25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUMXd
Услуги профессионалов: http://remont.youdo.com/stuccoing/price/, недорого.
Смотрите тут - http://remont.youdo.com/tile/coat/other/keramogranitom/, в Москве.
youdo.com


Аналитика все материалы

Юрий Неелов: Перспективы проекта "Урал Промышленный-Урал Полярный" огромные

Одним из центральных опорных пунктов для реализации мегапроекта "Урал Промышленный-Урал Полярный" является, естественно, территория автономных округов - Ямала и Югры. Именно там лежат до поры до времени те самые полезные ископаемые, что так нужны промышленному Среднему и Южному Уралу. Что, где, в каких количествах залегает, сейчас как раз уточняют ученые и геологи. А новый импульс этой работе, как рассказал губернатор Ямала Юрий Неелов, был придан на первом заседании Совета при уральском полпреде, который не так давно прошел в Екатеринбурге под председательстом Петра Латышева. Речь шла в частности о том, как исполняется перечень, подписанный Президентом, по итогам майского заседания в Челябинске, где "Урал Промышленный-Урал Полярный" был презентован на самом высоком уровне. О том, какова роль Ямало-Ненецкого автономного округа в реализации этого проекта, как округ готов участвовать в нем, для чего это нужно Ямалу рассказал сразу после Совета в эфире телекомпании "Ермак" губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов. Печатную версию этого интервью мы публикуем ниже.  

Вопрос: Как зарождался проект "Урал Промышленный – Урал Полярный"? И какую роль в этом рождении сыграл Ямал?

Юрий Неелов: Когда к нам  в округ приехал Петр  Латышев, он  хотел понять, как же развивается экономика округа, хотел вникнуть в проблемы. И вот мы тогда предложили, что, кроме нефти и газа, надо думать о будущем. У нас есть одна очень хорошая идея, отличный проект, который связан с доразведкой и эксплуатацией Приполярного Урала. Для того, чтобы его развивать, надо, конечно, иметь мощную транспортную сеть. Вот тогда впервые с участием Петра Михайловича мы провели выездное заседание коллегии Российских  железных  дорог, тогда это еще было министерство путей сообщения.

Вопрос: А когда это было, напомните?

Юрий Неелов: Это было два года назад. Заседание мы  провели Новом Уренгое. Проводили где-то весной. И знаете, это было начало этого большого проекта. Потом уже родилось название: "Урал Промышленный - Урал Полярный". И вот  состоялось первое заседание совета при полпреде, где мы уже обсуждали не дискуссионно, а практически, что сделано по поручению Президента. Петр Михайлович в свое время доложил главе государства, что есть такая интересная программа по Ямалу, которая интересна не только нам, она интересна в целом федеральному округу и интересна стране.  Президент это поддержал и был дан ряд  поручений по итогам совещания в Челябинске в мае этого года, где Президент еще раз всех нас выслушал и убедился в том, что, действительно, мы предлагаем дело, которое очень интересно стране. И вот сегодня мы уже обсуждали поручения Президента, как они выполняются. И я  хочу вам сказать, что большие практические дела уже сделаны.

Вопрос:  Перечислите, пожалуйста, какие?

Юрий Неелов: Идет мощная доразведка Полярного Урала. Для чего это? Чтобы наглядно показать, правильно ли мы выбрали экономическую политику, стоит ли этим заниматься, какой будет грузооборот, выгодно ли это российской железной дороге, что получит регион? А вообще в целом, что страна получит?

Вопрос: Вы делаете это собственными силами или все-таки помогает федерация?

Юрий Неелов: Мы  это делаем  на государственно-частном партнерстве. Я считаю, что это хорошая форма сотрудничества.  Что от этого проекта будут иметь все? Сегодня вы знаете,  что в очень тяжелом положении металлургическая промышленность Свердловской и Челябинской областей. У них не хватает хромовых руд. Раньше эти руды мы брали в Казахстане. Казахстан стал самостоятельной страной. И нам сегодня эту руду приходится покупать за валюту. А на Ямале есть мощнейшее месторождение хрома, легко разрабатываемое. И вот, если бы была железная дорога, а есть такой проект: Бованенко – Обская – Полуночная - он бы обеспечил доставку этих хромитовых руд на металлургические заводы Челябинска и Свердловска. Это основа этого проекта. И Челябинску и Екатеринбургу в год нужно один миллион тонн. Мы сегодня уже добываем 600 тысяч. И к 2008 году хотим добывать 1 миллион тонн. То есть, мы в состоянии полностью закрыть эту проблему. А если будет железная дорога, то, естественно, снижается себестоимость,  повышается уровень  развития металлургической промышленности. В этом заинтересованы все субъекты УрФО.

Вопрос: Кроме хромовых руд, о каких твердых полезных ископаемых идет речь?

Юрий Неелов: У нас есть защищенные  запасы в 10 миллионов тонн хромитовых руд -  это только первая ступень, будет и дальше продолжаться  работа. В этом году мы уже хотим защитить государственные запасы и по золоту, и по железу. А сегодня ведется как раз доработка, геологическую информацию мы уже имеем, сейчас готовим документы, чтоб в государственной комиссии провести защиту. Так что перспективы просто огромные.

Вопрос: Журналисты окрестили проект "Урал Промышленный – Урал Полярный" мегапроектом. Вы согласны с  таким определением? 

Юрий Неелов: Это,  действительно,  мегапроект. Во-первых, разработка Приполярного Урала, где расположены  ценнейшие месторождения , во-вторых, это мощнейшее строительство дороги Обская-Полуночная, грузооборот которой  составит 20 миллионов тонн в год. Это будет мощнейшая стройка.

Вопрос: Кстати, железнодорожники  заинтересованы в этом проекте?

Юрий Неелов: Конечно! Они очень активно участвуют, и как раз совместно с "Российскими железными дорогами" была создана "Ямальская железнодорожная компания", которая сегодня является головной компанией, воплощающей в жизнь этот проект. Поэтому они кровно заинтересованы.

Вопрос: А что уже  построено?

Юрий Неелов: Для этого требуется время. Сегодня мы только подготовили обоснование инвестиций, и готовится окончательный проект. "Ямальская железнодорожная компания" с этого года уже готова выйти на окончательный проект, и в 2007 году они будут готовы предложить  строить дорогу. Я скажу, это очень быстрые темпы. Потому что дорога непростая и участок сложный. Он идет с севера на юг вдоль хребта Уральскмх гор по восточному коридору. Это очень сложно. И в такие вот сжатые короткие сроки они предлагают осуществлять.

Вопрос: Ямал готов это финансировать?

Юрий Неелов: У нас есть программа на 2006 год  доосвоения, доразведки Приполярного Урала. Как раскладывается финансирование? 385 миллионов дает федерация, 100 миллионов дает администрация округа и более 400 миллионов дают предприятия, которые сегодня работают на территории округа. Это "Кунгур-хром", "Ямал-хром", "Ямал-золото". Эти компании готовы инвестировать. То есть государственно-частное партнерство соблюдается.

Вопрос: А Свердловская и Челябинская области, которые заинтересованы в проекте "Урал Промышленный – Урал Полярный" будут вкладывать какие-то средства?

Юрий Неелов: Да, и Тюменская  область в том числе. Они будут обязательно участвовать. На заседании совета при полпреде  мы это обсуждали. Выступая, я говорил, что желательно,  чтобы поактивнее и другие субъекты федерации участвовали, так как нам одним тяжеловато. Но все понимают и говорят, что мы будем активно участвовать. И действительно, они сегодня предложили варианты, которые мы приветствуем.

Вопрос: Может, я, конечно, тороплю события, но тем не менее. Есть какая-то конкретная дата, когда проект "Урал Промышленный – Урал Полярный" должен заработать?

Юрий Неелов: Мы считаем, реализация проекта вчера началась. Потому что в постановлении, которое мы приняли  на совете при полпреде,  четко расписаны даты, к какому числу, кому, что нужно сделать. И там написано, что желательно бы в августе уже иметь окончательный проект, и уже выйти на то, чтобы институты окончательно дали заключение и мы к 2007 году начали строить железную  дорогу. Уже конкретно. Что значить строить конкретно? Это уже когда будет заказчик, подрядчик, и четко будут прописаны  плановые сроки ввода дороги.

Вопрос: В реализации проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный" также  требуется развитие энергомощностей.

Юрий Неелов: Да, я в своем выступлении на заседании совета тоже об этом говорил. О  том, что образуются новые промышленные регионы, для них нужно стабильное энергообеспечение. Поэтому мы тоже предлагаем свою программу. В чем она заключается?  У нас очень много так называемого вторичного топлива - это низконапорный газ, попутный газ. Только объемы низконапорного газа у нас составляют более пяти триллионов кубов. Это очень ценное топливо для строительства электростанций, для получения дешевой электроэнергии.

Вопрос: Но добыча низконапорного газа  - очень дорогостояща?

Юрий Неелов: Наоборот. Сегодня как раз мы получаем дорогостоящую электроэнергию. Каким образом? Сегодня наш ямальский газ гонят в Сургут, в Сургуте сжигают на  ГРЭС, потом по проводам электричество передают нам  снова на Ямал, чтоб мы осваивали месторождения. Это не по-государственному, это неправильно. Если б станция была здесь же и работала на напорном газе, она была бы в несколько раз дешевле, а во-вторых, мы могли бы сами себя обеспечивать еще и соседям  передать. Поэтому, я думаю, что таким проектом  все заинтересуются.

Вопрос: Раз уж мы перешли  к еще одной теме, которая обсуждалась на заседании совета -  энергобезопасности, то такой вопрос. Существует ли для Ямала проблема изношенности энергооборудования?

Юрий Неелов: Как во всей стране, конечно, существует. Специфика надежности энергоопеспечения в округе в том, что у нас почти половина округа имеет децентрализованное энергоснабжение, то есть, к нам  подходят линии высокой энергопередачи, мы работаем на стационаре, на собственных энергоисточниках. Это дорогостоящее дело. Конечно, сложно, а централизованные источники подходят только в нефтегазовом комплексе, и то они не наши, они в соседнем Ханты-Мансийском округе. Электроэнергию мы уже получаем извне, поэтому всегда вопрос ставим, что разумнее бы было иметь электростанцию иметь на Ямале. Для того, чтобы в дальнейшем осваивать нефтегазовую целину. Есть проблемы и с бесперебойностью энергоснабжения. За прошлый год у нас было 418 отключений.

Вопрос: Надеюсь, не таких серьезных,  как в Москве?

Юрий Неелов: Не таких, но для нефтегазового промысла это очень серьезно. Если в зимний период, когда минус 50 градусов, отключают электроэнергию и если промысел встал, мы можем загубить полностью весь промысел. А что это значит? Это недопоставка газа, нефти стране. 

Вопрос: Все ли стратегически-важные объекты на Ямале имеют резервные источники энергии?

Юрий Неелов: Конечно. Приходится держать резервные источники, они есть у нас в каждом муниципальном образовании, но это стоит денег. Мы сегодня только на резервные источники 100 миллионов в год тратим. А кроме этого нефтяники, газовики имеют двойные мощности для того, чтоб иметь надежное энергообеспечение. Это значит, что на себестоимость нефти и газа эти затраты ложатся.

Вопрос: А что касается альтернативных источников  в больницах?

Юрий Неелов: У нас везде в муниципальных образованиях существуют аварийные источники, у нас таких 254,на общий объем 190 мегаватт. Этого достаточно, чтоб при аварийных отключениях  все социальные объекты  работали. Кстати, у нас в мае Приволжско-Уральский округ (ЧС - от редакции) проводил командно-штабные учения и отрабатывали такую вводную, когда полностью  в округе отключили электроэнергию, как будут работать все службы?  Мы получили оценку- хорошо в общем, а все энергоснабжающие предприятия получили отлично. Тем не менее, имея такую оценку, мы считаем, что нас все равно это очень тревожит, в связи с тем, что у нас ненадежное централизованное энергоснабжение. Мы считаем, надо энергоисточники строить на Ямале.

Вопрос: После московского энергокризиса в  стане противников реформы энергетики количество увеличилось. Вы больше сторонник или противник реформы "по-Чубайсу"?

Юрий Неелов: Я  не против реформы, но я считаю, любая реформа должна приносить пользу людям, приносить пользу регионам. А когда реформа только на бумаге и в дискуссиях, а на самом деле ничего не делается, когда стареют энергостанции, когда тарифы растут, новые станции вообще не строятся -  это неправильно. Я не хочу винить руководство РАО "ЕЭС России" в том, что оно ничего не делают.  Многое делается, они реставрируют станции, это тоже непросто, им досталось хозяйство  изношенное. Мы это понимаем. Но нам бы хотелось, чтоб больше советовались с регионами. И программу экономического развития своего акционерного общества они бы вместе с нами строили. Мы многое можем подсказать, можем помочь, и это пойдет на пользу людям, и в том числе акционерам общества.

Вопрос: Какие решения были приняты на совете по энергобезопасности в регионах?

Юрий Неелов: Поручено и РАО "ЕЭС России", и аппарату полпреда, и нам, как руководителям исполнительной власти, предусмотреть все возможное, чтоб в зимний период при аварийных ситуациях мы могли людей обеспечить стойким энергоснабжением. Поэтому мы сегодня докладывали, что для этого сделали. У кого что есть. Надо более тесно  работать, конечно, со службами ГО и ЧС, поэтому это все было отражено в постановлении.

Вопрос: На заседании совета рассматривался и вопрос обеспечения  общественной безопасности. Как на Ямале с преступностью?

Юрий Неелов: Мы же живем не вне России, а в России, поэтому все проблемы и нас касаются. Хотя у нас считается благополучный регион. Мы немало делаем для этого,  но проблемы есть. Есть у нас и недостатки, и мы их прекрасно знаем, на заседание совета вполне справедливо и наш округ критиковали, и было сказано, что от слов надо к делу переходить. И, в общем-то, мне понравилось на совете, что первый заместитель Министра внутренних  дел  Чекалин выступил и с рядом предложений. Например,  если бы наладили службу участковых, мы бы здорово сократили количество преступлений. А у нас это немного хаотично делается. Возьмемся, потом забудем об этом.

Вопрос: Участковые милиционеры больше нуждаются, наверное, в финансовой поддержке?

Юрий Неелов: Вы знаете, если разумно финансовые средства, которые есть, использовать, может быть от них польза. Конечно, если всем по 10 рублей раздать, то ничего не получится. А, если сосредоточиться, взять эту службу участковых наладить, как оно положено, дать им помещения, решить их   бытовые проблемы, оснастить их как положено, рации дать, то и эффект будет серьезный.

Вопрос: Ну и соответственно, спрашивать с них потом построже.

Юрий Неелов: Вы знаете, мы у себя в округе сначала создали материальную базу, решили проблемы, а теперь спрашиваем с правоохранительных органов. Если посмотреть динамику, то положение дел по нарушениям у нас  лучше, чем в других регионах.

Вопрос: В свое время неоднократно обсуждалась идея закрыть Ямал для тех, кто не живет там постоянно. Это пока так и осталось идей?

Юрий Неелов: Конечно, мне, как губернатору было бы проще взять все и закрыть. Но я понимаю, что не правильно. У нас сейчас  34 магистральных  трубопровода, 34 установки по подготовке  газа, 3 перерабатывающих завода. Для страны это что-то значит? Это все на виду. За этим надо следить. Это, конечно,  нас беспокоит. Мы ставим вопрос – давайте упорядочим въезд иностранных граждан на Ямал. Мы готовы понести издержки. Петр Михайлович Латышев нас в этом вопросе поддерживает,  он всегда участвует в заседании  Совета  по безопасности и,  значит, может словечко за нас замолвить. И вот Чекалин бывал у нас, и  глава государства уже  дал поручения, чтобы до 1 ноября рассмотреть эту проблему на заседание Совета Безопасности.  Мы немного просим, всего лишь внести изменения в пункт 2 Постановления Правительства  РФ №470. Оно называется  "О перечне территорий РФ с регламентированным въездом иностранных граждан".  Если такие и изменения  будут внесены, то мы наведем порядок в округе.

Вопрос: Нашу беседу хотелось бы закончить все-таки проектом "Урал Промышленный – Урал Полярный". Когда Вы приедете в Салехард, какие поручения в первую очередь дадите  своим подчиненным?

Юрий Неелов: И поручений никаких давать не надо. Я  вот сегодня в Екатеринбурге, а работы  по проекту идут, ученые работают. Мы еще раз соберемся и посмотрим, как ускорить дело и привлечь тех, кто заинтересован в этом:   институты, компании. Надо ускорить работы с инвесторами. Чем больше мы привлечем инвесторов, тем быстрее пойдет проект. Кстати, Министерство природных ресурсов официально, и эти цифры прозвучали на совете,  на доразведку Полярного Урала выделяет  1,5 млрд. рублей. Это солидная сумма. И это вызывает у нас энтузиазм. 

                       Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы
 

 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС