Создание военного союза монархий Залива – противодействие американской идее расчленения Саудовской Аравии
Страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) решили выйти на новый уровень сотрудничества. На встрече организации в столице Катара Дохе было принято решение о создании общего военно-морского флота, а также об учреждении единого органа координации вооруженных сил и общей системы правоохранительных органов. Учитывая, что последние десятилетия страны Залива жили под "зонтиком" США, представленных в Бахрейне оперативной базой Пятого флота Штатов, такое решение выглядит вызовом мировому гегемону. Насколько можно судить, лидеры стран Персидского залива опасаются начала конфронтации и рассчитывают на усиление собственного влияния в регионе.
Судя по опубликованной информации, цель создания союза – укрепление военного сотрудничества стран залива: Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, Катара, Омана и Объединенных Арабских Эмиратов. Кроме того, аравийские монархи по предложению министерств обороны создадут единое военное командование объединенными вооруженными силами. Штаб его будет в столице Саудовской Аравии - Эр-Рияде.
Эксперты отмечают: это может быть началом создания нового военного блока. Учитывая современную геополитику, ориентированную на передел ресурсов, намерения этих стран не выглядят совсем уж противоестественно. Этот шаг может быть как естественной внешнеполитической необходимостью, так и может быть связан с внутренним устройством стран региона.
"Начнем с того, что мир уже вошел в зону активного вооруженного противостояния. Если раньше все-таки соблюдалось еще как-то международное право, то сегодня этого уже нет. США все грубо нарушили. Во-вторых, Персидский залив – зона достаточно высокой нестабильности. Как известно, там идут интенсивные боевые действия. В Ираке, Афганистане, Сирии. Возникло ИГИЛ, новое и чрезвычайно агрессивное "государство", способное существовать только во время войны. Без нее оно нежизнеспособно", - рассказал Накануне.RU первый вице-президент Акакдемии геополитических проблем, капитан 1-го ранга Константин Сивков.
Он уверен: каждое из государств Персидского залива в отдельности слабо с военной точки зрения. Поэтому их консолидация для отражения возможной агрессии вполне объяснима. Монархии Персидского залива – тоталитарные государства. Фактически, это режимы, которые хорошо могут существовать лишь при условии мощной внешней проамериканской поддержки.
"Однако в последнее время США демонстрируют военно-стратегическую и политическую слабость. С другой стороны, у Саудовской Аравии и ряда других стран есть расхождения в интересах с Америкой в этом регионе. Поэтому полностью рассчитывать на поддержку США они не могут. В этих условиях они ищут способ компенсировать это за счет взаимной поддержки", - предположил Сивков.
Внутренняя же нестабильность режимов предполагает стремление обеспечить подавление возможных народных выступлений за счет коллективных усилий других стран. В то же время, вряд ли эти инициативы связаны с обострением противоречий между США и Саудовской Аравией из-за игры на нефтяных рынках, о чем в последнее время активно муссируются слухи, считает эксперт. По одной из версий, именно саудиты стоят за снижением цен на нефть, чем наносят удар, в том числе, по сланцевым проектам США.
О причинах военного партнерства стран Залива, о противостоянии с США и борьбе с внутренними кризисами в регионе в интервью Накануне.RU рассказал кандидат политических наук, генерал-майор Сергей Канчуков.
Вопрос: Означает ли инициатива ССАГПЗ, что страны готовятся к какому-либо вооруженному противостоянию?
Сергей Канчуков: Конечно. Каждый союз создается, с одной стороны, чтобы отразить какую-либо агрессию, которая уже практически намечена. С другой стороны, мы знаем, что есть НАТО, которое противостоит – и это уже не скрывается – России. Так и арабские страны создают организацию противодействия. В современном мире тяжело стране одной выжить. Поэтому защищая свои интересы, они создают такой союз. Это защита от угроз, которые реально существуют.
Вопрос: Может ли это быть связано с изменениями на рынках энергоресурсов?
Сергей Канчуков: То, что арабы сбивают намеренно цены на нефть по указанию США, и так ясно. Но делается это именно - по указанию США. С одной стороны, Америке нужно как-то сохранить лицо и выйти из проекта сланцевого газа. Себестоимость его добычи выше, чем у обычного газа. Здесь цены на нефть и газ упали, рентабельность отсутствует. Значит, можно выйти сухим из воды, прекратить вливания. С другой стороны, надо понимать, что не все вложенные в сланцевый газ средства ушли именно на него. Однозначно, часть денег ушла на финансирование террористических организаций. Потому что тех денег, что официально идут через Госдеп, естественно, не хватает. Здесь понятен этот вопрос.
Вопрос: Если вернуться к теме угроз - насколько велика вероятность военного конфликта между США и странами Персидского залива?
Сергей Канчуков: А не будет никакого вооруженного конфликта. Страны залива полностью завязаны на Америку. Практически все государства управляются внешне оттуда. Поэтому никакого конфликта не будет. Будет просто передел собственности, рынков и запасов, ресурсов. Вот и все. Войны между Новым светом и странами Персидского залива не будет. А вот то, что там назревают новые столкновения между шиитами и суннитами на юге, в Омане, это да.
Вопрос: Но означает ли это, что саудиты и их союзники уж не видят в Америке гаранта безопасности и могут сосредоточиться на расширении своего влияния в регионе? В том числе на страны, находящиеся вблизи Кавказа?
Сергей Канчуков: Не думаю, что влияние Саудовской Аравии распространяется так далеко, на закавказские страны. Там Турция находится, Иран присутствует. Думаю, что это самодостаточные государства, которые могут защитить свои геополитические интересы в этом регионе. А вот что касается самого Ближнего Востока, то причина одна – борьба за ресурсы. Потому что экономика не может стоять на месте, она должна развиваться. А развиваться она может, только имея ресурсы. Прежде всего, это экономика США, которая переживает кризис, экономика Китая, которая требует все больше и больше ресурсов. Да и Европа не может остановиться, она тоже требует ресурсов. А отмена "Южного потока" наносит большой удар [по Европе]. Заменить ресурсы России ресурсами США или другими просто так невозможно. Нужно время, чтобы построить трубопровод, корабли для сжиженного газа, установок для него же. Все это требует огромных средств и времени.
Поэтому, можно говорить о том, что Саудовская Аравия, с одной стороны, хочет подчинить себе входящие в союз страны, потому что она выступает инициатором его создания. С другой стороны, она защищает свои интересы, свои ресурсы. Но и, объединяясь в союз, объединяя свои вооруженные силы, они готовятся противостоять США, если эти будут не развязывать войну, а экономически, политически пытаться давить на страны, снижая цену нефти, потому что это их задача.
Американцы идут всегда проверенными шагами. СССР они разрушили снижением цены на нефть. Это одна из причин была, хотя их тысячи. Так и здесь: саудиты защищаются от влияния США - понимая, как Вы правильно говорите, что, возможно, американцы утрачивают свои позиции. Но есть планы Америки расчленить Саудовскую Аравию на несколько государств. Поэтому этот союз – и противодействие со стороны Саудовской Аравии расчленению страны.
Вопрос: Как это может повлиять на Россию, у которой есть интересы в Иране, Турции, Сирии?
Сергей Канчуков: Не думаю, что Иран будет участвовать в этом деле. Не думаю, что и Турция пойдет на союз с Саудовской Аравией. В нем будут Катар, страны именно Персидского залива. Полагаю, что Ирак не пойдет на сотрудничество с ней. По итогам борьбы с ИГИЛ объединяются Ирак с Ираном. Вот эту коалицию надо создавать. Я бы создавал ее с помощью России. Объединяя эти три страны. Быть может, еще Турцию, как мусульманскую страну, со светским режимом, вовлечь.