Константин Бабкин: Задача подготовить 1 млн специалистов является полезной, но не прорывной
Владимир Путин в послании заявил, что необходимо за пять лет подготовить 1 млн человек по востребованным рабочим специальностям. Сразу вспоминается прошлое поручение — создать 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, которое как было лозунгом на бумаге, так и осталось. Но даже если представить 1 млн подготовленных специалистов, то есть ли для них рабочие места? Своим экспертным мнением об этом с Накануне.RU поделился известный промышленник, основатель Московского экономического форума Константин Бабкин:
— Я согласен с оценками президента о том, что Россия в прошлом году преодолела основные риски в экономике, и впереди перед нами стоят задачи по наращиванию технологического суверенитета, развитию перерабатывающих отраслей. Разделяю мнение и о том, что нужно готовить специалистов по востребованным специальностям. При этом я не услышал слов о том, что для этого нужно изменить экономический курс, сменить его с гайдаровского-либерального, направленного на встраивание в западную экономику, на курс самостоятельного развития, на стимулирование экономики через налоговую, кредитную, протекционистскую политику.
Поэтому я не думаю, что сейчас предприниматели кинутся инвестировать в создание производств, для этого правительство должно само сделать конкретные шаги — по снижению налогов, цен на энергоресурсы внутри страны и прочее.
Поэтому, видимо, будем жить с переменным успехом и дальше, будем гордиться тем, что выстояли и выживаем, но бурного развития при этом не произойдет.
Системой образования ведь у нас руководят те же люди, которые вводили в стране Болонскую систему, и не думаю, что они после одного послания смогут перестроиться и двигаться в нужном направлении. С другой стороны, 1 млн — это все-таки не 25 млн, более скромная, реалистичная задача. Может быть, действительно, начнем готовить не "магистров по поиску информации в интернете", а специалистов по конкретным востребованным на производстве направлениям. Даже в действующей экономической парадигме этот показатель в 1 млн специалистов может быть достигнут, но все равно необходимо запускать стимулирующие механизмы, которые направлены на взаимодействие образования и производства.
Зачатки таких механизмов есть — опыт создания передовых инженерных школ, когда есть какой-либо индустриальный партнер, есть университет, который с ним сотрудничает, и в такой связке предприятие помогает выстраивать образовательную программу, вуз готовит специалистов в этой отрасли, а государство при этом помогает софинансированием. В частности, такая программа действует между "Ростсельмашем" и Донским государственным техническим университетом, поэтому, может быть, расширение такого механизма помогло бы достигнуть нужного показателя. Конечно, эффект вряд ли будет революционным, но это может стать полезным движением в нужном направлении.
Однако, повторюсь, это полумера. Точечные меры дадут позитивный эффект, но в целом ситуация не изменится. Нам нужна новая индустриализация, а уже бурно развивающаяся экономика вытянет за собой все остальное — и систему образования, и рабочие места, и все прочее. Пока же мы живем в режиме ручного управления и точечных решений.