Сериал о том, как вместо "пионер — всем пример" пришло "слово пацана"
Сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте" Жоры Крыжовникова по роману Романа Гараева бьет рекорды по просмотрам и неслучайно становится причиной хайпа, ведь теперь на историю про бандитские группировки в Казани можно списать любой криминальный всплеск в стране. Хотя и без него драки ЧВК "Рёдан" в ТЦ и другие молодежные разборки не раз оказывались в центре внимания общественности. Сюжет, который вряд ли мог бы кого-то удивить, тем не менее, задевает — без "клюквы" и мрачного наслаждения режиссер рисует правдивый портрет "пацанов" с районов, таких же, какие были на изломе эпох по всей необъятной, а не только в Казани. Здесь местные группировки стали легендой, но сложно назвать регион, где не было бы своих подобных. Станет ли сериал причиной всплеска жестокости или пополнит золотую кинотеку отечественного сериаломана?
Казалось бы, о преступных группировках, созревших после перестройки, сказано отечественным кинематографом все и даже немного больше, чем следовало. Тем не менее, обвинять сериал в том, что там детскую преступность романтизируют, стало общим местом, как только вышла первая серия, хотя героизации здесь нет — лишь отражение реально случившегося. Книга Гараева представляет собой воспоминания того самого мальчика, который снял пионерский галстук, чтобы быть принятым в ряды "пацанов".
Прощание с красным галстуком — как инкарнация и шаг в шальную эпоху. И, тем не менее, сериал обошелся без "клюквы" и особых размышлений об идеологии и идеалах, просто и жестоко показав время, когда об этих вещах забыли.
Тема заезженная, но, начиная смотреть "Слово пацана", остановиться невозможно — живые, но классические персонажи, акценты расставлены даже слишком ярко, главный из них — герой "хороший мальчик", который пошел по скользкой дорожке, сколько их было тогда? И все ли смогли вырулить на свою прямую? Второй персонаж, который возглавит группировку, — ветеран войны в Афгане, он тоже ищет справедливости в сложном предперестроечном времени, предчувствуя смерть системы и выступая со своей борьбой "улицы" против местных "блатных" криминальных авторитетов.
Каждый из них любит, каждый живет, в каждом доме свои тайны и все это гулко отзывается флешбэками у зрителей, так постарались авторы мастерски воссоздать декорации ушедшего времени. Невольные аналогии с "Острыми козырьками" или даже "Заводным апельсином" не терпят критики, местный колорит перебивает и, может, этим и занимает зрителя.
Но после первых пяти серий кажется, что отсутствует главное — причина для этого всего бунта. Банды делят территории, грезят видеосалонами, вместо "пионер — всем пример" приходит "слово пацана". И все это создает магическое движение механизмов истории, картину времени, в которое никто сейчас не хотел бы вернуться, но посмотреть, как водоворот затягивает простых мальчишек "на улицу" — познавательно и даже поучительно, а вовсе не наоборот.
Слишком большая популярность сыграла против сериала — уже раздаются голоса, что надо бы киношку запретить. Якобы, дети, насмотревшись на такое, тут же ринулись создавать группировки и кошмарить население. Критикуют "Слово пацана" за то, что происходит очередная романтизация преступности. Что ж, получается, так легко найти занятие для детей — показать пять серий на киноплатформе — и готово, они уже идут собираться в банды. Вот это сила искусства!
Если было бы все так просто — создайте фильм, как дети ходят в бесплатный шахматный кружок или записываются в пионерский отряд, вот и вся молодежная политика. Правда, для этого надо было бы создавать бесплатные кружки и пионерские отряды, а их нет, зато есть улица. При том, что фильм и не претендует на внимание зуммеров, которых не привлечь "исторической" канвой, а скорее приковывает внимание взрослых, которым многое хочется переосмыслить, узнав себя на экране.