19 Сентября 2021
форумfeedback
search

К 100-летию Станислава Лема

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
Юду: http://perevozki.youdo.com/perm/pomoshch/: подробности тут.
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/tile/geo/domodedovo/, посмотреть.
Малярные работы: http://remont.youdo.com/decorator/roofs/ здесь.


Аналитика все материалы

Китай мягко стелет Шёлковый путь от Киргизии до Прибалтики

КНР продолжает строить Шёлковый путь. На этот раз премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в рамках своего турне проехал от Бишкека до Риги, а сегодня в Санкт-Петербурге провёл переговоры с российским коллегой Дмитрием Медведевым. В ходе них обсуждается ряд важнейших двусторонних проектов, и станет ясно, смогут ли наши страны добиться планируемого увеличения товарооборота. О том, как ход этих переговоров оценивается в РФ и КНР, а также какие угрозы таят в себе, казалось бы, столь желанные китайские инвестиции, - читайте в материале Накануне.RU.

От нынешних переговоров ожидается обсуждение уже существующих проектов, однако все они имеют важнейшее значение для экономического сотрудничества двух стран. Как заявил вице-премьер Сергей Приходько, центральными темами на переговорах станут торгово-экономические и инвестиционные связи, нефтегазовая и атомная отрасли, электроэнергетика, промышленная кооперация, взаимодействие в области информационных технологий и транспорт. Кроме того, будет подписан пакет совместных документов, в том числе по линии Газпрома, РЖД, Роснефти, Внешэкономбанка.

Во встрече примут участие сопредседатели межправительственных комиссий — с российской стороны это первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьеры Ольга Голодец, Аркадий Дворкович, Юрий Трутнев и Дмитрий Рогозин, а также главы Минпромторга, Минприроды, Минэнерго, Минтранса и ФТС и руководители госкомпаний.

Ли Кэцян, Дмитрий Медведев|Фото: правительство.рф

Всего на повестке межправительственной комиссии по инвестициям 66 проектов (самый крупный — строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань). Обсуждаются и транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2" (для поставок с севера КНР к приморским портам и далее в южный Китай). Ранее в Минвостокразвития РФ сообщили, что Китай "подтвердил принципиальную заинтересованность в развитии коридоров". Впрочем, КНР лишь завершает исследование финансово-экономической модели проекта, ранее объем инвестиций в подъездную инфраструктуру оценивался более чем в 165 млрд руб.

По сообщению пресс-службы Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Россия и Китай в понедельник объявят о создании совместного фонда по развитию технологий. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев напомнил, что это уже вторая и, по сути, крупнейшая встреча российско-китайского бизнеса на полях межгосударственных визитов за последний год: "Мы рассчитываем продвинуться вперёд по ряду ключевых проектов, обсудить новые механизмы инвестиционного взаимодействия". В частности, одной из ключевых тем, обсуждаемых между странами, является возможность инвестирования в национальных валютах, что в перспективе позволит кратно увеличить и количество реализуемых проектов, и качественно расширить спектр инвестиционных инструментов между бизнесами наших стран.

Кроме того, как сообщает ТАСС, ожидается принятие совместного Заявления глав правительств о развитии стратегического сотрудничества в области использования атомной энергии. Документ находится на "финальной стадии согласования" и не связан с приостановкой действия договора об утилизации избыточного оружейного плутония.

Речь может идти о строительстве новых энергоблоков Тяньваньской АЭС, совместной разработке плавучих реакторов и т.д. Неизвестно, будет ли это заявление как-то регулировать международную конкуренцию, так как китайские атомщики намерены потеснить российских в таких странах как Армения или Египет.

Ранее Дмитрий Медведев заявлял, что Россия и Китай смогут достичь товарооборота в $200 млрд уже к 2020 г.

"Ситуация в мировой экономике и в наших национальных экономиках меняется. Ещё буквально 10 лет назад, может, чуть меньше, мы ставили перед собой задачу выйти на рубеж 100 млрд долларов торгового оборота. Практически к 2014 г. мы на этот рубеж вышли. При этом надо признать, что ситуация в наших странах зависит и от внутренних, и от международных условий. Применительно к нашему торговому обороту негативным фактором была, например, девальвация нашей национальной валюты, за счёт чего часть импорта уменьшилась. Естественно, это сказалось на показателях торговли за прошлый год. В этом году в целом показатели улучшаются… Уверен, что если мы продолжим в таком же ключе, то уровень 200 млрд [долларов] к 2020 году нам будет по силам", — сказал премьер в интервью Центральному телевидению Китая.

Между тем, как сообщало Накануне.RU, такая задача не нова, причём для её достижения предполагалось сначала довести двусторонний товарооборот до $100 млрд к 2015 г. Вместо этого в прошлом году товарооборот между КНР и РФ обвалился примерно на 30%. Согласно аналитической записке, размещённой на портале внешнеэкономической информации Минэкономразвития, по итогам 2015 г. двусторонний товарооборот составил всего $68 млрд вместо запланированных 100. Россия заняла шестнадцатую позицию в списке двадцати основных торговых партнёров Китая. При этом показатели зависели (и продолжают зависеть) от колебания цен на сырьевые товары, составляющие около 70% отечественного экспорта в Поднебесную, от волатильности курса рубля, а также от замедления темпов экономического роста в обеих странах и начавшегося в 2014 г. нисходящего тренда во внешней торговле КНР.

В текущем году ряд условий был благоприятным: цены на нефть держались на относительно высоком уровне, рубль был более-менее стабилен, а китайский юань, хотя и избежал резкой девальвации, но понемногу снижался и последнее время держится на шестилетнем минимуме. Однако, все эти факторы позволили товарообороту вырасти лишь незначительно: согласно докладу Главного таможенного управления КНР, рост в первом полугодии 2016 г. составил 1,8% или 31,72 млрд долларов в абсолютном выражении. Таким образом, показатель в 100 млрд не только не был достигнут в запланированный срок, но и, скорее всего, останется недосягаемым в нынешнем году. Как при этом добиться его увеличения за короткий срок более чем в два раза, премьер-министр не уточнил. Но, возможно, 21-я регулярная встреча глав правительств КНР и РФ послужит площадкой для своеобразной "инвентаризации" ключевых бизнес-проектов, за счёт которых удастся подтянуть показатели двусторонней торговли к намеченным цифрам. В прессе упоминается, что общая стоимость всех 66 проектов составляет около $ 90 млрд. Однако нет никакой уверенности в том, что все они будут реализованы к 2020 г.

 Китай мягко стелит Шёлковый путь|Фото: expertpost.ru

Что касается Ли Кэцяна, то он прибыл в Россию не откуда-нибудь, а из Латвии. Дело в том, что китайский премьер сейчас совершает большое турне, от Киргизии до Прибалтики. В Риге он встретился с руководством нескольких европейских стран, а также выступил на шестом торгово-экономическом форуме Китая и стран Центральной и Восточной Европы (так называемый формат 16+1). Там он выдвинул пять важных и конкретных инициатив по развертыванию практического сотрудничества между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы. По его словам, в случае, если не произойдет предполагаемого восстановления мировой экономики, китайская сторона призывает, во-первых, к расширению масштабов двусторонней торговли; во-вторых, к ускоренному развитию транспортно-коммуникационной взаимосвязанности; в-третьих, к углубленному развертыванию сотрудничества по производственным мощностям; в-четвертых, к обновлению моделей финансового сотрудничества; в-пятых, к раскрытию потенциала сотрудничества в области туризма.

Таким образом, китайское руководство на самом высоком уровне продолжает прокладывать различные маршруты "нового Шёлкового пути", например, в конце 2014 г. сам Ли Кэцян совершил турне от Таиланда до Сербии, что даже породило слухи о том, будто Шёлковый путь пройдёт по территории СНГ в обход России. В 2015 г. сам председатель КНР Си Цзиньпин посетил Астану, Москву и Минск, где, помимо торжеств по случаю 70-летия Победы, вёл переговоры о сопряжении концепции Шёлкового пути и Евразийского экономического союза. Насколько удастся создать транзитный коридор в Восточную Европу через Северо-запад России и Прибалтику – вопрос открытый, так как РФ сейчас развивает собственную логистическую инфраструктуру, чтобы снизить зависимость от прибалтийских стран по политическим соображениям.

Китайский сайт "Жэньминь ван" опубликовал по этому поводу статью "Путин и Медведев поддерживают "домашнюю дипломатию"", значительная часть которой, однако, посвящена не повестке переговоров, а описанию Петербурга. Отмечается, что посещение Северной столицы Ли Кэцяном – это ещё и акт двустороннего сотрудничества в гуманитарной сфере. Именно гуманитарные обмены, не дающие немедленно осязаемого результата, лучше всего послужат цели дальнейшего более углубленного развития двусторонних связей. Что касается практической стороны дела -  в китайской прессе отмечается, что встреча премьеров двух стран будет посвящена трём главным аспектам: реализация концепции "Один пояс – один путь" и освоение Дальнего Востока России; сопряжение экономического пояса Шёлкового пути и Евразийского экономического союза (здесь же китайские товарищи намерены продвигать создание на базе двух этих интеграционных проектов единой зоны свободной торговли (ЗСТ), подобной той, что начала функционировать в этом году между ЕАЭС и Вьетнамом); обсуждение крупнейших совместных проектов, таких как "Западный поток", сотрудничество в атомной сфере, в области авиации.

По мнению китайского издания, именно работы в высокотехнологичных областях, а также в инфраструктурном строительстве на Дальнем Востоке смогут оживить двусторонний товарооборот.

Отечественные эксперты негативно отнеслись к идее создания ЗСТ между КНР и ЕАЭС. Так, доктор экономических наук Никита Кричевский сообщил Накануне.RU: "Уверен, что она не нужна, потому что ЗСТ – это торговля без пошлин; с Вьетнамом у нас "копеечный" оборот, а в случае с Китаем искусственно дешёвая продукция вытеснит остатки российской продукции. Вот и всё".

Директор центра регионального развития Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ  Сергей Андреев в беседе с Накануне.RU обратил внимание на то, что приток китайских инвестиций при нынешнем положении дел даже таит немало опасностей. Он предположил, что возможный двукратный рост торговли между КНР и РФ, скорее всего, связан с сырьём, с вводом в строй новых веток нефте- и газопроводов к 2020 г., во-вторых, это может быть связано с законом о территориях опережающего развития, потому что они предусматривают огромную экспансию Китая на территорию РФ, в том числе Сибири и Дальнего Востока. Причём инвестиции могут быть такими, что "нам самим там ничего не останется".

И есть ещё третий элемент: желание китайцев купить огромное количество свинины в России, их потребность - 20 млн тонн в год, это огромные объёмы и под это готовы строить свинокомплексы у нас, потому что в Китае нет площадей для выращивания корма свиньям – там есть нормативы, которые сейчас уже невыполнимы из за состояния почв. Затем будет построено около ста крупных свинокомплексов для поставки мяса в Китай. Это отдельный проект, но он может быть реализован как раз в рамках ТОРов.

В ТОРах, по мнению эксперта, опасно то, что они "могут поглотить китайскую рабочую силу – там это прямо написано – без квоты, которая устанавливается для въезда в Россию иностранцев. Вторая особенность – в том, что их управляющая компания, а она негосударственная, может изымать недвижимость и землю, в том числе и у государства, в пользу ТОРов.

"Это механизм создания субъектов федерации внутри субъектов федерации со своими полномочиями, не подчиняющихся государству и, что самое главное – не платящих налоги. То есть – такая диверсия, политическая, экономическая. Это важно, потому что механизм этого заложен в самом законодательстве, которое уже вступило в силу", - считает эксперт.

Соглашение по атомной энергетике носит, скорее всего, символический характер, так как, по словам Сергея Андреева, "основным заказчиком на атомную энергетику вдруг стали Эмираты, а тут – не более чем политика. Китайцы вполне могут купить наши электростанции взамен того, что их практически безвизовым образом пускают на территорию России". Если увеличение товарооборота планируется достигнуть через инвестиции в ТОРЫ то, как отмечает эксперт: "нам очередной гвоздь вбивают в гроб, потому что это геополитический развал страны".

add_circle ОБСУДИТЬ

Форум временно не работает по техническим причинам, приносим извинения.




Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Другие статьи



Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Магазин спецодежды