24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBttfx
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/repair/flat/novostroyka/price/, ссылка на описание.
Услуги специалиста: http://remont.youdo.com/repair/flat/other/chastnie-obyavleniya-po-remontu-kvartir/ по этой ссылке.
Услуги специалиста: http://remont.youdo.com/repair/loggia/, подробности по ссылке.
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

ГАЗ + ВАЗ - союз возможен, но преждевремен?

АвтоВАЗ в поисках. Сегодня генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт", председатель совета директоров АвтоВАЗа Сергей Чемезов заявил о возможной продаже пакета акций компании ОАО "Северсталь" и ООО "Металлоинвест". По словам Чемезова, АвтоВАЗу необходим партнер, который будет поставлять качественную сталь для производства автомобилей. Речь идет не о блок пакете, компаниям планируется предложить менее 25% акций.

Заявление Чемезова предваряло заявление бывшего главы Роспрома, идейного вдохновителя создания Объединенной авиастроительной корпорации, нынешнего руководителя АвтоВАЗа Бориса Алешина, который говорил, что консолидация ВАЗ, ГАЗ и КамАЗ неизбежна. "Объединившись, автогиганты получат другой масштаб. Это необязательно должно быть корпоративное объединение. Надо нам задуматься об объединении инжиниринговых возможностей, в том числе с иностранцами. Мы можем обменяться и продуктами. Обсуждение этих двух возможностей я буду инициировать", - говорил Алешин.

После заявления Алешина произошло еще одно событие на автомобильном рынке, возможно, напрямую не связанное c первым, но наводящим на определенные размышления. "Базовый элемент" Олега Дерипаски купил частичку крупнейшего канадского производителя автокомпонентов Magna. 20 млн или 20% голосующих акций Magna обошлись в $1,54 млрд. Создастся совместная компания, которой на паритетных началах с основателем Magna Фрэнком Стронахом будет владеть российский олигарх. Известно, что компания займется разработкой автокомпонентов. Эксперты уверены, что они будут создаваться для структуры "Базового элемента" - автоконцерна ГАЗ. Для Magna это не первый опыт работы с российским автогигантом. Канадская компания уже разрабатывает совместно с АвтоВАЗом платформу для нового легкового авто, на которое делается серьезная ставка и возлагается большая, но не последняя надежда.

Итак, если следовать логике холдингонизации различных отраслей промышленности, которая сейчас активно происходит в России, то поневоле начинаешь верить Алешину. Если следовать логике рыночных отношений, то возникают сомнения, перерастающие в твердый отрицательный ответ. Два автогиганта, кроме названий из трех букв, две из которых "аз", и отрасли, в которой они работают, почти ничего не объединяет. Разные сегменты рынка, разное финансовое положение, разные перспективы. ГАЗ производит грузовые автомобили, ВАЗ – легковые. ГАЗ покупает акции других компаний, ВАЗ – продает свои. Доля рынка ГАЗа уверенно растет, доля рынка ВАЗа угрожающе падает.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Правда, зыбкая связь, которая в дальнейшем могла бы стать точками соприкосновения, между двумя гигантами отечественного машиностроения все же существует. Первой точкой является то, что ГАЗ постепенно поворачивается лицом к рынку легковых автомобилей. "Здесь могут быть совместные проекты, поскольку у АвтоВАЗа уже есть своя доля на рынке. Без сотрудничества ГАЗу нужно будет начинать практически с нуля, что окажется проблематично", - отмечает аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Кипа.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Но "легковой" сегмент ГАЗ интересует все же постольку поскольку. И, как заявил Накануне.RU аналитик ИК "Тройка Диалог" Михаил Ганелин, ГАЗу не нужно идти на рынок легковых автомобилей, он этого не хочет. "ГАЗ уже определил направление своего движения – это коммерческие автомобили и автобусы – те сектора, в которых конкуренция менее жесткая, а спрос очень высокий. Ему нет смысла жестко идти в легковой сегмент", - считает Михаил Ганелин.

"Не думаю, что со стороны ГАЗа есть заинтересованность в объединении с АвтоВАЗом. Чего-то нового это объединение ГАЗу не принесет, потому что компания достаточно уверенно чувствует себя в своем сегменте. Сейчас активизируется именно машиностроение. ГАЗ может наращивать присутствие в сегменте легковых автомобилей и без АвтоВАЗа, - утверждает аналитик ИГ "Капиталъ" Михаил Пак. - А АвтоВАЗ, безусловно, сейчас нуждается в инвестициях, партнере". В первую очередь, речь идет о стратегическом партнере, который помог бы автоконцерну разработать новую модель, а не бесконечно модернизировать старые, и передать свои технологии, до которых российскому автопрому пока как до луны рукой. И ГАЗ здесь, конечно же, помощник не самый лучший.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото: autonews.ru


Столь желанным стратегическим партнером для АвтоВАЗа могла бы стать Magna, когда-то даже предполагалось, что так оно и будет – в Тольятти возникнет совместный завод, производящий качественные недорогие российско-канадские авто, но дело ограничилось лишь разработкой платформы. Временная отсрочка, но не исцеление. Как предполагают эксперты, от идеи строительства завода пришлось отказаться из-за недостатка финансов. "АвтоВАз решил, что строить завод с Magna было бы дорого. Видимо, не нашли компромисса", - заявил Накануне.RU Михаил Пак.

Переговоры о сотрудничестве возобновились с Fiat и Renault. Первый вариант кажется менее возможным, поскольку Fiat вполне успешно сотрудничает со "Северсталь-авто". Второй вариант вероятен, однако не так прост, как кажется. Renault настаивал на том, чтобы не строить совместное предприятие, а предлагал "АвтоВазу" купить лицензию на определенные производства, что, опять же, является лишь отсрочкой, пусть и более длительной, чем при сотрудничестве с Magna, но все же. Создание совместного производства с Fiat ли, Magna или Renault возможно при существенных инвестициях со стороны АвтоВАЗа.

"Возможно, АвтоВАЗ и сам попробует восстать из пепла, но нужны финансы", - говорит аналитик ИК "Солид" Алексей Алешкин. Только в том-то и дело, что таких денег у предприятия нет. Поэтому остается пусть продажи части автоконцерна. Цена вопроса – блок пакет, то есть не менее 25% акций.

Альянс АвтоВАЗ-Renault мог бы в данном случае оказаться тем самым лекарством, которое так необходимо предприятию. "На данный момент Renault оптимальный партнер. У Renault есть база для создания конкурентоспособного бюджетного автомобиля", - уверен аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Кипа.

Но, согласись ВАЗ на столь заманчивое предложение, на его осуществление потребуется значительное количество времени. Передача пакета усложняется самой структурой собственности АвтоВАЗа, пока изменение не будет завершено, блокпакет продать нельзя, поскольку акции находятся в перекрестном владении.

Как бы то ни было, со своим стратегическим партнером автоконцерн должен определиться к концу года. По крайней мере, такое Фото: заявление на одной из встреч с журналистами сделал Борис Алешин. Вполне вероятно, что эти намерения осуществятся.

АвтоВАЗ, несмотря на то, что сдает позиции, может очень многое дать своему потенциальному партнеру. Самое главное, что сложно купить – российский рынок. "АвтоВАЗ сейчас создает холдинг, который выделяет свои дилерские компании. На данный момент АвтоВАЗ обладает крупнейшей в России сетью дилеров. Например, если Renault получает доступ к этой сети, то можно говорить о существенном росте продаж", - подчеркивает аналитик ИГ "Капиталъ" Михаил Пак.

К слову, рынок привлек и Magna к созданию совместного предприятия с ГАЗом. "Это будет обоюдовыгодное сотрудничество. Возможно, компания нуждается в финансировании проектов в России. Продажа пакета означает закрепление на российском рынке", - отмечает аналитик ИК "Солид" Алексей Алешкин.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото: www.kommersant.ru



Союз же ВАЗ и ГАЗ в ближайшей перспективе кажется маловероятным. Впрочем, Борис Алешин и говорил, что вопрос корпоративного объединения пока преждевременный. А в перспективе… "В перспективе можно говорить, что в России создается крупный автомобилестроительный холдинг, который будет производить машины, начиная от легковых, заканчивая грузовиками", - считает Михаил Пак. Но до этого времени АвтоВАЗу нужно самому как-то встать на ноги. И без альянса с иностранной компанией, скорей всего, здесь не обойтись.  


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС