25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

А хаб и ныне там?

Намедни генеральный директор аэропорта "Кольцово" Михаил Максимов презентовал журналистам проект развития маршрутной сети. Как известно, нет героев в своем Отечестве, поэтому новую стратегию развития для "Кольцово" разрабатывали европейские консалтинговые компании, роль "первой скрипки" отдали "Lufthasa Consulting". Согласно новой идеологии, аэропорт должен развивать инфраструктуру и (кто бы мог подумать!) маршрутную сеть. Причем развивать, строить и обновлять нужно одновременно, а для этого необходимы серьезные инвестиции. Однако не это сейчас волнует руководство аэропорта больше всего. Дело в том, что стать крупнейшим транспортно-логистическим узлом (хабом) не только России, но и мира "Кольцово" может только при наличии развитой региональной маршрутной сети. Тут-то и возникает самая сложная проблема – сеть эта, мягко говоря, находится в не лучшем состоянии. Выражаясь точнее, ее практически нет. Естественно, "Кольцово" начало активные поиски региональных перевозчиков. При этом проблема не только в отсутствии у перевозчиков технической возможности осуществлять региональные перевозки, но и в том, что аэропорт сам не слишком поощряет региональное развитие. Справедливости ради надо отметить, что на презентации новой концепции Михаил Максимов много говорил о том, что "Кольцово" готово предоставлять скидки на топливо и разделять риски, связанные с нерентабельными полетами, однако пока желающих "подвозить пассажиров" немного. И почему-то авиакомпании заявляют об обратном.

Воздушный подвозчик

Напомним, кратко, суть проблемы. Для того чтобы стать хабом, около половины пассажиров аэропорта должны быть "трансферными". "Трансферные пассажиры" – те, которые летят через хаб в другие точки. Например, пассажир летит из Тюмени через Екатеринбург в Вену. Сейчас доля "трансферных" пассажиров в "Кольцово" составляет около 10%. Чтобы люди стали летать через Екатеринбург, необходимо просчитать удобные стыковочные комбинации. Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU "Пассажир, прилетев из Челябинска, должен в течение получаса улететь в Тюмень", - пояснил Михаил Максимов. Но просчитать стыки и пересадки – самая легкая часть задачи. Главное, необходимо возобновить региональные полеты в радиусе 1000 км от аэропорта. В случае с "Кольцово" это Челябинск, Тюмень, Курган, Магнитогорск, Пермь, Ижевск, Ханты-Мансийск и другие крупные города УрФО и других ближайших регионов, в которых, однако, нет международных аэропортов или очень не велик выбор маршрутов. Дальше возникает проблема – практически со всеми городами в пределах 1000 км есть ж/д и автобусное сообщение. Соответственно, цены на ж/д билет в разы дешевле авиационных. Поэтому несложно подсчитать, что компания, которая займется региональными перевозками, будет в убытке. По подсчетам, проведенным "Lufthasa Consulting", убытки будут исчисляться в сотнях миллионов рублей. 

Естественно, никто на себя брать такие расходы не хочет. А без регионального сообщения хабом "Кольцово" стать не может.

"Статус хаба связан, прежде всего, с международными перевозками. Другое дело, что для создания серьезного пассажиропотока необходимы региональные маршруты – это обеспечит приток пассажиров на международные рейсы, - считает аналитик ИК "Финам" Евгений Зайцев,Ограниченное количество региональных маршрутов значительно снижает шансы "Кольцово" стать полноценным хабом". Без сомнений, это понимают в "Кольцово". Поэтому изо всех сил стараются найти регионального перевозчика.

Возникает вполне логичный вопрос – зачем искать? Ведь у "Кольцово" есть базовый перевозчик – "Уральские авиалинии". Но иногда складывается впечатление, что "Кольцово" лучше останется среднестатистическим аэропортом, чем пойдет на уступки своему "домашнему" оператору. "Сегодня наша компания занимается региональными перевозками, но, к сожалению, нам не хватает техники. Сейчас мы ищем подходящие самолеты. Но дело не только в этом, - прокомментировал ситуацию в разговоре с Накануне.RU коммерческий директор "Уральских авиалиний" Кирилл Скуратов,В аэропорту одни из самых высоких цен на авиатопливо. Фото: Накануне.ruИ все разговоры о скидках остаются только разговорами. Пока цена остается прежней, хотя, повторю, мы совершаем региональные рейсы. Надо также понимать, что под региональными перевозками подразумеваются не только перевозки из близлежащих городов и деревень. Это и перевозка с востока страны на запад, и этим компания "Уральские авиалинии" как раз занимается".

По словам Михаила Максимова, ранее "Уральские авиалинии" отказались работать на региональном направлении, но сейчас снова рассматривают этот вариант. А пока аэропорт даром время не теряет и, вместо того, чтобы договариваться со своим базовым перевозчиком, ищет других партнеров. Михаил Максимов, правда, пожаловался, что кроме компании "ЮтЭйр" никто пока не изъявил желания летать на условиях аэропорта на территории УрФО и других близлежащих округов. Однако в проекте, разработанном "Lufthasa Consulting" говорится следующее: "В качестве регионального перевозчика могут выступать уже существующие авиакомпании, заинтересованные в развитии маршрутной сети через аэропорт "Кольцово", а также возможен вариант его создания с участием ведущих российских авиакомпаний ("Аэрофлот", S7, "ЮтЭйр", компании, входящие в альянс "ЭйрЮнион" ("КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Самара", "Сибавиатранс"), "ВИМ-АВИА")". 

Но вот что интересно: в некоторых из перечисленных в официальной программе развития компаниях нам заявили, что вовсе не собираются "подвозить в "Кольцово" пассажиров".

Интересно, знают ли об этом в "Кольцово"?
Например, в пресс-службе авиакомпании S7 (авиакомпания "Сибирь") Накануне.RU пояснили, что даже теоретически не могут заниматься полетами в небольшие города. "Мы не можем заниматься перевозками из маленьких городов хотя бы потому, что у нас нет соответствующей техники. У нас нет самолетов меньше, чем "Boeing-737". И аэропорты небольших городов не смогут принимать такие самолеты. Вообще, у нас своя ниша". Действительно, S7 – крупнейший авиаоператор России, и очень трудно себе представить - по каким причинам он вдруг будет заниматься перевозками из Магнитогорска в Екатеринбург. У компании "ВИМ-АВИА" другие причины. "Это интересный проект, но в "Кольцово" появилась еще одна базовая компания – "Авиапрад", поэтому мы не собираемся становиться третьей базовой компанией, поскольку объем рынка этому не способствует. К тому же "ВИМ-АВИА" планирует развивать рынок Уфы, который географически находится в том же регионе, что и Екатеринбург. В то же время, мы планируем выполнять чартерные перевозки из Екатеринбурга, как и прежде", - прокомментировали вопрос в пресс-службе компании. Тут тоже все очевидно: развивать Уфу, а не Екатеринбург. Значит включение  "ВИМ-АВИА" в список претендентов на роль регионального перевозчика "Кольцово" тоже весьма условное. Получается весьма странная ситуация: "Кольцово" в короткие сроки необходимо "вытащить" региональные перевозки хотя бы на "додефолтовский" уровень, чтобы в неделю на региональных рейсах в столицу УрФО прилетало и улетало не меньше 6 тыс. человек. И даже если взять в расчет возможное снижение цен на топливо, подключение "Авиапрада" и других компаний (например, "ЮтЭйр"), то задача все равно остается не вполне реальной для воплощения. А хабом стать-то хочется!

"Вы все еще не летаете? Тогда мы идем к вам!"

В конце августа генеральный директор компании "Аэрофлот" Валерий Окулов во время визита в Екатеринбург заявил, что основной причиной снижения авиаперевозок, в том числе и региональных, является рост цен на топливо. Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Накануне.RU Он также отметил, что в "Кольцово цены на топливо – одни из самых высоких в мире! "Я разговаривал на эту тему с представителями аэропорта. Они оправдывают высокую цену необходимостью развития и строительства аэропортов, но с такой позицией "Кольцово" может даже не мечтать о том, чтобы стать крупным транзитным центром. Авиакомпаниям просто не выгодно лететь в "Кольцово", а лучше сделать крюк и приземлиться в других аэропортах", - заявил Валерий Окулов.
У руководства "Кольцово" своя точка зрения на эту проблему. "Мы не идем по пути, как говорится, установления средней температуры по больнице. Сейчас нам нужно перераспределить рентабельность между уже имеющимися маршрутами и теми, которые только "накатываются". Мы не можем предоставлять скидки и понижать тарифы для тех компаний, рейсы и маршруты которых нам не интересны и убыточны", - ответил Михаил Максимов на вопрос Накануне.RU. По словам генерального директора "Кольцово", сейчас компания заняла позицию, при которой ставка делается, в первую очередь, на развитие инфраструктуры.

Михаил Максимов "Не низкими ценами надо привлекать, а согласованной политикой, когда маршруты состыкованы. Поэтому высказывания о том, что Екатеринбург никогда не станет транзитным аэропортом из-за высоких цен на авиатопливо – не верно. Наоборот, не один порт не станет транзитным только из-за низких цен".

Вообще, пока что сложно объективно судить, "может "Кольцово" или не может". Конечно, очень хотелось бы, чтобы в регионе был настоящий хаб мирового уровня, чтобы региональные перевозки вернулись на уровень советских времен, чтобы можно было, не думая об огромной разнице в цене, купить билет на самолет до Перми, вместо того, чтобы трястись полдня в поезде. Но пока это совершенно не реально. По крайней мере, для того слоя населения, который как раз на поездах и автобусах ездит.

Фото: Накануне.ruФото: Накануне.ru


По сути, сложившаяся ситуация – замкнутый круг. Перевозчики не хотят летать себе в убыток, аэропорту нужен большой пассажиропоток, уже упомянутые пассажиры добираются до аэропорта на автобусах. И позиция "Кольцово" понятна – нужно как можно скорее возобновить региональные полеты, и аэропорт готов даже идти на жертвы в виде скидок на топливо и разделения рисков. Но и перевозчиков понять можно - бесконечно компенсировать убытки аэропорт не может, а период, за который наладится или, выражаясь словами Михаила Максимова, "накатается" региональная сеть явно затянется. Как писал Корней Чуковский: "Ох, и трудная это работа – из болота тащить бегемота".
На самом деле, хаб в регионе объективно нужен. И претендовать в будущем на это звание может только "Кольцово". Но пока решение проблемы не кажется столь простым, каким его видит "Lufthasa Consulting".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС