20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBgS6y
Тут http://remont.youdo.com/stuccoing/slopes/, рекомендуем!
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/garbage/car/gazel/, гарантии.
youdo.com


Аналитика все материалы

В правительстве пора создавать министерство геологии и недропользования

Экс-министр геологии СССР Евгений Козловский о том, способна ли Россия вернуть позиции в минерально-сырьевом секторе мира

Минерально-сырьевой комплекс страны в экономике занимает ведущее место. Около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов экономики России сосредоточено именно в сфере недропользования. Добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечивается 30% ВВП и около 50% объема экспорта. За счет экспорта минерального сырья и продуктов его переработки обеспечивается около 80% валютных поступлений страны.

Два года назад в своем письме на имя тогда еще президента Медведева, уверявшего, что "сырьевая экономика зародилась в советское время уже 40 лет назад", я приводил следующие данные: 40 лет назад (в 1970 году) доля топливно-энергетических товаров в структуре экспорта СССР составляла 15,7%. Эти же товары в структуре российского экспорта в 2008 году составляли 67,8% (!). Но дело в том, что в те времена экспорт машин и оборудования составлял 21,5% (в 2008 – 4,9%), продовольствия и сельскохозяйственного сырья 8,9% (в 2008 - 2%). Прежде чем лечить больного, как известно, надо поставить правильный диагноз! Произошло это потому, что большая часть промышленно-производственного потенциала, унаследованного от СССР, практически развалена по различным причинам!

Я, естественно, против бытующего в высших слоях государства мнения о якобы имеющей место нашей вине в том, что у России "сырьевая экономика". Я считаю, что это великое преимущество, дар свыше! А вот умение использовать эту экономику легко заработанных (в первую очередь, нефтяных) денег для прорыва, технологического совершенствования государства - это задача руководства страны. И именно на этом "оселке" и проверяется умение государственного управления и уровень профессионализма! Не в этом ли главный корень наших бед в течение двадцати лет?!

Решение задачи, поставленной руководством страны по увеличению к 2020 году ВВП России по сравнению с 2005 годом как минимум в 2,5-3 раза, требует увеличения объемов использования минерально-сырьевых ресурсов в 1,5-2 раза. Но при сохранении существующих темпов и системы воспроизводства минерально-сырьевой базы обеспеченность запасами снизится до критического уровня. Это может привести к серьезным ограничениям экономического роста. Для выхода из состояния минерально-сырьевой ограниченности с учетом инерционности цикла "геологоразведка - подготовка запасов - использование МСБ" потребуется не менее 15 лет даже при интенсификации общегеологических, поисковых и разведочных работ.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вместе с тем, отсутствие глубоко проработанной государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы является угрозой национальной безопасности страны и ведет к утрате геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира.

Приведу пример. В одну из поездок в Западную Сибирь председатель Совмина СССР Алексей Косыгин за ужином обратился к нам – министрам Петру Непорожнему (энергетика), Петру Ломако (цветная металлургия) и мне (Евгений Козловский, министр геологии СССР): "Я прошу подумать над вопросом: мы завезли огромное количество людей в сибирские болота, построили города, огромные центры. Чем мы займем людей в будущем, когда кончится нефть и газ? Подумайте!" Скажите, пожалуйста, вы слышали речь на эту тему от наших руководителей?! А ведь этот вопрос стучится в дверь, он может подорвать экономику будущего!

Необходимо пересмотреть систему контроля за недрами

Сегодня минерально-сырьевой комплекс находится в крайне тяжелом состоянии. Одна из главных причин этого - разрушение геологической службы страны - главного стержня стратегического исследования недр, научного уровня обеспечения перспектив поиска. Материальная база геологии подорвана, распались многие региональные геологические организации, многие организации непродуманно переориентированы и, как результат, снизился уровень кадровой подготовки. Это грозит серьезным подрывом экономики в будущем. Правительству пора это понять.

Так, во времена СССР средний коэффициент извлечения нефти был близок к 50%. Сейчас ожидаемый коэффициент оценивается на уровне 32-33%, т. е. в недрах планируется оставлять 2/3 начальных запасов нефти. Надежда на то, что частный капитал проявит об этом заботу - провалилась. Страна проела запасы, накопленные СССР, и приступила к освоению трудноизвлекаемых запасов. Практически надо с голого листа пересмотреть систему контроля за недрами, а вот разговор о достоянии нефтегазовых компаний надо отнести к "пустой лирике".

Геологию справедливо называют впередсмотрящей экономики. Ведь, прежде всего, возникает вопрос: развивать экономику за счет чего? В ближайшие 50 лет в мире объем горно-добычных работ должен возрасти более чем в пять раз, главным образом за счет разведки и эксплуатации новых месторождений, разведанных в пределах континентальной суши.

Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз скважина месторождение|Фото: Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз

Основной тенденцией должно стать внедрение технологий глубокой переработки сырьевых ресурсов и создание новых материалов и новых видов продукции на их основе. В частности, следует учитывать возросший интерес в мире к редкоземельным металлам - РЗМ. Советский Союз был в числе ведущих производителей и потребителей редких металлов, но с его развалом часть месторождений осталась за пределами Российской Федерации. А потребление РЗМ в мире растет очень быстро.

По прогнозам, спрос на них в 2014 г. в 1,6 раза превзойдет современное потребление и в 6 раз потребности 1990 года. Применение РЗМ позволяет существенно снизить массу автомобилей, а никель-металл-гибридные аккумуляторные батареи - создать их гибридные модели. Важная область применения — военная техника, в производстве систем наведения и управления, смарт-бомб и ракет.

Мы упустили это направление, хотя наша сырьевая база позволяет его развивать. Недра России содержат 40% прогнозных мировых запасов газа, 13% нефти, 23% угля, 14% урана, большое количество других полезных ископаемых. Имея мощнейший минерально-сырьевой потенциал, Россия пока не использует его в качестве основного средства для выхода из кризиса, бездумно разбазаривая. Сегодня практически исчерпан поисковый задел, необходимый для последующего наращивания разведанных запасов. Затраты же на его создание составляют до 70% от общих средств на геологоразведочные работы.

Принципиальный вопрос: кто приращивает запасы и где? Министр природных ресурсов Сергей Донской бойко доложил президенту Владимиру Путину о приросте запасов углеводородов и открытии ряда месторождений. Но он забыл сказать, что эти запасы, значительная часть которых сделана пером по пересчету из ресурсов, получены в районах действующих предприятий и организациями, не имеющими отношения к МПР. И как на открытых месторождениях могли появиться промышленные запасы категорий А, В, С1, С2? Его статистика требует серьезной чистки!

Наконец, может стоит прислушаться к Т. Рузвельту: "Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем".

А, понимая, возникает вопрос: что делать?

Россия может вернуть свои позиции

Чтобы вернуть свои позиции, во-первых, нам необходимо обеспечить принципиальный перелом в государственной политике в сфере геологического изучения недр, воспроизводстве минерально-сырьевой базы, структуре геологической службы и управления геологическими исследованиями и геологоразведочными работами различных форм собственности.

Во-вторых, понимая первое, крайне важно поднять уровень исследования недр, образовав Государственный комитет по геологии и недропользованию (Министерство геологии и недропользования) на серьезной основе.

Политическая линия государства должна открыть возможность стратегического экономического пути развития государства с четким представлением целей, приоритетов, региональных планов, безопасности страны и т.п. Это важнейший элемент объединения усилий народа, организаций, предприятий.

Учитывая, что мы два десятилетия топчемся на месте, мы и сейчас не сделали выводов из прошлого. Современная Россия находится в социально-экономическом, политическом и идеологическом тупике. Однако 97% населения страны, по данным социологов, считают, что никоим образом не могут повлиять на решения, принимаемые властью, и, естественно, не несут за них ответственности. Этот возврат к схеме социального антагонизма – "мы" и "они" - лишает модернизацию шансов на успех. Таким образом, социальный аспект, воплощение мечты своих цивилизованных императивов в обновлении и развитии России сейчас не менее важны, чем технологические и экономические нововведения.

Одной из важнейших технологий в настоящее время является алгоритм проектирования будущего. Это методы анализа трендов, предвидения будущих изменений, анализа возможных сценариев развития событий, оценки и управления рисками. Это не случайно! Сегодня, чтобы принимать серьезные дальновидные решения в важнейших сферах жизнедеятельности - социальной, экономической, образовательной, военной, технологической, и ряде других - надо заглядывать на 25-30 лет вперед.

Профессор, доктор технических наук, вице-президент РАЕН, министр геологии СССР Евгений Козловский для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС