19 Марта 2024
search

Ставка на МС-21 пока не оправдывается

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Игорь Юшков: Свободные цены на СПГ позволят "Газпрому" конкурировать с независимыми производителями

Правительство изменило ценообразование на рынке сжиженного природного газа (СПГ): "Газпром" получил разрешение продавать газ коммерческим потребителям по свободной цене. На сегодняшний день Правительство устанавливает цену реализации всего газа монополии – как трубопроводного, так и сжиженного, в то время как независимые игроки рынка могут самостоятельно регулировать цены. Из-за этого "Газпром" уже потерял долю традиционного рынка, в случае сохранения текущих правил для развивающегося направления СПГ конкуренты могли потеснить компанию и в этой сфере, об этом рассказал Накануне.RU ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

– Сегодня СПГ используется на транспорте, направление развивает монополия через "Газпром газомоторное топливо". Это топливо для большегрузов, карьерной техники, коммунальной техники, автобусов. Через несколько лет эта сфера использования разрастется до более крупных размеров. Второе направление, где "Газпром" тоже участвует, автономная газификация с применением малотоннажного производства СПГ. На газораспределительном узле строится станция по сжижению, и уже с нее СПГ автотранспортом доставляется в населенный пункт до котельной или электростанции, у которых нет доступа к сетевому газу. Третья сфера применения СПГ на внутреннем рынке – бункеровка судов.

Пока что внутренний рынок СПГ крайне мал: это даже не миллиарды, а миллионы кубометров, но он быстро развивается. Принятое Правительством решение, очень важное для "Газпрома", – задел на будущее. В секторе СПГ активно развивается конкуренция, на нем работают "Криогаз", НОВАТЭК и много желающих подключиться к направлению. Возникает та же картина, что и на рынке традиционного газа: независимые игроки могут давать потребителям скидки, а "Газпром" из-за регулируемых тарифов не может. Из-за этого конкуренты "отъедают" долю рынка у госмонополии.

Отказ от регулируемых тарифов на рынке СПГ и первый опыт конкуренции позволит монополии в будущем внести предложение по отказу от регулируемых цен и на рынке традиционного газа. Сейчас у этой идеи много противников, в первую очередь –независимые игроки. Если "Газпром", как и другие компании, будет вправе делать скидки, то у него дисконт будет больше, компания вытеснит других поставщиков с рынка. Сейчас ситуация обратная, независимые производители забрали порядка 50% внутреннего рынка, причем, это наиболее привлекательные потребители – промышленность, которая на протяжении всего года покупает примерно одинаковые объемы; население, котельные, сфера ЖКХ, которые остались у "Газпрома" не только более проблемные с точки зрения неплатежей, но и потребляют газ сезонно: зимой больше, летом меньше. Компании нужно держать большой резерв, чтобы в несколько холодных недель выдать его в систему. Это расходы, которых у независимых производителей нет.

Отказ от регулирования цен на СПГ может привести к росту тарифов в каких-то регионах, но речь идет, прежде всего, о межтопливной конкуренции в субъектах, где газа не было. Выбор такой: либо вы берете сжиженный газ по экономически оправданной цене, которая позволяет окупить затраты на строительство терминала и доставку, либо используете иные источники энергии: уголь, торф, мазут. То есть в тех местах, где СПГ уже есть, дороже он не станет, но в новые субъекты он может прийти по ценам, более высоким, чем трубопроводный газ в соседней территории.

С распространением СПГ усилится конкуренция между компаниями, начнет повышаться эффективность и все это найдет отражение в ценах. Мы видим, как три больших монстра – НОВАТЭК, "Газпром", "Роснефть" – сражаются за потребителя на рынке традиционного газа, благодаря этому промышленные потребители имеют определенные преимущества. Возможно, в будущем такая ситуация сложится и в области СПГ.

Мы увидим большую конкуренцию компаний за бункеровку судов: речных, морских и всего, что касается Арктики, Балтийского моря. На Дальнем Востоке речь может идти о бункеровке на экспорт, в связи с этим госкомпании получат преимущество. Кроме того, на СПГ переходит железнодорожный транспорт, уже испытаны первые локомотивы. Не исключаю, что в России пройдет массовое внедрение сжиженного газа, как топлива для промышленной техники. Газотранспортная система, как минимум, в центральной России, запасы газа, технологии для такого проекта есть.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС