16 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBf4tA
Аварийное вскрытие замков, подробнее на http://remont.youdo.com/unblock/lock/avarijnoe/.
По ссылке http://perevozki.youdo.com/arenda/tag/furgon/, посмотреть.
youdo.com


Аналитика все материалы

"Корпорация развития" умасливает акционеров, но новые грандиозные планы опять не обойдутся без бюджетных "надоев"

Титульный лист новой стратегии акционерного общества не сочетается с содержанием презентации. Под громким заголовком: "Корпорация развития" (бывший "Урал промышленный - Урал Полярный") обеспечит контроль и прозрачность расходования бюджетных инвестиций", нет ни капли прозрачности. Фактически своим акционерам структура предоставила набор идей, которые пока не имеют финансовых обоснований. Картинка акционерам понравилась, содержание КР раскроет позже, когда проведет оценку всех проектов и подготовит документы. Какие приоритеты расставил гендиректор Сергей Маслов - читайте в материале Накануне.RU

Три стратегических направления работы обновленной корпорации - долгосрочные инфраструктурные проекты, системно-инновационное преобразования производственного комплекса региона и коммерческие проекты. Если в первые два пункта инвестиции вкладывались и раньше (Северный широтный ход, попытки современной переработки кварца на заводе в Нягани), то вектор на развитие коммерческих проектов взят впервые. КР решила компенсировать наличие в активе долгостроев, срок окупаемости которых достигает 20 лет, коммерческими проектами.

инфографика стратегия "Корпорации развития", развитие, проекты УрФО|Фото: Накануне.RU

(Изображения "кликабельны", нажмите для увеличения)

В новой стратегии произошли изменения в проекте СШХ. Корпорация обозначила сроки строительства дороги, в два этапа магистраль Обская-Коротчаево проложат за четыре года. Первым будет сдан участок Сырковый-Хорей до Ярудейского месторождения НОВАТЭКа и мост через Надым, затем построят мост через реку Обь, линию Обская-Салехард-Сырковый и достроенную станцию "Обская-2".

стратегия Корпорации Развития|Фото: Накануне.RU

Компания пересмотрела грузопоток СШХ. Мы уже писали о том, что не все грузоотправители, с которыми на момент начала строительства СШХ были заключены соглашения, готовы подтвердить свои объемы. Из списка ключевых партнеров пропали крупные нефтегазовые компании. Интерес к СШХ потерял "Газпром" (26,9%), ЛУКОЙЛ (9,9%), "Сибур" (4,4%). Сейчас из 21,1 млн т грузов, перевозимых по железной дороге, к 2020 г. на долю НОВАТЭКа приходится уже 43 % (предварительно компания подтверждала порядка 30%), соглашения подписаны с дочерним предприятием ТНК-BP "Роспан Интернешнл" (24%), "Роснефтегазом" (15%) и Новоуренгойским газохимическим комплексом (10%). Стоимость СШХ осталась на прежнем уровне – 136,5 млрд руб., несмотря на то, что ввод в эксплутатцию магисрали намечен на 2017 г., схема финансирования до сих пор не определена. "На строительство Северного широтного хода будет организовано коммерческое финансирование, корпорация сейчас ведет переговоры с крупнейшими российскими банками и международными финансовыми структурами", - рассказала на пресс-конференции заместитель генерального директора по экономике и финансам Ольга Кривова.

Отметим, что количество инфраструктурных проектов в портфеле Корпорации увеличилось. В новой стратегии появился один из забытых инфраструктурных проектов - линия Полуночное – Обская, пролегающая вдоль восточного склона Уральских гор. Длина ветки 885 км, проектирование ветки проводилось совместно с подготовкой документации СШХ, на работы инвестфонд РФ выделил 5 млрд руб. Но Корпорация отказалась от проекта, так как вокруг ветки не было ресурсной базы, запасы оценивались в 5 млн т, чего недостаточно для загрузки магистрали.

стратегия Корпорации Развития|Фото: Накануне.RU

Поскольку проект опять заявлен, параллельно структура возобновила работу по горнорудному направлению. В стратегии вновь широко представлены рудные проекты, корпорация вкладывается в разведку, инвестиции в Лаптапайский хром в 2013 г. составят 5 млн руб. Рудный кластер в ХМАО, близ железной дороги, ровно как и кластер в ЯНАО, претендуют на федеральное финансирование.

"Мы понимаем, что нужно расширять поиск новых рудных тел, новых месторождений, которые будут востребованы на рынке. Сегодня мы будем смотреть импортозамещение, это хром, марганец, железная руда. Мы хотим привлекать федеральный бюджет и поучаствовать в формировании целевых программ по развитию, изучению и доизучению ресурсов. На основе полученных данных мы определим позицию компании в части формирования горно-обогатительных комбинатов", - сообщил заместитель генерального директора по перспективному развитию Евгений Павлов.

Кандидат технических наук Анатолий Трофимов считает, что железная дорога Полуночное-Обская имеет шансы приносить прибыль, так как она станет частью общероссийской железнодорожной сети: "Дорога соединяется с сетями РЖД, а также выходит на ветку, построенную "Газпромом" к Бованенковскому месторождению. Для оборота в 12 млн т  нужно подтвердить запасы минерально-сырьевой базы вокруг ветки. Мы помним, что геологоразведка проводилась три года назад и ее результаты заставили отложить проект, поэтому есть опасения, что сценарий повторится. Конечно, Полуночная-Обская заинтересует нефтяников, но, в случае отсутствия перевозок бурого угля, медных руд и других полезных ископаемых, участок будет убыточным. Ресурсная изученность территории Полярного и Приполярного Урала низкая, примерно 13-15%, поэтому следует ожидать, что строительство дороги начнется не раньше, чем через три-четыре года, когда "Корпорация развития" проведет разведывательные работы".

Анатолий Трофимов отмечает, что проект неосуществим без привлечения федерального финансирования. Однако, транспортная стратегия уже сформирована, и чтобы Правительство сочло нужным включить в нее новый ж/д участок, стоимостью свыше 100 млрд руб. (при существующем дефиците средств) и выделить на него деньги, руководителю "Корпорации развития" придется привести серьезные аргументы.

стратегия Корпорации Развития|Фото: Накануне.RU

Получить федеральное финансирование на доразведку собственных активов компания пыталась три года назад. Если бы "Урал промышленный - Урал Полярный" вошел в целевую программу, то мог бы ежегодно получать до 1 млрд руб. на разведывательные работы. Планы общества не реализовались, и теперь корпорация повторно штурмует федеральную казну.

КР владеет несколькими лицензиями на разработку месторождений. На базе одного из них руководство компании задумало возвести угольный кластер. Ресурсная база Оторьинского месторождения в ХМАО, выбранного для реализации нового инвестпроекта, оценивается в 728 млн т бурого угля, в том числе для открытой обработки 205 млн т. Создание кластера – новый крупный энергетический проект компании. Ориентировочные инвестиции – 115 млрд руб. Суть проекта в использовании бурого угля для целей газификации, и производство сингаза, с последующей ее переработкой в электроэнергию и химические продукты. Проект относится к числу коммерческих, он окупится за 5-7 лет. Предварительно для него уже нашлись инвесторы, как рассказал Сергей Маслов, переговоры ведутся с рядом крупных международных компаний.

"Обозначились три игрока на этом рынке: американская компания General Electric, японская Mitsubishi и немецкая Siеmens. Инжиниринговая компания Samsung готова проработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) и согласно ему можно привлечь инвестиции порядка 80%. Так как мы - корпорация государственная, как только мы проработаем банковское ТЭО, согласно закону, мы по конкурсу отберем подрядчика, в первую очередь, на строительство завода, во вторую – на развитие самого кластера", - сообщил заместитель гендиректора по взаимодействию с регионами Александр Шатунов.

Другой коммерческий кластер стоимостью 6 млрд руб. "Корпорация развития" запланировала построить в ямальском поселке Харп. Профиль производства – строительные материалы. В состав проекта входит цементный завод (месторождение известняков Новогоднее, месторождения глин Нядейеган и Пунгью), завод бетонных изделий (на базе бывшего завода ЖБИ в Харпе), производство щебня и строительных материалов (Подгорненское месторождение) и производство минерального волокна на сырьевой базе Амфиболитового месторождения. Запуск производств по данным стратегии, занимает от полутора до четырех лет, "отбить" инвестиции удастся за 5-7 лет.

стратегия Корпорации Развития|Фото: Накануне.RU

Строительство цементного завода – самая большая статья расходов, в него нужно инвестировать 3,7 млрд руб., запуск производства займет 3-4 года. По словам Сергея Маслова, для этого проекта предварительно найден инвестор. "Под хороший проект можно привлечь инвестиции от 70% до 80%. Задача "Корпорации развития" подтягивать инвесторов на проекты, главное – чтобы появлялись предприятия и создавались рабочие места", - сказал гендиректор.

На статус "хорошего проекта" стал претендовать и "Полярный кварц". Загнувшееся производство на страницах стратегии получило вторую жизнь. Корпорация подчеркивает, что основная проблема проекта – отсутствие источников финансирования. Не достигнут ни один из предполагаемых результатов запуска кварцевого производства: нет ни самоокупаемости, ни новых рабочих мест, ни поступлений региональный бюджет. Но корпорация планирует за три года кардинально изменить ситуацию, запустив производство кварцевого агломерата. Как только КР найдет 1,8 млрд руб., "Полярный кварц" станет "крупным производителем особо чистых кварцевых концентратов" – агломерата, который будут использовать для производства отделочной плитки, подобную технологию используют только три завода в России, конкурентов на территории УрФО нет.

Сергей Маслов рассказал, что на "Полярном кварце" еще масса недоработок: нужно пересмотреть логистику, довозить оборудование, приводить производство в соответствие с техрегламентами Часть этих работ может лечь на плечи новых инвесторов: "В скором времени появятся инвесторы, которые будут ставить производство для работы на сырье "Полярного кварца". Это итальянские компании и российские инвесторы. Сейчас почти 70-80% уходит в отвал, выбирается только особо чистый кварц с расчетом на электронную промышленность, но вы знаете, что в последние годы рынок "упал" почти в 10 раз. Чтобы предприятие было рентабельным, мы рассматриваем, как использовать сырье, которое сейчас идет в отвал".

Большинство проектов новой стратегии развития расположены на территории Ямала и ХМАО. Тюменской области перепал лесопромышленный кластер (инвесторов для него еще нет) и проект строительства птицеводческого комплекса. Напомним, что КР при предыдущем гендиректоре Александре Белецком намеревалась построить на территории завод по глубокой переработке куриного яйца. Но теперь корпорация осталась без яиц - Сергей Маслов свернул проект, как неэффективный, и с курятины КР переключилась на индюшатину. В Тюменской области КР хочет построить птицеводческий комплекс с переработкой на базе Боровской птицефабрики. Аналитики прогнозируют увеличение потребления мяса индейки до 44 % к 2017 г. и корпорация стремится занять место на растущем рынке.

стратегия Корпорации Развития|Фото: Накануне.RU

Как видно из стратегии КР, структура не стала сужать круг своей деятельности, а, наоборот, значительно его расширила. Новинкой в линейке "продуктов", предлагаемых корпорацией инвесторам, стал сборочный цех электромобилей, площадкой для которого выбран Челябинский тракторный завод (ЧТЗ).

стратегия Корпорации Развития|Фото: Накануне.RU

"На заводе много свободных площадей, поэтому мы провели переговоры с ЧТЗ о создании на базе завода сборочного предприятия по электромобилям, автобусам и коммунальной технике", - рассказал Сергей Маслов. Он отметил, что начало инвестирования проекта зависит от развития рынка. Судя по отсутствию спроса на электромобили и инфраструктуры для их использования, электрокары, собранные под руководством уральской корпорации, выедут на дороги Тюменской области нескоро.

До сегодняшнего дня "Корпорация развития" с переменным успехом занималась сухопутными проектами. Новый гендиректор решил осваивать и водную гладь: ведутся поиски инвестора для создания в ХМАО судостроительного производства. Сергей Маслов отметил, что водный транспорт самый дешевый (особенно, если сравнить тариф на перевозку грузов по СШХ, где инвестсоставляющая к тарифу на уровне 65%), но подвижной состав в Обском регионе используется на 5-6% из-за своей изношенности. По его словам снизить затраты на перевозку позволит использование зарубежных технологий.

стратегия Корпорации Развития|Фото: Накануне.RU

После подготовки документации проекты, описанные в стратегии, "Корпорация развития" будет защищать перед акционерами. Коммерческое направление работы структуры нацелено на уменьшение зависимости от регионов, однако, появление новых крупных инфраструктурных проектов (в том числе в области судостроения) неизбежно приведет к допэмиссиям. Схема работы инфраструктурного направления описана в стратегии: субъекты УрФО вкладываются в уставной капитал корпорации, а та, в свою очередь, заключает договор инвестирования. В результате такой схемы собственниками инфраструктуры становятся все три участника соглашения. Второй вариант, при котором выпуска ценных бумаг можно избежать, – государственно-частное партнерство. Проекты в рамках ГЧП принадлежат только субъекту. В планах структуры использовать оба варианта, но проведение работ  в форме ГЧП или концессий, как одного из вида партнерства, возможно только при получении прибылей от коммерческих строек, которые существуют пока только на бумаге.

Примечательно, что ориентиры и проекты меняются с каждой сменой руководства корпорации. Обещания привлечь федеральные средства – тоже характерная черта ее работы, при этом нагрузка в итоге ложится на региональные бюджеты. Стремление использовать "коммерческую жилку" пока весомых результатов не дало, как видно в случае с примером строительства завода по глубокой переработке яйца. Согласно отчету за 2012 г., уставной капитал составил 29,7 млрд руб. против 9,8 млрд в 2011 г. Увеличение чистых активов произошло благодаря существенному увеличению долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, а также увеличению дебиторской задолженности: она выросла с 94 млн рублей в 2010 г. до 6,5 млрд в 2012 г. При этом прибыль компании за 2013 г. составила 212 млн руб., в то время как экс-руководитель Александр Белецкий говорил о планируемом 1 млрд. В 2011 г. КР заработала еще меньше – 183 млн руб. 2010 г. для корпорации и вовсе был убыточным, компания ушла в минус на 35,9 млрд руб.

Алена Ласкутова 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС