24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBg4o5
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/voronezh/arendaavto/, лучшие цены по ссылке.
Бригада строителей отделочников на http://remont.youdo.com/facing/service/builder/.
youdo.com


Аналитика все материалы

Самолет-невидимка: в шаге от создания

Первые полеты нового российского истребителя пятого поколения (а в настоящее время такие самолеты есть только у США) должны состояться в этом году. Вице-премьер Сергей Иванов заявляет, что на вооружение они должны поступить в 2015 году и будут обладать целым рядом уникальных особенностей, которые еще не имел ни один отечественный самолет. Зарубежные военные эксперты размышляют, что же будет, когда закончится американская монополия на "стелс", между тем, у российских – нет уверенности в безоблачном будущем создания такого истребителя и принятия его на вооружение. Дело в том, что за девять лет для ВС РФ было закуплено всего два самолета (и те были произведены еще в советское время). И это было до кризиса.

Накануне германский военный портал "Defence professional" опубликовал статью "Что будет, когда закончится американская монополия на "стелс"? В ней говорится, что российский истребитель способен создать конкуренцию в воздухе и на мировом рынке американским самолетам F-22 и F-35. При этом отмечается, что заявленные технические характеристики ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который разрабатывается на заводе компании "Сухой" – Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении, соответствуют самому совершенному на сегодняшний день F-22 Raptor. Автор статьи вынужден признать, что Россия способна создать "истребитель-невидимку", а российские предприятия могут изготавливать профили самолета, обеспечивающие малозаметность.

Использование специальных покрытий и материалов, поглощающих и не отражающих сигналы локаторов, делает самолет практически незаметным для радаров противника, а современные российские технологии изготовления двигателей не уступают западным. При этом используется аналогичная американской технология создания плоского сопла двигателя для ПАК ФА в целях достижения его малозаметности.

В СССР и США поиски облика истребителя пятого поколения начались в середине 70-х годов, когда машины четвертого поколения — такие, как Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 — ещё только делали первые шаги. Российский самолет пятого поколения, как ожидается, будет обладать рядом уникальных особенностей: круглосуточность, всепогодность, скрытность применения, малозаметность и длительный крейсерский сверхзвуковой полет (который достигается благодаря новой конструкции двигателей с использованием наноструктурированных материалов), многоканальность применения авиационных средств поражения и высокоэффективная автоматизированная система обороны. Основное его отличие состоит в том, что он имеет интегрированный боевой комплекс и систему "искусственного интеллекта", в которой данные со всех источников выводятся в единый комплекс и анализируются. По заявлениям вице-премьера Сергея Иванова, истребители пятого поколения планируется поставить на вооружение в России уже в 2015 году.

Будет ли готова Россия вооружиться суперистребителями?

Однако факт создания такого самолета и серийное производство – две разные вещи. Россия, действительно, способна создать суперсамолет и составить в этом конкуренцию США. Но о постановке на вооружение уже в ближайшие годы и конкуренции на мировом рынке говорить сложно. Простой пример: за девять лет для Минобороны РФ было закуплено всего два истребителя, при этом, они были сделаны еще в советское время.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU "О нашем самолете пятого поколения почти ничего неизвестно. Можно только предположить, что от F-22 он отстает лет на 20 по темпам создания, то есть, как раз на поколение, – комментирует Накануне.RU замдиректора Института политического и военного анализа (ИПВА) Александр Храмчихин. – F-22 в США уже принят на вооружение, там почти завершена серия. Совершенно исключено, что к 2015 году российский истребитель пятого поколения поступит на вооружение у нас. У нас последние девять лет закуплено для ВВС всего два боевых самолета. Это довольно старые Су-34, хотя они считаются новейшими, но они созданы еще в советское время. И то, эти закупки производились в годы, когда денег было "залейся", а сейчас кризис и откуда-то мы примем на вооружение истребитель пятого поколения. По-моему, это абсолютная фантастика".

Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок констатирует: "Американский самолет F-22 Raptor – уже пятого поколения, а российский самолет пока даже не летит. Фактически в России самолета пятого поколения не существует".

А вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин убежден, что даже уже имеющиеся сейчас в России самолеты не уступают F-22 Raptor, несмотря на то, что это самолеты еще четвертого поколения. "Российский самолет пятого поколения, безусловно, создаст конкуренцию американским. F-22, который считается истребителем пятого поколения, по своим показателям нисколько не превосходит наши истребители СУ-35 (ожидается принятие на вооружение в 2011 году, – прим.) и те модифицированные разработки, которые сейчас стоят на вооружении. Я бы даже сказал, что те существующие сейчас модификации под знаками 4+, 4++, намного превосходят американский F-22. Поэтому мы намного шагов вперед стоим в формировании образа истребителей пятого и шестого поколения по отношению к американцам. У нас очень хороший задел для этого", – рассказал он Накануне.RU. Однако Анохин делает и существенную оговорку: речь не идет о тиражировании и серийном производстве самолетов пятого поколения, а лишь о единичном выпуске.

"Наша беда в том, что у нас нет реальной промышленной базы и рабочего класса, который был в СССР и который бы мог в "массовом порядке" производить эти самолеты. С точки зрения научно-технической мысли мы давно обошли американцев. Знаменитые "стелс", которые больше похожи на католические гробы, нисколько не являются теми невидимками, о которых шла речь. А наши разработки в части покрытия, которые дают минимальное отражение, более эффективны. Это две школы, которые постоянно соревнуются и в этом плане мы в выигрыше", – отмечает он.

Между тем, эксперты из австралийского аналитического центра Air Power Australia опубликовали очередное исследование, в котором сравнили возможности российской ПВО и американской боевой авиации. Согласно исследованию, средства ПВО России достигли уровня, который фактически исключает возможность выживания авиации ВВС США в случае военного конфликта. По данным исследования, которые приводит Утро.ру, противостоять российским ПВО не способны не только американские боевые самолеты F-15, F-16 и F/A-18, но даже перспективный многоцелевой истребитель пятого поколения Joint Strike Fighter, также известный как F-35 Lightning II. Чтобы достичь значительного превосходства, которое американская авиация имела на момент окончания "холодной войны", Пентагону придется принять на вооружение еще как минимум 400 самолетов F-22 Raptor. В противном случае американская авиация окончательно утратит свое стратегическое превосходство над российской ПВО. А экспортный вариант F-35 никогда не сможет составить конкуренцию "Раптору". А поэтому, если новая администрация Белого дома примет решение приостановить производство F-22, она допустит стратегическую ошибку.

"США сокращают закупки F-22. Гейтс говорил, что реально единица вооружения стоит на 40-50% дороже от заявленных первоначально оценок. Но это вопрос денег, а не самого производства. Появятся деньги – у США сразу же появится производство. У нас даже если появятся деньги, не факт, что появится производство", – комментирует Владимир Анохин. Отметим, что стоимость самолетов F-22 действительно "зашкаливает" – она составляет порядка 150 млн долларов, а это является слишком большой ценой для истребителей, особенно, в условиях кризиса.

Испытания кризисом

куб Накануне.RU площадь 1905 года(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Создание самолета пятого поколения в России и так идет непросто, а теперь должно еще больше усложниться в связи с проблемами в мировой экономике. По мнению эксперта Александр Храмчихина, кризис отрицательно скажется на создании истребителя. "Ведь уже почти официально речь идет о секвестре военного бюджета, когда будут поддерживаться лишь денежные выплаты военнослужащим и стратегические ядерные силы. Все обычные вооружения и так не процветали, а теперь станет совсем плохо", – считает он.

А Владимир Анохин полагает, что все дело – в необходимости реализации комплексной программы перевооружения в РФ, тогда и кризис будет не помехой. "Я бы не отдавал такого предпочтения крику о кризисе. Может, мы на своих карманах и ощутили этот кризис. Но с точки зрения перевооружения армии все должно пойти по плану. Другое дело – какие средства и силы выделены для того, чтобы реально перевооружить армию. Повторюсь, мы больше "бухгалтеры", чем патриоты, и мы своими самолетами вооружаем больше чужие страны, чем себя. В этом наблюдается большой дисбаланс в обеспечении обороноспособности нашей страны. Вопрос стоит в комплексной программе правительства о перевооружении армии. Для этого нужны производственные мощности и кадры. Сейчас профессия рабочего сведена "на нет". Прежде, чем начинать говорить о перевооружении армии, нужно начинать с того, если у нас технические училища для того, чтобы создать категорию людей, которая могла бы хоть что-либо делать. Хорошего авиационного токаря или фрезеровщика готовят почти столько же, как летчика первого класса – около 10-12 лет. Тогда мы получим базу, а сейчас ее нет. Мы можем создавать в единичном порядке все, что угодно, но для массового производства нет ни сил, ни средств. В этом мы отстаем от других стран на 10-15 лет", – отмечает он.

Александр Храмчихин добавляет, что Россия поставляет оружие во все более слабые страны. "Сильные уже не интересует то, что сделано в советский период, а ничего другого у нас не появилось. ВПК не может строиться в расчете на экспорт, он всегда строится в расчете на собственные вооруженные силы. Не будет закупок для себя, то не будет и экспорта", – говорит он.

Пятое поколение – на двоих 

В создании самолета пятого поколения Россия объединилась с Индией. Уже в ближайшее время страны намерены согласовать требования к проекту истребителя и начать реализацию программы разработки к середине 2009 года. Переговоры о совместной разработке самолета, основанного на проекте ПАК ФА компании "Сухой", Россия и Индия ведут с 2007 года. В то время, как российские ВВС планируют принять на вооружение одноместный вариант истребителя, ВВС Индии намерены получить двухместный самолет.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Объединение усилий двух стран в создании истребителя пятого поколения неслучайно – для этого нужны значительные средства, развитость экономики создающего его государства (или сотрудничество сразу нескольких государств). Разработка таких машин оценивается в 12-14 млрд долларов, а об их непомерной стоимости уже говорилось ранее.

Как рассказал вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин, перспективы кооперации усилий двух стран в создании истребителя можно назвать положительными. Тем не менее, для России могут быть и минусы. "Я предполагаю, что российские идеи будут взяты на вооружение индийской стороной и они будут производить самолеты, которые мы придумаем, но намного быстрее и эффективнее, чем будем делать мы. Но я понимаю, что Индия никогда не была нашим противником. В целом, в данном конкретном случае я предполагаю, что это весьма перспективная идея кооперации двух стран. Может быть, это каким-то образом это даст нам "пинок" для развития своего авиационного производства", – полагает он.

При этом эксперт не считает, что Россия в одиночку не смогла бы собрать истребитель пятого поколения. "Понятия "могу - не могу" – не для России. Была бы политическая воля. Но у нас, к сожалению, у власти "бухгалтеры", а это никогда не развивает ни политическую, ни экономическую фантазию. Перспективы в таком случае определяются движением денежных потоков, а отнюдь не необходимостью развития государства", – говорит он.

"Сухой" и "МиГ" – куда заведет объединенная конструкторская мысль?

Создание самолета пятого поколения потребовало еще одной кооперации, но уже менее очевидной – объединения предприятий "Сухого" и "МиГа". Гендиректор АХК "Сухой" и РСК "МиГ" Михаил Погосян надеется, что две компании будут в своей работе дополнять друг друга, а не конкурировать. Этого-то и опасаются эксперты, которые не видят плюсов в объединении предприятий.

"Может быть, это попытка создать нечто конкурентоспособное, но у нас в реальности это ничего не дает, кроме удушения сильным слабого. Здесь пока я никаких плюсов не заметил. Я подозреваю, что "МиГ", в конце концов, будет удушен как более слабый", – говорит Александр Храмчихин из ИПВА.

"МиГ" и "Сухой" смогли пережить 90-е годы, смогли создать какой-то задел на будущее и они вышли на международный рынок", - замечает Анатолий Цыганок. – Я понимаю, что идет унификация самолетного вооружения. Но должны быть отдельные фирмы, которые бы разрабатывали и "МиГ", и "Су", потому что соперничество идет на пользу делу. А теперь нет как такового соперничества. Кроме того, "МиГ" и "Су" имеют свои рынки сбыта и не нужно две самолетостроительные компании лишать этого".

С ним соглашается Владимир Анохин: "Действительно, в таком случае мы потерям рынки сбыта, поскольку будет потеряна инициатива и творческий запал. У "Сухого" более широкий диапазон. "МиГ" всегда делал истребители, "Сухой" также делает штурмовики, средние бомбардировщики, тяжелые истребители. Плюсов объединения "Сухого" и "МиГа" нет. Конструкторские бюро должны жестко конкурировать, предлагать свою продукцию, а их почему-то начинают объединять. Людей, у которых творческое пространство находится в разных плоскостях, загоняют в угол и заставляют заниматься чем-то определенным. Это провальная политика. Если предприятия объединить, одно будет интуитивно "тянуть" своих, загоняя в угол чужих, потому что противопоставление "свой-чужой" в авиационно-конструкторской мысли всегда существовало".

И сейчас, видимо, двух гигантов авиапрома решили связать одной целью – целью создания истребителя пятого поколения. Однако это чревато тем, что Россия так на этом поколении и остановится, когда потребуются новые разработки будущего. "Это огромные вложения, ведь речь идет о создании даже не самолетов, а целых воздушно-наземных комплексов. Надо думать не только о сегодняшнем дне, но и завтрашнем. А при объединении одно из конструкторских бюро рухнет. При объединении усилий по созданию самолета пятого поколения мы можем столкнуться с проблемой создания истребителя шестого поколения, который не будет создан никогда. Потому что мы потеряем не только производство, но и творческие силы", – говорит Владимир Анохин. А работа над самолетом будущего – самолетом шестого поколения – актуальна уже сейчас. Ведь от идеи до серийного производства такого оружия проходят десятки лет.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС