильных вузов необходимо формировать госзаказ: государство должно планировать, сколько ему необходимо специалистов и выделять средства на их обучение", - считает начальник центра тестирования и организации довузовской подготовки Тюменского института нефти и газа Вячеслав Тюлькин.

Особенно сильно пострадают технические вузы, так как подготовка юриста или экономиста обходится дешевле, чем, скажем, физика-испытателя или инженера. В вузах сильно сомневаются, что государство учтет эту разницу.

Государство, говорят в вузовском сообществе, в плане заботы об образовании, всегда уступало ответственность регионам. В итоге "невыгодные" специальности либо сильно подорожают, что в свете минфиновских планов пользы вузам не принесет, либо, что всего вероятнее, просто-напросто исчезнут из перечня вузовских дисциплин.

"Когда государство перестало поддерживать рабочие

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU
 
профессии, ПТУ начали готовить секретарей-референтов - им нужна только бумага и печатная машинка. Фрезеровщиков же стали выпускать в меньшем количестве. То же самое вузы. На технических факультетах сократилось число мест, зато открылись новые гуманитарные факультеты", - рассказал Владимир Садырин.

Но выплыть за счет "прибыльных" специальностей вузам тоже не удастся. Минобрнауки собирается в массовом порядке закрывать пользующиеся спросом факультеты в непрофильных вузах, открывших их в свое время, чтобы поправить положение.

В вузах говорят, что в случае с вузами логика действий государства прослеживается отчетливее. “ Государство хочет наладить эффективную отдачу от тех средств, которые вкладываются в образование. Хорошая отдача будет в том случае, если будет не сильно много затратных статей. Политика такая ведется. Сейчас вузов много, государство хочет оставить только те, которые будут давать “сливки”. Система должна самонастроиться – абитуриенты и деньги пойдут туда, где высокое качество. Когда будет немного вузов, можно будет говорить об эффективности выделения грантов”, - говорит Вячеслав Тюлькин.

По его мнению, у региональных вузов есть один способ удержаться на плаву - создавать университетские комплексы, в которые войдут и школы, и учреждения среднего профобразования. Речь идет о так называемом непрерывном образовании. Многие вузы уже включились в этот процесс.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.ural-chel.ru
Уральский горный госуниверситет, например, готовит для себя абитуриентов аж с детского сада: ребятишкам рассказывают о минералах – в примитивной форме, конечно. Процесс непрерывного образования пытается организовать и Уральский госуниверситет. К слову, в Екатеринбурге недавно прошла большая конференция, посвященная этому вопросу.

Если же прогнозы региональных вузов сбудутся, то "самонастраивание системы высшего образования" путем поддержки ряда избранных (тире столичных) вузов приведет к тому, что лучшие специалисты будут оседать в Москве или уезжать за границу.

Вряд ли выпускник столичного вуза вернется в свой родной провинциальный городок и будет там работать. Поддерживать и

Фото:
Фото: psj.nsu.ru
без того достаточно сильные вузы, по меньшей мере, нелогично. Согласимся, что система высшего образования нуждается в упорядочивании. Но метод "естественного отбора", в результате которого могут пострадать базовые университеты и институты, к вузам не применим - регионам тоже нужны высококлассные агрономы, врачи, учителя, инженеры.

Да даже доярки с высшим образованием нужны: опытная доярка, которая, к тому же, обладает научными знаниями, наверняка, принесет больше пользы в плане повышения продуктивности. Идея сокращения количества выпускников вузов не раз уже

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
 
озвучивалась на самом высоком уровне, однако, на наш взгляд, образования много не бывает. И если уж говорить о загранице, на которую мы все время киваем, то в Японии, например, высшее образование имеют 70% жителей, а в России - всего 24%. Специалисты подсчитали: чтобы достигнуть уровня Японии, нашей стране потребуется 40 лет...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС